Файл: Доклад по дисциплине этноязыковая картина мира в славянском сказочном фольклоре.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предназначенной на съедение змею, Иван тоже заснул тяжёлым сном и чуть не погиб. Горячая слеза, выпавшая из глаз царевны, разбудила героя, и он вступил в схватку со змеем. В этом эпизоде содержится запрет спать у огня-змея. Огонь греет, клонит усталого человека ко сну. Если не уследить за огнём, это приведёт к беде.
Что касаемо Кощея, то вероятно его имя могло произойти от тюркского «кощей», что переводится как «невольник». Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского «костить» (ругать, вредить) или «кость». Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет. Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира 11.
Есть в русских народных сказках множество архетипов, которые сложно причислить к ряду мужских или женских. Так, архетип Мудреца не обладает яркими гендерными чертами, и мужским его можно назвать лишь отчасти. Если архетипы Отца и Царя ассоциируются именно с образом мужчины и обладают соответствующими чертами, то Мудрец воплощает в себе архетип Духа, который сочетает в себе мужское и женское начала.
Заключение
Русская народная сказка – явление уникальное. Мужские образы в русских сказках с момента их создания играли огромную роль. В течение многих столетий через поступки героев мужского пола можно было учиться добру, справедливости, героизму, любви, получать знания об окружающем мире, воспитываться нравственно. Сказки «наставляли» уму – разуму.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Когда читаешь русские народные сказки, всегда переживаешь и волнуешься за главных героев, желаешь им победы над злыми и коварными врагами. Обычно именно через мужские образы в сказках показана борьба добра со злом.
Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.
Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в мужские образы народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера.
Список использованной литературы и электронных ресурсов
1 Белозубова Н. И. Образ мужчины в русском и китайском фольклоре // Фольклорно-диалектологический альманах. – Материалы национальной научной конференции с международным участием. – Том 16 . – С. 72.
2 Белозубова Н. И. Образ мужчины в русском и китайском фольклоре // Фольклорно-диалектологический альманах. – Материалы национальной научной конференции с международным участием. – Том 16 . – С. 72.
3 Там же.
4 Иванова М.Г. Духовное развитие как отражение архетипических сюжетов и смыслов культуры. – М., 2017. – С. 12.
5 Торотоева А. М. Основные гендерные архетипы в русской культуре на примере сказок // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – Серия 11: социология. – 2019. – № 3. – С. 97.
6 Иван царевич образ в сказках // URL: https://needlewoman.ru/articles/ivan-tsarevich-obraz-v-skazkah.html (дата обращения: 18.11.2022).
7 Русские народные сказки их герои. Образы мужчины и женщины в сказках британских островов. Герои русских сказок. Змей-Горыныч // URL: https://thestrip.ru/smoky-eyes/russkie-narodnye-skazki-ih-geroi-obrazy-muzhchiny-i-zhenshchiny-v-skazkah/ (дата обращения: 18.11.2022).
8 Торотоева А. М. Основные гендерные архетипы в русской культуре на примере сказок // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – Серия 11: социология. – 2019. – № 3. – С. 97.
9 Змей Горыныч в русских сказках // https://www.livemaster.ru/topic/940623-zmej-gorynych-v-russkih-skazkah (дата обращения: 18.11.2022).
10 Змей Горыныч в русских сказках // https://www.livemaster.ru/topic/940623-zmej-gorynych-v-russkih-skazkah (дата обращения: 18.11.2022).
11 Русские народные сказки их герои. Образы мужчины и женщины в сказках британских островов. Герои русских сказок. Змей-Горыныч // URL: https://thestrip.ru/smoky-eyes/russkie-narodnye-skazki-ih-geroi-obrazy-muzhchiny-i-zhenshchiny-v-skazkah/ (дата обращения: 18.11.2022).
Что касаемо Кощея, то вероятно его имя могло произойти от тюркского «кощей», что переводится как «невольник». Персонаж триста лет был скован цепями и содержался в заточении. Сам он тоже любит похищать красивых девушек и прятать их в темницу. По другой версии, имя происходит от славянского «костить» (ругать, вредить) или «кость». Кощей часто изображается как тощий старик, больше похожий на скелет. Он является очень сильным чародеем, живет в дали от других людей и владеет несметными сокровищами. Смерть героя находится в игле, которая надежна укрыта в предметах и животных, вложенных друг в друга по типу матрешки. Прототипом Кощея может быть зимнее божество Карачун, которое появилось на свет из золотого яйца. Оно сковало землю льдом и принесло с собой смерть, вынуждая наших предков переселяться в более теплую местность. В других мифах Кощеем звали сына Чернобога. Последний мог управлять временем и повелевал войском загробного мира 11.
Есть в русских народных сказках множество архетипов, которые сложно причислить к ряду мужских или женских. Так, архетип Мудреца не обладает яркими гендерными чертами, и мужским его можно назвать лишь отчасти. Если архетипы Отца и Царя ассоциируются именно с образом мужчины и обладают соответствующими чертами, то Мудрец воплощает в себе архетип Духа, который сочетает в себе мужское и женское начала.
Заключение
Русская народная сказка – явление уникальное. Мужские образы в русских сказках с момента их создания играли огромную роль. В течение многих столетий через поступки героев мужского пола можно было учиться добру, справедливости, героизму, любви, получать знания об окружающем мире, воспитываться нравственно. Сказки «наставляли» уму – разуму.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Когда читаешь русские народные сказки, всегда переживаешь и волнуешься за главных героев, желаешь им победы над злыми и коварными врагами. Обычно именно через мужские образы в сказках показана борьба добра со злом.
Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.
Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в мужские образы народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера.
Список использованной литературы и электронных ресурсов
-
Белозубова Н. И. Образ мужчины в русском и китайском фольклоре // Фольклорно-диалектологический альманах. – Материалы национальной научной конференции с международным участием. – Том 16 . – С. 67 – 76. -
Змей Горыныч в русских сказках // https://www.livemaster.ru/topic/940623-zmej-gorynych-v-russkih-skazkah (дата обращения: 18.11.2022). -
Иван царевич образ в сказках // URL: https://needlewoman.ru/articles/ivan-tsarevich-obraz-v-skazkah.html (дата обращения: 18.11.2022). -
Иванова М. Г. Духовное развитие как отражение архетипических сюжетов и смыслов культуры. – М., 2017. – С. 1 – 19. -
Русские народные сказки их герои. Образы мужчины и женщины в сказках британских островов. Герои русских сказок. Змей-Горыныч // URL: https://thestrip.ru/smoky-eyes/russkie-narodnye-skazki-ih-geroi-obrazy-muzhchiny-i-zhenshchiny-v-skazkah/ (дата обращения: 18.11.2022). -
Торотоева А. М. Основные гендерные архетипы в русской культуре на примере сказок // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – Серия 11: социология. – 2019. – № 3. – С. 92 – 97.
1 Белозубова Н. И. Образ мужчины в русском и китайском фольклоре // Фольклорно-диалектологический альманах. – Материалы национальной научной конференции с международным участием. – Том 16 . – С. 72.
2 Белозубова Н. И. Образ мужчины в русском и китайском фольклоре // Фольклорно-диалектологический альманах. – Материалы национальной научной конференции с международным участием. – Том 16 . – С. 72.
3 Там же.
4 Иванова М.Г. Духовное развитие как отражение архетипических сюжетов и смыслов культуры. – М., 2017. – С. 12.
5 Торотоева А. М. Основные гендерные архетипы в русской культуре на примере сказок // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – Серия 11: социология. – 2019. – № 3. – С. 97.
6 Иван царевич образ в сказках // URL: https://needlewoman.ru/articles/ivan-tsarevich-obraz-v-skazkah.html (дата обращения: 18.11.2022).
7 Русские народные сказки их герои. Образы мужчины и женщины в сказках британских островов. Герои русских сказок. Змей-Горыныч // URL: https://thestrip.ru/smoky-eyes/russkie-narodnye-skazki-ih-geroi-obrazy-muzhchiny-i-zhenshchiny-v-skazkah/ (дата обращения: 18.11.2022).
8 Торотоева А. М. Основные гендерные архетипы в русской культуре на примере сказок // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – Серия 11: социология. – 2019. – № 3. – С. 97.
9 Змей Горыныч в русских сказках // https://www.livemaster.ru/topic/940623-zmej-gorynych-v-russkih-skazkah (дата обращения: 18.11.2022).
10 Змей Горыныч в русских сказках // https://www.livemaster.ru/topic/940623-zmej-gorynych-v-russkih-skazkah (дата обращения: 18.11.2022).
11 Русские народные сказки их герои. Образы мужчины и женщины в сказках британских островов. Герои русских сказок. Змей-Горыныч // URL: https://thestrip.ru/smoky-eyes/russkie-narodnye-skazki-ih-geroi-obrazy-muzhchiny-i-zhenshchiny-v-skazkah/ (дата обращения: 18.11.2022).