Файл: Факторы риска суицидального поведения несовершеннолетних.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факторы риска суицидального поведения несовершеннолетних
№ п/п | Фактор риска суицидального поведения | Способы выявления. Рекомендуемые методики диагностики | Код (для внесения в информационную карту класса/ группы) |
1 | Повышенная тревожность, состояние депрессии | Методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова Методика измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова Диагностика уровня школьной тревожности Филиппса Проективные методики Цветовой тест Люшера | 1 |
2 | Стресс, связанный с потерей близкого человека (смерть родителей/одного из родителей, брата/сестры, бабушки/дедушки, друга/подруги) | Наблюдение, беседа с учащимся, родителями, родственниками | 2 |
3 | Стресс, связанный с предстоящими экзаменами либо вызванный реакцией на отметки выполненных контрольных работ, предэкзаменационных тестов | Наблюдение, беседа с учащимся, родителями, родственниками Диагностика уровня школьной тревожности Филиппса | 3 |
4 | Суицид кого-либо из близких людей (в семье либо ближайшем окружении) | Беседа с учащимся, родителями, родственниками | 4 |
5 | Дезадаптация | Наблюдение Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда | 5 |
6 | Жестокое обращение с несовершеннолетним, проявляющееся либо в физическом воздействии, либо в психологическом | Наблюдение, беседа с учащимся Проективные методики ПДО | 6 |
7 | Резкое несоответствие ожиданий несовершеннолетнего или его представлений о себе с его возможностями и/или реальными качествами, достижениями. Неадекватная самооценка | Модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейна по изучению особенностей самооценки подростков (С.Я. Рубинштейн, 1970) ПДО | 7 |
8 | Издевательства, насмешки, вымогательство, травля со стороны одноклассников или других школьников | Наблюдение, беседа с учащимся, родителями | 8 |
9 | Суицидальные мысли, суицидальные высказывания | Наблюдение, беседа с учащимися, родителями Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой; Выявление суицидального риска у детей (В.П. Костюкевич),ПДО | 9 |
10 | Нарушенные детско-родительские отношения, отсутствие взаимопонимания, поддержки со стороны родителей (законных представителей). Несоответствие ожиданиям родителей и переживания по этому поводу | Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса (АСВ); проективная методика Р. Жиля Проективные методики (например, рисуночные тесты),ПДО | 10 |
11 | Отсутствие позитивного видения своего будущего, нереалистичное представление жизненных целей или задач по достижению целей | Тест смысложизненных ориентаций (адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeTest, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика) Проективные методики (например, методика неоконченных предложений, рисуночные тесты),ПДО | 11 |
12 | Переживания по поводу своего внешнего вида, физических недостатков. Комплекс неполноценности | Наблюдение, беседа с учащимися, родителями Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан, ПДО | 12 |
13 | Неумение выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, конструктивно решать конфликтные ситуации. Переживания по поводу нескладывающихся отношений с представителями противоположного пола | Наблюдение, беседа с учащимися, родителями Опросник А. Басса – А. Дарки (в интерпретации Цукерман Г.А.),ПДО | 13 |
14 | Катастрофическое мышление. Острая эмоциональная реакция на возникающие трудности. Импульсивность. Повышенная возбудимость нервной системы | Наблюдение, беседа с учащимся, родителями Проективные методики (например, методика неоконченных предложений),ПДО | 14 |
Информационная карта класса/группы
№ п/п | ФИО учащегося | Статус семьи (полная/неполная; многодетная; малообеспеченная; опекунская) | Состоит на учете (группа риска; СОП, дата постановки) | Выявлены факторы риска (по коду).* Результаты наблюдения за эмоциональным состоянием, поведением несовершеннолетнего (в том числе после завершения программы сопровождения) | Отметка о составлении программы сопровождения (дата) | Отметка о завершении программы сопровождения (дата) | ||||||||||
| | | | сен | окт. | нояб | дек | янв. | март | апр. | май | июнь | | |
* В случае, если в течение месяца ни один из факторов риска не выявлен (посредством наблюдения, бесед, диагностики), приписывать слово «нет».