Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВНЕДРЕНИЮ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ (НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТОК РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ)




2021
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ 4

    1. Понятие и признаки деструктивного поведения 4

    2. Причины деструктивного поведения 6

      1. Социально-средовые причины деструктивного поведения (факторы социальной среды) 7

      2. Психологические причины деструктивного поведения (персональные биологические

и психологические факторы) 9

    1. Механизмы формирования и распространения деструктивного поведения 11

    2. Виды деструктивного поведения 12

      1. Делинквентное (противоправное) поведение 14

      2. Аддиктивное поведение 20

      3. Зависимость от риска и экстремальных увлечений 22

      4. Отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности 24

      5. Суицидальное поведение 26

      6. Патологичное сексуальное и репродуктивное поведение 29

      7. Социально-паразитарное поведение 32

      8. Отклоняющееся поведение детей и молодежи на основе нарушений

социально-личностной самореализации 34

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 36

    1. Уровни и субъекты профилактики деструктивного поведения детей и молодежи 36

    2. Рекомендуемые направления профилактической работы в образовательной организации 38

    3. Рекомендации по психологической диагностике деструктивного поведения 40

    4. Рекомендации по индивидуальной и групповой психологической профилактике


деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательных организаций 42

    1. Рекомендации по повышению психологической компетентности родителей

(законных представителей) и педагогов в вопросах профилактики деструктивного поведения

детей и молодежи 43

    1. Структурные компоненты воспитательной работы с детьми и молодежью в аспекте профилактики деструктивного поведения 46

    2. Рекомендуемые блоки и модули системы профилактики деструктивного поведения детей

и молодежи в условиях образовательной организации 47

    1. Эффективные технологии профилактики деструктивного поведения детей и молодежи 48

    2. Затруднения в профилактике деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательных организаций 50

    3. Требования к организации и содержанию профилактики деструктивного поведения детей

и молодежи 53

Использованные источники 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 59


Введение


Проблема распространения деструктивного поведения в детско-юношеской среде не утрачивает своей актуальности. Социализация современных детей и молодежи характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью.

Усугубляется отчуждение между поколениями, включающее неприятие детьми и молодежью широкого спектра норм и ценностей старших членов общества. Утрачена ценность труда и образования при возрастании ценности досуга, воспринимаемого не как свободное от труда время, а как основная сфера жизнедеятельности. Еще одной особенностью стало тотальное распространение ценностей потребительского (консьюмерного) общества.

Основными

агентами социализации детей и молодежи являются уже не семья и государство в лице социальных институтов, проявляющих патерналистскую заботу, а медийно-информационная среда с девиантогенными посылами и стимулами. Таким образом, развлекательно-досуговые и потребительские устремления детей и молодежи, подкрепляемые медийно-информационной средой, при одновременном пренебрежении к труду и образованию формируют базис для деструктивного поведения.

Ученые фиксируют стремительную примитивизацию ценностно-смысловой сферы у подрастающих поколений, выявляют в сознании детей и молодежи оправдательные установки относительно аддикций, насилия, суицидов, сексуальных патологий. Дети, подростки, молодые люди не только не считают нужным вести борьбу с социальными патологиями, но и даже не осуждают их, демонстрируя равнодушие и цинизм. В детско-юношеской среде стал наблюдаться парадокс девиация, в ее традиционном понимании, становится нормой, а норма, восходящая к основам национальной и общемировой культуры, рассматривается в качестве отклонения.

Перечисленные обстоятельства вызывают обоснованную общественную тревогу. Очевидна потребность в разработке действенных профилактических и заградительных мер, в подготовке компетентных специалистов в сфере предупреждения деструктивного поведения детей и молодежи. Особые надежды возлагаются на учреждения системы образования. В связи с этим работникам образовательных организаций необходимо обладать высоким уровнем девиантологической компетентности, навыками проектирования профилактических программ, опытом реализации профилактических мероприятий в условиях образовательных учреждений.

«Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций
современных разработок в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых)» (далее – Методические рекомендации по профилактике деструктивного поведения) органически связаны с большой методической работой Министерства просвещения Российской Федерации, направленной на реализацию Федерального закона 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», и предназначены для учителей, специалистов по воспитательной работе, педагогов-психологов, тьюторов, организаторов и координаторов воспитательной работы в образовательных организациях на муниципальном и региональном уровнях.

РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

    1. Понятие и признаки деструктивного поведения

В научной и методической литературе встречается многообразие терминов, означающих отклонение от социальных норм и приемлемого в обществе поведения.

Наибольшее распространение получили термины: «девиантное поведение»,

«девиантность», «девиации», «отклоняющееся поведение», «социальные отклонения».

Часто наука использует определение «девиантное поведение» вширокомсмысле, подразумевая отклонения от норм как в «негативную» сторону (патологичные отклонения), так и в «позитивную» (сверхразвитые способности, чрезмерный альтруизм, аскетизм и др.).

Вузкомсмыследевиантными считают те формы поведения, которые обществом воспринимаются как нежелательные, требующие пресечения и предупреждения. Такое поведение
называют деструктивным, так как оно угрожает возможностям выживания этого общества. Деструктивное поведение обладает рядом признаков:

  • отклонение от норм общественного развития (расхождение между индивидуальной линией развития индивида или группы и доминирующими ценностями/тенденциями общественной жизни);

  • дестабилизация и деструктивность (наличие объективного ущерба, страдания от данного поведения или его последствий на нескольких уровнях: организма, личности, ближайшего окружения и на макросоциальном уровне);

  • негативная социальная оценка и наказуемость (негативная общественная оценка данного расхождения как социально нежелательного и стремление социума контролировать, устранять нежелательные проявления в поведении индивидов);

  • компенсаторность (компенсация деструктивными поведенческими актами имеющегося личностного неблагополучия и социальной дезадаптации);

  • специфичность (выраженность в деструктивном поведении индивидуального и половозрастного своеобразия).

Таким образом, ДЕСТРУКТИВНОЕПОВЕДЕНИЕ это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.




Схема 1.1. Понятие и признаки деструктивного поведения