Файл: 1. Раскройте содержание раздела Дорожнотранспортное происшествие несчастный случай или человеческий фактор.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Раскройте содержание раздела «Дорожно-транспортное происшествие: несчастный случай или человеческий фактор».
До сих пор еще смертность и другие человеческие потери зачастую определяются как напасть или несчастный случай. Такие оценки в век постиндустриального общества, небывало высокого уровня риска смерти в самых различных сферах жизнедеятельности человека следует рассматривать как ненаучные. Ведь речь идет вовсе не о «несчастном случае» как о непредвиденном стечении обстоятельств, не зависящих от человека, а о незнании или невыполнении гражданами правил безопасности, т.е. о человеческом факторе.
Общественная идея профилактики производственного, бытового и дорожного травматизма, и это неоднократно отмечалось в материалах журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни», не стала главенствующей и объединяющей идеей развития российского общества. Да и государство в лице многих своих чиновников не восприняло эту идею. Вот и оказались мы в отсталом прошлом, не подготовленными к требованиям времени, не готовыми к пониманию и тем более к адекватной практической реакции на повседневные, реально существующие угрозы безопасности жизни и здоровью людей.
Подчас гипотетическая глобальная угроза заботит людей больше, чем повседневно существующая вероятность гибели от собственной жизнедеятельности. Отсюда представление о ДТП как о «несчастном случае». Такое определение ДТП не только обычными гражданами, но и особенно государственными чиновниками - глубокое заблуждение, следствие не только отсутствия культуры дорожного движения, но и всякой культуры вообще. Речь может идти о незнании и невыполнении элементарных правил и требований дорожной безопасности. Правильный, научный подход и анализ действий участников ДТП и в доситуационный период, и в ходе самого происшествия обязательно выявляют наличие ошибок, преступную самонадеянность, незнание правил, неопытность, отсутствие предвидения, неумение принимать правильные решения. Если дополнить это данными об алкогольном опьянении участников ДТП и о технически неисправных транспортных средствах, то можно увидеть в случившемся происшествии негативную роль человеческого фактора.
Таким образом, научный подход явно указывает на «рукотворную» закономерность в причинах дорожно-транспортного происшествия, на прямую зависимость аварии от совершенно конкретных условий и обстоятельств, появившихся задолго до возникновения ДТП в результате действий самих его участников. Все это свидетельствует о том, что необходимо изменить саму технологию обеспечения безопасности. Первостепенными мерами по сокращению числа погибших и раненых людей должны стать поиск и внедрение средств и способов предотвращения ДТП.
В профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, кроме изучения правил дорожного движения на уроках по программе курса обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности, большое значение имеет внеклассная работа с учащимися. Она осуществляется двумя путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов, через подвижные игры, игры с помощью различных макетов, картинок, иллюстраций, атрибутов. Обе эти формы работы по профилактике детского травматизма необходимо так объединить, чтобы они взаимодополняли друг друга, т.е. чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные как на уроке, так и в результате проводимых внеклассных мероприятий. Внеклассная работа по изучению безопасного поведения в транспортной среде должна проводиться по согласованному на педсовете плану профилактических мероприятий, которые включаются в общешкольный план внеклассной работы. В зависимости от конкретных условий: расположения школы и жилых массивов, движения транспортных средств в данном населенном пункте, сезонных изменений погоды, план может быть дополнен .