Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВНЕДРЕНИЮ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ (НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТОК РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ)
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ 4
-
Понятие и признаки деструктивного поведения 4 -
Причины деструктивного поведения 6-
Социально-средовые причины деструктивного поведения (факторы социальной среды) 7 -
Психологические причины деструктивного поведения (персональные биологические
-
и психологические факторы) 9
-
Механизмы формирования и распространения деструктивного поведения 11 -
Виды деструктивного поведения 12-
Делинквентное (противоправное) поведение 14 -
Аддиктивное поведение 20 -
Зависимость от риска и экстремальных увлечений 22 -
Отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности 24 -
Суицидальное поведение 26 -
Патологичное сексуальное и репродуктивное поведение 29 -
Социально-паразитарное поведение 32 -
Отклоняющееся поведение детей и молодежи на основе нарушений
-
социально-личностной самореализации 34
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 36
-
Уровни и субъекты профилактики деструктивного поведения детей и молодежи 36 -
Рекомендуемые направления профилактической работы в образовательной организации 38 -
Рекомендации по психологической диагностике деструктивного поведения 40 -
Рекомендации по индивидуальной и групповой психологической профилактике
деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательных организаций 42
-
Рекомендации по повышению психологической компетентности родителей
(законных представителей) и педагогов в вопросах профилактики деструктивного поведения
детей и молодежи 43
-
Структурные компоненты воспитательной работы с детьми и молодежью в аспекте профилактики деструктивного поведения 46 -
Рекомендуемые блоки и модули системы профилактики деструктивного поведения детей
и молодежи в условиях образовательной организации 47
-
Эффективные технологии профилактики деструктивного поведения детей и молодежи 48 -
Затруднения в профилактике деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательных организаций 50 -
Требования к организации и содержанию профилактики деструктивного поведения детей
и молодежи 53
Использованные источники 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Введение
Проблема распространения деструктивного поведения в детско-юношеской среде не утрачивает своей актуальности. Социализация современных детей и молодежи характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью.
Усугубляется отчуждение между поколениями, включающее неприятие детьми и молодежью широкого спектра норм и ценностей старших членов общества. Утрачена ценность труда и образования при возрастании ценности досуга, воспринимаемого не как свободное от труда время, а как основная сфера жизнедеятельности. Еще одной особенностью стало тотальное распространение ценностей потребительского (консьюмерного) общества.
Основными
агентами социализации детей и молодежи являются уже не семья и государство в лице социальных институтов, проявляющих патерналистскую заботу, а медийно-информационная среда с девиантогенными посылами и стимулами. Таким образом, развлекательно-досуговые и потребительские устремления детей и молодежи, подкрепляемые медийно-информационной средой, при одновременном пренебрежении к труду и образованию формируют базис для деструктивного поведения.
Ученые фиксируют стремительную примитивизацию ценностно-смысловой сферы у подрастающих поколений, выявляют в сознании детей и молодежи оправдательные установки относительно аддикций, насилия, суицидов, сексуальных патологий. Дети, подростки, молодые люди не только не считают нужным вести борьбу с социальными патологиями, но и даже не осуждают их, демонстрируя равнодушие и цинизм. В детско-юношеской среде стал наблюдаться парадокс – девиация, в ее традиционном понимании, становится нормой, а норма, восходящая к основам национальной и общемировой культуры, рассматривается в качестве отклонения.
Перечисленные обстоятельства вызывают обоснованную общественную тревогу. Очевидна потребность в разработке действенных профилактических и заградительных мер, в подготовке компетентных специалистов в сфере предупреждения деструктивного поведения детей и молодежи. Особые надежды возлагаются на учреждения системы образования. В связи с этим работникам образовательных организаций необходимо обладать высоким уровнем девиантологической компетентности, навыками проектирования профилактических программ, опытом реализации профилактических мероприятий в условиях образовательных учреждений.
«Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций
современных разработок в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых)» (далее – Методические рекомендации по профилактике деструктивного поведения) органически связаны с большой методической работой Министерства просвещения Российской Федерации, направленной на реализацию Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и предназначены для учителей, специалистов по воспитательной работе, педагогов-психологов, тьюторов, организаторов и координаторов воспитательной работы в образовательных организациях на муниципальном и региональном уровнях.
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
-
Понятие и признаки деструктивного поведения
В научной и методической литературе встречается многообразие терминов, означающих отклонение от социальных норм и приемлемого в обществе поведения.
Наибольшее распространение получили термины: «девиантное поведение»,
«девиантность», «девиации», «отклоняющееся поведение», «социальные отклонения».
Часто наука использует определение «девиантное поведение» вширокомсмысле, подразумевая отклонения от норм как в «негативную» сторону (патологичные отклонения), так и в «позитивную» (сверхразвитые способности, чрезмерный альтруизм, аскетизм и др.).
Вузкомсмыследевиантными считают те формы поведения, которые обществом воспринимаются как нежелательные, требующие пресечения и предупреждения. Такое поведение
называют деструктивным, так как оно угрожает возможностям выживания этого общества. Деструктивное поведение обладает рядом признаков:
-
отклонение от норм общественного развития (расхождение между индивидуальной линией развития индивида или группы и доминирующими ценностями/тенденциями общественной жизни); -
дестабилизация и деструктивность (наличие объективного ущерба, страдания от данного поведения или его последствий на нескольких уровнях: организма, личности, ближайшего окружения и на макросоциальном уровне); -
негативная социальная оценка и наказуемость (негативная общественная оценка данного расхождения как социально нежелательного и стремление социума контролировать, устранять нежелательные проявления в поведении индивидов); -
компенсаторность (компенсация деструктивными поведенческими актами имеющегося личностного неблагополучия и социальной дезадаптации); -
специфичность (выраженность в деструктивном поведении индивидуального и половозрастного своеобразия).
Таким образом, ДЕСТРУКТИВНОЕПОВЕДЕНИЕ– это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.