Файл: Контрольная работа 1 по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация К. 510630. 23. 05. 03. 11072022. Пз.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Иркутский государственный университет путей сообщения»
Забайкальский институт железнодорожного транспорта
- филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Иркутский государственный университет путей сообщения»
(ЗабИЖТИрГУПС)
Заочный факультет
Кафедра «Подвижной состав железных дорог»
|
Контрольная работа №1
по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
К.510630.23.05.03.1107-2022. ПЗ
Выполнил: студент гр. ПСЖ.2-19 шифр Ч-19-ПСЖ 2-1107к Клейменова Е.Д «____»________2022 г.________ | Проверил: Доцент Степанов В. В. «____»________2022 г._________ |
| |
| |
Чита 2022
Содержание
|
Введение
Метрология как наука и область практической деятельности человека зародилась в глубокой древности. На всем пути развития человеческого общества измерения были основой взаимоотношений людей между собой, с окружающими предметами, с природой. При этом вырабатывались определенные представления о размераx, формаx, свойстваx предметов и явлений, а также правила и способы иx сопоставления.
С течением времени и развитием производства ужесточились требования к качеству метрологической информации, что привело в итоге к созданию системы метрологического обеспечения деятельности человека.
1. Теоретические вопросы
Метрологический надзор за состоянием средств измерений.
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой России.
Государственный метрологический контроль включает:
-
утверждение типа средств измерений; -
поверку средств измерений, в том числе эталонов; -
лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.
Государственный метрологический надзор осуществляется:
-
за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; -
за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; -
за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.
Первичной поверке подвергаются средства измерений при выпуске из производства или ремонта, а также средства измерений, поступающие по импорту.
Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении через определенные межповерочные интервалы, установленные с расчетом обеспечения пригодности к применению средств измерений на период между поверками.
Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению средств измерений при осуществлении государственного надзора и ведомственного метрологического контроля за состоянием и применением средств измерений.
Экспертную поверку выполняют при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.
Особенности применяемых видов средств измерений определяют методы их поверки. В практике поверочных лабораторий известны разнообразные методы поверки средств измерений, которые для унификации сводятся к следующим:
-
непосредственное сличение при помощи компаратора (т.е. при помощи средства сравнения); -
метод прямых измерений; -
метод косвенных измерений; -
метод независимой поверки (т.е. поверки средств измерений относительных величин, не требующий передачи размеров единиц).
Обязательной государственной поверке подлежат:
-
средства измерений, применяемые органами государственной метрологической службы; -
образцовые средства измерений, применяемые в качестве исходных в метрологических органах министерств и ведомств; -
средства измерений, применяемые при учете материальных ценностей, взаимных расчетах и торговле; -
средства измерений, связанные с охраной здоровья трудящихся и техникой безопасности; -
средства измерений, применяемые при государственных испытаниях новых средств измерений; -
средства измерений, результаты которых используются при регистрации официальных спортивных международных и национальных рекордов.
Документы в области стандартизации. Обозначение нормативных документов. Порядок разработки, обновления и отмены национальных стандартов.
К документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:
1) документы национальной системы стандартизации;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
4) своды правил;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
Обозначение нормативного документа состоит из:
-
индекса документа - ОСТ, РД; -
кода нормативного документа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго РФ) - 153; -
кода нормативного документа отрасли - XX (приложение А); -
кода нормативного документа подотрасли - Х (приложение А); -
трехзначного регистрационного номера - XXX; -
двух последних цифр года утверждения нормативного документа - XX.
При обозначении основополагающего документа ТЭК вместо кодов нормативных документов отрасли и подотрасли проставляется 00.0.
Структура обозначения нормативного документа: ОСТ 153-ХХ.Х-ХХХ-ХХ.
Работа по разработке стандартов осуществляется по определенной схеме, которая включает в себя определенные этапы. Правила разработки представлены в ГОСТ Р 1.2–2004. Стандартизация в РФ. Правила разработки. Утверждения. Обновления и отмены.
Вначале осуществляется сбор заявок на разработку стандартов. Заявителями могут быть государственные органы, организации, предприятия, фирмы. В заявке обосновывается необходимость разработки нормативного документа в данной области деятельности общества. На основании заявок национальный орган по стандартизации формирует программу разработки национальных стандартов.
Изменения в стандарты вносятся в том случае, если вводятся более новые прогрессивные технологии и требования к продукции, работам и услугам. Проекты изменения к стандарту направляются для принятия в национальный орган по стандартизации. Каждому изменению присваивается порядковый номер и устанавливается дата введения изменения в действие. Информация об изменениях и текст изменений публикуются в информационном указателе.
Обновление стандарта предусмотрено в случае, если все более новые прогрессивные требования к продукции и услугам приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, или когда происходит изменение основных показателей качества продукции. При этом происходит отмена действующего стандарта, а в новом указывается, взамен какого стандарта он разработан, и ему присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.
Отмена стандарта предусмотрена в следующих случаях:
-
в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ, оказания услуг, осуществлявшихся по данному стандарту; -
при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа; -
в других обоснованных случаях.
Отечественный опыт управления качеством.
Первые упоминания о стандартах в России были отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены стандартные калибры - кружала - для измерения пушечных ядер. В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволило производить их далеко от Свияжска - в Угличе. Однако этот период характерен только отдельными стандартными решениями.
Развитие промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации. В 1860 году был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железных дорог, а в 1898 году - единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 году был выпущен единый сортамент профилей прокатной стали.
Внутренние (внутрифирменные) обстоятельства:
-
дисциплина; -
оборудование; -
технология; -
метрологическое обеспечение; -
испытательная база; -
технический контроль; -
организационная структура; -
система;
Человеческий фактор:
-
квалификация; -
опыт; -
профессионализм; -
поощрения; -
активность и инициатива; -
обмен передовым опытом;
Внешние условия:
-
требования рынка; -
качество поставляемого сырья, материалов, комплектующих изделий; -
ритмичность поставок от смежников; -
правовое обеспечение качества (юридическая ответственность за дефектную продукцию); -
необходимость оценки и подтверждения качества; -
инвестиции, поддержка государства; -
требовательность контроля и надзора; -
согласованность требований к составляющим продукции и производства; -
уровень конструкторских разработок;
От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя. Внедрение системы БИП позволило:
-
обеспечить строгое выполнение технологических операций; -
повысить персональную ответственность рабочих за качественные результаты своего труда; -
более эффективно использовать моральное и материальное поощрение рабочих за качество их труда; -
создать предпосылки для широкого развертывания движения за повышение качества продукции.
2. Задача 1. Определить наличие грубых погрешностей в результатах измерений
Исходные данные: 10,5; 10,6; 10,5; 10,6; 10,7; 11,8; 10,5; 10,2; 10,5; 10,6; 10,4; 10,5; 10,6; 10,6; 10,7; 10,5; 10,4.
Шестой результат вызывает сомнения. Производим проверку по критерию Романовского, не является ли он промахом.
Найдем среднее арифметическое значение: