Файл: Занятие 5 Обучающийся Синица Ирина Руслановна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие №5


Выполнил:

Обучающийся Синица Ирина Руслановна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Задание 1

Максимальное количество баллов — 7 баллов. 

В современной педагогической практике ключевым профессиональным понятием является термин «воспитание». Важно понимать, что данное понятие формировалось в течение длительного исторического периода, его содержание постоянно дополнялось новыми вариациями понимания, что связано с тенденциями развития научной педагогической мысли и технологий.

Интересно, что в русском языке слово «воспитание» является отглагольным именем существительным, образованным от лексемы «воспитать». Лексическое значение изучаемой языковой единицы находится в полном соответствии со значением данного глагола. До конца XVII — начала XVIII в. глагол «воспитать» выражал исключительно физическое значение таких действий как «вскормить» и «взрастить». Только в XVIII в. — с изменением основ русской культуры — глагол «воспитать» начинает приобретать переносное отвлечённое значение: «стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь»

 Источник: История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет «Рус. яз.». Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М., 1999. — 1138 с.

В рамках данного задания проведите самостоятельный информационный поиск научных определений понятия «воспитание», разработанных известными философами, учёными и педагогами, жившими в различные исторические эпохи: начиная с эпохи Древней Греции и заканчивая современностью.

В таблице 1 необходимо представить не менее десяти определений. Образец заполнения таблицы предлагается на примере определения, разработанного российским педагогом-психологом Т. А. Бабаковой.

Итак, с учётом исторической хронологии представьте формулировки определений понятия «воспитание», а в качестве вывода по результатам проведённого исследования оформите развёрнутые ответы на следующие вопросы:


А) Какие ключевые понятия используются во всех анализируемых определениях?

Б) Как исторически меняется общее содержание анализируемых определений?

В) Какой из рассматриваемых вариантов определения вы можете использовать в собственной педагогической практике? (Обоснуйте свой ответ).

Таблица 1 — Формирование системы определений педагогического понятия «воспитание»



п/п

Определения педагогического понятия «воспитание»

Авторы определений,

Ф.И.О. и названия научных работ

1.                

 

 

2.                

 

 

3.                

 

 

4.                

 

 

5.                

В широком смысле понимание данного понятия определяется как явление общественной жизни, особая форма общественной деятельности, связанная с организацией присвоения подрастающим поколением социального опыта.

В узком смысле содержание данного понятия определяется как взаимодействие двух субъектов, направленное на присвоение одним из них отношений к окружающему миру и к самому себе под руководством другого.

Бабакова Т. А. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т. А. Бабакова, Т. М. Акинина. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. — 64 с.

 

6.                

 

 

7.                

 

 

8.                

 

 

9.                

 

 

10.             

 

 



 

 


 

Задание 2

Максимальное количество баллов — 7 баллов. 

Современными педагогами используются различные концепции воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.

На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.

В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:

А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной и перспективной? Что является основанием для этого?          

Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров.

Таблица 2 — Основные концепции воспитания в современной педагогике

п/п

Наименования концепций воспитания

Авторы,

Ф.И.О.

Основные идеи концепций

Положительные черты концепций

Недостатки концепций

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Задание 3

Максимальное количество баллов — 7 баллов. 

 Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.

Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:

1)   формирование социальной активности и ответственности;

2)   привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;

3)   формирование психологической и мыслительной культуры личности;

4)   воспитание патриотизма и любви к Родине;

5)   освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

6)   развитие ценностного отношения к природе;

7)   формирование чувства прекрасного;

8)   освоение правил этикета;

9)   формирование навыков здорового образа жизни;

10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

11) формирование умений и навыков мыслительных операций;

12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

14) воспитание законопослушного гражданина общества;

16) приобщение к общечеловеческим ценностям.

Таблица 3 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога



п/п

Наименования направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1.                

Трудовое воспитание

 

 

 15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности;


2.                

Экологическое воспитание

 

 

 

3.                

Патриотическое воспитание

 

 

 

4.                

Эстетическое воспитание

 

 

 

5.                

Нравственное воспитание

 

 

 

6.                

Физическое воспитание

 

 

 

7.                

Умственное   воспитание

 

 

 

8.                

Правовое воспитание

 

 

 


 

Задание 4

Максимальное количество баллов — 7 баллов. 

 Методы воспитания, которые используются работниками образования с целью формирования гармоничной личности, в теории педагогики классифицируются по разным основаниям.

Для последующего изучения предлагается классификация методов воспитания, выстраиваемая на основании оформления воспитательной задачи. Данная классификация актуальна для деятельности педагога ДОУ в любой возрастной группе воспитанников.

Изучите информацию, представленную в таблице 4 «Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи». Обратите внимание, что в таблице нарушены соотношения наименования метода с представлением его смыслового содержания и описания примера его реализации.

Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнением, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.

Правильные варианты группирования ответов необходимо записать после таблицы следующим образом: номер ячейки столбца с наименованиями, номер ячейки с указанием смыслового наполнения метода, номер ячейки соответствующего приёма реализации. Например, 1-3-5; 2-4-1; 3-6-2; 4-2-3 и т.д.

Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.

Таблица 4 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи



п/п

Наименования

методов воспитания



п/п

Смысловое

наполнение метода



п/п

Приём реализации воспитательного воздействия

1

Убеждение

1

Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника.

1

Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе.

2

Пример

2

Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности.

2

Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах.

3

Упражнение

3

Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным.

3

Вручение грамоты, подарка и похвала.

4

Поощрение

4

Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки.

4

Воспитатель говорит воспитаннику:  «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!»

5

Наказание

5

Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется.

5

Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении.

6

Внушение

6

Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов.

6

Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ.