Файл: Занятие 5 Обучающийся Синица Ирина Руслановна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие №5
Выполнил:
Обучающийся Синица Ирина Руслановна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Задание 1
Максимальное количество баллов — 7 баллов.
В современной педагогической практике ключевым профессиональным понятием является термин «воспитание». Важно понимать, что данное понятие формировалось в течение длительного исторического периода, его содержание постоянно дополнялось новыми вариациями понимания, что связано с тенденциями развития научной педагогической мысли и технологий.
Интересно, что в русском языке слово «воспитание» является отглагольным именем существительным, образованным от лексемы «воспитать». Лексическое значение изучаемой языковой единицы находится в полном соответствии со значением данного глагола. До конца XVII — начала XVIII в. глагол «воспитать» выражал исключительно физическое значение таких действий как «вскормить» и «взрастить». Только в XVIII в. — с изменением основ русской культуры — глагол «воспитать» начинает приобретать переносное отвлечённое значение: «стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь»
Источник: История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет «Рус. яз.». Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М., 1999. — 1138 с.
В рамках данного задания проведите самостоятельный информационный поиск научных определений понятия «воспитание», разработанных известными философами, учёными и педагогами, жившими в различные исторические эпохи: начиная с эпохи Древней Греции и заканчивая современностью.
В таблице 1 необходимо представить не менее десяти определений. Образец заполнения таблицы предлагается на примере определения, разработанного российским педагогом-психологом Т. А. Бабаковой.
Итак, с учётом исторической хронологии представьте формулировки определений понятия «воспитание», а в качестве вывода по результатам проведённого исследования оформите развёрнутые ответы на следующие вопросы:
А) Какие ключевые понятия используются во всех анализируемых определениях?
Б) Как исторически меняется общее содержание анализируемых определений?
В) Какой из рассматриваемых вариантов определения вы можете использовать в собственной педагогической практике? (Обоснуйте свой ответ).
Таблица 1 — Формирование системы определений педагогического понятия «воспитание»
№ п/п | Определения педагогического понятия «воспитание» | Авторы определений, Ф.И.О. и названия научных работ |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | В широком смысле понимание данного понятия определяется как явление общественной жизни, особая форма общественной деятельности, связанная с организацией присвоения подрастающим поколением социального опыта. В узком смысле содержание данного понятия определяется как взаимодействие двух субъектов, направленное на присвоение одним из них отношений к окружающему миру и к самому себе под руководством другого. | Бабакова Т. А. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т. А. Бабакова, Т. М. Акинина. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. — 64 с. |
6. | | |
7. | | |
8. | | |
9. | | |
10. | | |
… | | |
Задание 2
Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Современными педагогами используются различные концепции воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.
На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.
В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:
А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной и перспективной? Что является основанием для этого?
Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров.
Таблица 2 — Основные концепции воспитания в современной педагогике
№ п/п | Наименования концепций воспитания | Авторы, Ф.И.О. | Основные идеи концепций | Положительные черты концепций | Недостатки концепций |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
Задание 3
Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.
Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.
Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:
1) формирование социальной активности и ответственности;
2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;
3) формирование психологической и мыслительной культуры личности;
4) воспитание патриотизма и любви к Родине;
5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;
6) развитие ценностного отношения к природе;
7) формирование чувства прекрасного;
8) освоение правил этикета;
9) формирование навыков здорового образа жизни;
10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;
11) формирование умений и навыков мыслительных операций;
12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;
13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
14) воспитание законопослушного гражданина общества;
16) приобщение к общечеловеческим ценностям.
Таблица 3 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования направлений воспитания | Характеристики содержания воспитательной деятельности |
1. | Трудовое воспитание | 15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности; |
2. | Экологическое воспитание | |
3. | Патриотическое воспитание | |
4. | Эстетическое воспитание | |
5. | Нравственное воспитание | |
6. | Физическое воспитание | |
7. | Умственное воспитание | |
8. | Правовое воспитание | |
Задание 4
Максимальное количество баллов — 7 баллов.
Методы воспитания, которые используются работниками образования с целью формирования гармоничной личности, в теории педагогики классифицируются по разным основаниям.
Для последующего изучения предлагается классификация методов воспитания, выстраиваемая на основании оформления воспитательной задачи. Данная классификация актуальна для деятельности педагога ДОУ в любой возрастной группе воспитанников.
Изучите информацию, представленную в таблице 4 «Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи». Обратите внимание, что в таблице нарушены соотношения наименования метода с представлением его смыслового содержания и описания примера его реализации.
Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнением, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.
Правильные варианты группирования ответов необходимо записать после таблицы следующим образом: номер ячейки столбца с наименованиями, номер ячейки с указанием смыслового наполнения метода, номер ячейки соответствующего приёма реализации. Например, 1-3-5; 2-4-1; 3-6-2; 4-2-3 и т.д.
Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.
Таблица 4 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи
№ п/п | Наименования методов воспитания | № п/п | Смысловое наполнение метода | № п/п | Приём реализации воспитательного воздействия |
1 | Убеждение | 1 | Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника. | 1 | Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе. |
2 | Пример | 2 | Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности. | 2 | Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах. |
3 | Упражнение | 3 | Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным. | 3 | Вручение грамоты, подарка и похвала. |
4 | Поощрение | 4 | Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки. | 4 | Воспитатель говорит воспитаннику: «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!» |
5 | Наказание | 5 | Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется. | 5 | Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении. |
6 | Внушение | 6 | Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов. | 6 | Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ. |