Файл: 1. Раскройте содержание раздела Дорожнотранспортное происшествие несчастный случай или человеческий фактор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Раскройте содержание раздела «Дорожно-транспортное происшествие: несчастный случай или человеческий фактор».

До сих пор еще смертность и другие челове­ческие потери зачастую определяются как напасть или несчастный случай. Такие оценки в век пост­индустриального общества, небывало высокого уровня риска смерти в самых различных сферах жизнедеятельности человека следует рассматри­вать как ненаучные. Ведь речь идет вовсе не о «несчастном случае» как о непредвиденном стечении обстоятельств, не зависящих от челове­ка, а о незнании или невыполнении гражданами правил безопасности, т.е. о человеческом фак­торе.

Общественная идея профилактики производ­ственного, бытового и дорожного травматизма, и это неоднократно отмечалось в материалах журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни», не стала гла­венствующей и объединяющей идеей развития российского общества. Да и государство в лице мно­гих своих чиновников не восприняло эту идею. Вот и оказались мы в отсталом прошлом, не подготов­ленными к требованиям времени, не готовыми к по­ниманию и тем более к адекватной практической ре­акции на повседневные, реально существующие угрозы безопасности жизни и здоровью людей.

Подчас гипотетическая глобальная угроза забо­тит людей больше, чем повседневно существующая вероятность гибели от собственной жизнедея­тельности. Отсюда представление о ДТП как о «несчастном случае». Такое определение ДТП не только обычными гражданами, но и особенно государственными чиновниками - глубокое заб­луждение, следствие не только отсутствия куль­туры дорожного движения, но и всякой культуры вообще. Речь может идти о незнании и невыпол­нении элементарных правил и требований до­рожной безопасности. Правильный, научный подход и анализ действий участников ДТП и в доситуационный период, и в ходе самого про­исшествия обязательно выявляют наличие ошибок, преступную самонадеянность, незнание правил, неопытность, отсутствие предвидения, неумение принимать правильные решения. Если дополнить это данными об алкогольном опьянении участников ДТП и о технически неисправных транспортных средствах, то можно увидеть в случившемся происше­ствии негативную роль человеческого фактора.


Таким образом, научный подход явно указы­вает на «рукотворную» закономерность в при­чинах дорожно-транспортного происшествия, на прямую зависимость аварии от совершенно кон­кретных условий и обстоятельств, появивших­ся задолго до возникновения ДТП в результате действий самих его участников. Все это свиде­тельствует о том, что необходимо изменить саму технологию обеспечения безопасности. Перво­степенными мерами по сокращению числа по­гибших и раненых людей должны стать поиск и внедрение средств и способов предотвраще­ния ДТП.

В профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, кроме изучения правил дорожного движения на уроках по программе курса обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности, большое значение имеет внеклассная работа с учащимися. Она осуществляется двумя путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов, через подвижные игры, игры с помощью различных макетов, картинок, иллюстраций, атрибутов. Обе эти формы работы по профилактике детского травматизма необходимо так объединить, чтобы они взаимодополняли друг друга, т.е. чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные как на уроке, так и в результате проводимых внеклассных мероприятий. Внеклассная работа по изучению безопасного поведения в транспортной среде должна проводиться по согласованному на педсовете плану профилактических мероприятий, которые включаются в общешкольный план внеклассной работы. В зависимости от конкретных условий: расположения школы и жилых массивов, движения транспортных средств в данном населенном пункте, сезонных изменений погоды, план может быть дополнен .