Файл: Доклад по дисциплине этноязыковая картина мира в славянском сказочном фольклоре.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Институт русского языка и словесности
Мужские образы в русских сказках
Доклад по дисциплине: этноязыковая картина мира в славянском сказочном фольклоре
Выполнил: студент III курса Романенко Виталий Сергеевич
Волгоград
2022
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 4 |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 11 |
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 12 |
Введение
Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа.
Сказка играет в жизни человека значительную роль. Это то, что он слышит одним из первых после рождения; она же сопровождает его на следующих этапах взросления.
Сказки любят не только дети, но и взрослые. Их глубокий философский смысл дает возможность по другому взглянуть на обычные вещи; понять принципы добра и зла; научиться верить в чудо и не забывать о собственной роли.
Нравственные ценности передаются через характерных персонажей, каждый из которых имеет свой народный прототип.
Народная сказка – это прежде всего послание от наших предков, переданное из незапамятных времен. Через волшебные сюжеты до нас доносится сакральная информация о морали и духовности, традициях и культуре.
Герои русских народных сказок весьма колоритны. Они живут в мире, полном чудес и опасностей. В нем идет битва светлых и темных сил, в результате которой всегда побеждает добро и справедливость.
Зачастую героями русских народных сказок становились мужчины. Мужчина в ментальной картине мира русского народа обладает рядом характеристик. Мужчина – это и защитник своей семьи, Родины. Он солдат, представитель русского народа, русского этноса.
Основная часть
В русских народных сказках мужчина предстает в образе разных героев. Остановимся сначала на том, как с лексической точки зрения мужской образ отражен в сказках.
В русских народных сказках мужчина репрезентирован следующими лексемами: старик, дед, сын, братец, муж, мужичок (мальчик), молодец, друг, солдат, князь, король, купец, царь.
Очевидным становится тот факт, что для характеристики образа мужчины в русских сказках редко используется лексема «муж» («Снегурочка»), чаще «дед», «старик» и «мужик» («Гуси-лебеди», «Кот и лиса», «Лиса и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Терёшечка», «Морозко», «Баба Яга» и др.). Возможно, причина этого кроется в том, что на Руси, во-первых, важно было социальное положение человека, его степень родства, возраст, работоспособность, а во-вторых, велико было влияние религии, христианства, позиционирующего человека как раба божьего, в-третьих, нередко муж в русских сказках представлен как подкаблучник, то есть находящийся в зависимости от жены, не имеющий права на голос (женой, как правило, называлась вторая жена старика, мачеха для его родных детей), а замужество изначально предполагает защиту со стороны мужа. Соответственно не каждая женщина, выходя замуж, могла почувствовать себя «под защитой», «слабой» 1.
Мужчина в русских сказках предстает «добрым молодцем» (Заколдованная королевна»), «удальцом», смелым, заботливым отцом («Терёшечка»), доверчивым семьянином, которого легко обмануть («Белая уточка»), солдатом, служившим «верою и правдою» царю, своей стране («Заколдованная королевна»), главой семьи, чье слово – закон: «Рассердился,
прогнал всех» («Царевна-лягушка») 2.
Но не во всех русских сказках простой мужик способен быть самостоятельным в принятии решения, нередки случаи, когда он боится жены и предстает эмоциональным и ранимым, например, в сказке «Морозко»: «Старик затужил, заплакал, делать нечего, бабы не переспоришь.
Приведенные примеры показывают, что образная сторона концепта мужчина в русских сказках представлена в когнитивных образах, основанных на метафорическом переносе («добрый молодец», «удалец») 3.
Говоря о мужских образах в русских сказках, М.Г. Иванова отмечает, что они чаще всего связаны с представлением об идеальном управленце, о том, как должен действовать лидер 4. Некоторые исследователи выявляют несколько архетипов, которые присущи всем культурам. Среди них особо выделяют архетипы Героя, Отца, Спасителя, Царя, Мудреца и Антигероя. Эти архетипы можно проследить и в русских народных сказках.
Герой, обладающий положительными чертами, является воплощением добра и света, всего хорошего и, как правило, противопоставляется Антигерою, который мешает Герою достигнуть его целей, воплощает в себе зло. Герой в данном случае обладает такими чертами, которые считаются тем или иным народом наиболее положительными и привлекательными. В качестве примера можно привести Ивана-царевича, отважного юношу, который защищает слабых и борется с несправедливостью. А его антагонист
получает те черты, которые считаются недостойными: коварство, жестокость и т.д. Образ героя содержит в себе борьбу между двумя противоположностями, что делает архетип Героя и другие его проявления не менее интересными для изучения. Поэтому можно сказать, что не только женские, но и мужские архетипы могут быть двойственными и содержать в себе противоположные качества.
Образ Героя не только является собирательным, представляет собой тот идеал, к которому нужно стремиться, но и помогает раскрыть потенциал читателя и слушателя. М.Г. Иванова пишет, что в русской традиции архетип Героя раскрывается через множество персонажей, главных героев былин и сказок, которые олицетворяют собой русские национальные черты.
Наиболее известными такими персонажами являются Иван-царевич – классический Герой, обладающий соответствующими чертами, и Иван-дурак, часто изображаемый презираемым и одиноким, но добрым и удивительно везучим. Оба эти персонажа, несмотря на их различия, популярны и любимы народом, так как вобрали в себя узнаваемые черты национального характера и вызывают сочувствие и понимание у русского народа 5.
Иван-царевич – младший из трёх сыновей Царя Тридевятого царства. Но именно на его долю выпали самые серьёзные испытания на пути к простому человеческому счастью. В отличие от старших братьев ему пришлось заслужить право быть со своей возлюбленной, проявив для этого качества смиренного и милосердного, но одновременно мужественного и целеустремлённого человека. Таким представлен главный герой русской народной сказки «Царевна-лягушка», который по воле отца и судьбы берёт в жёны болотную жительницу.
Иван-царевич олицетворяет собой собирательный образ простого русского человека: терпеливого, безропотного, сострадающего чужому горю, но в моменты, когда нужно вступить в борьбу со злом – непреклонного, сильного духом, способного на истинный героизм и самопожертвование. Он вершит справедливость и одерживает безоговорочную победу над всеми, кто встаёт на пути к его целям. А эти цели непременно основаны на доброте, любви к ближнему и вере в светлое будущее 6.
Остановимся на образе Ивана-дурака. Многие исследователи считают, что главный герой русских сказок – искатель. Он отправляется в трудный путь, чтобы добыть волшебный предмет или невесту, расправиться с чудовищем. При этом изначально персонаж может занимать низкое социальное положение. Как правило, это крестьянский сын, самый младший ребенок в семье. Кстати, слово «дурак» в древние времена не имело негативного значения. С XIV в. оно служило именем-оберегом, которое часто давали младшему сыну. Ему не доставалось наследства от родителей. Старшие братья в сказках успешны и практичны. Иван же проводит время на печи, так как его не интересуют бытовые условия. Он не ищет денег или славы, терпеливо переносит насмешки окружающих. Однако именно Ивану-дураку в итоге улыбается удача. Он непредсказуем, способен разгадать нестандартные загадки, хитростью побеждает врага. Герою свойственны милосердие и доброта. Он выручает попавших в беду, отпускает щуку, за что удостаивается волшебной помощи. Преодолев все препятствия, Иван-дурак женится на царской дочери, становится богатым. За неказистыми одеждами скрывается образ мудреца, служащего добру и остерегающегося фальши 7.
В статье «Социально-философский анализ национальных архетипов России» доктор политических наук, профессор МГУ И.А. Василенко рассмотрела некоторые черты, присущие русскому народу. Среди них особо выделяются стремление к поиску правды и восстановлению справедливости, целеустремленность. Кроме того, в поведении героев русских народных сказок четко проявляется такой идеал народа, как значимость не материальных, а моральных ценностей.
Эти ценности прослеживаются и в политической жизни русского народа, чьи предпочтения и идеалы можно узнать в этих образах. Примечательно, что некоторые политики используют их для создания имиджа, который мог бы помочь завоевать симпатии электората
8.
Такие мужские персонажи, как Змей Горыныч и Кощей, являются антагонистами и противостоят герою, который борется за добро и мир. Тем не менее они олицетворяют не только физическую борьбу, но и психологическое противостояние, стремление героя к внутренней гармонии и целостности.
Обычно появление Змея в сказках сопровождается сильнейшим шумом, таким как «гром гремит» и «дождь дождит». Его непременная внешняя черта это многоглавость. Например, в русских былинах он представлен с 3 также с 6 и 9 головами. Но чаще с тремя. Итак, этот змей трёхголовый, который ещё вдобавок умеет летать. Хвост змея длинный в виде стрелы также большие и когтистые ноги 9.
Сказочный Змей Горыныч занимается тем же, чем и былинный. Грабит, ест людей и соблазняет женщин. В сказках он может оборачиваться добрым молодцем, камнем, веником и т. п. Как и в былинах, Иван-царевич или богатырь убивает злодея, отрубив ему голову (несколько голов). Связь с былинами четко прослеживается в сказке «Иван Быкович», где главный герой перед тем, как убить семиглавого Змея (чудо-юдо), бросает в него горсть земли и ослепляет чудовище. А также в сказке «Никита Кожемяка», в которой Змей похищает царскую дочь и насильно женится на ней. Никита Кожемяка бьется со Змеем, но силы оказываются равны, и он предлагает чудовищу заключить мировое соглашение и поделить землю поровну. Когда дело доходит до дележа моря, Змей выплывает на середину моря с богатырем на спине, и там Никита Кожемяка его убивает 10.
Не самый умный представитель мира чудовищ – Змей из сказки «Про глупого Змея и умного солдата». В этом сказании солдат несколько раз подряд обманывает малоумного Змея, тем самым спасая жизни жителей деревни и свою собственную. Из сюжета сказки видно, что в преданиях Змей постепенно утратил облик могучего чудовища и стал восприниматься неким подобием жестокого и глупого сказочного медведя.
В русских народных сказках Змей Горыныч – отрицательный герой, представитель зла. Ведь он совершает поборы, налагает дань в виде принесения в жертву ему девушки. Чаще всего это молодые красивые женщины – дочери царей, жёны героев.
Образ Змея Горыныча в сказках возник не просто так. Через этот образ показывается борьба человека со стихией огня. Как нужно вести себя с огнём, чтобы избежать неприятностей. В сказках змей выступает в роли поглотителя. Когда он встречается с героем, грозится съесть того с костями. Это и понятно: огонь сожжёт всё и не оставит костей. Незадолго до встречи со змеем-огнём человека клонит ко сну, и он часто засыпает. Обычно сну поддаются слабовольные, а истинные герои всегда устоят. В сказке «Иван Быкович» братья заснули беспробудным сном, хотя Иван предостерегал их. В других сказках, где говорится о спасении царевны,