ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
|
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Управление персоналом |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 4
по учебному курсу « Психология »
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | К.П. Лахомова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | УПбвд-2101а | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 20_22_
Практическое задание 4
Тема 2. Структура психики. Психические процессы, состояния и свойства
Задание
На основе анализа учебной литературы выделите основные особенности психических познавательных процессов. Выберите необходимые вам переменные и заполните таблицу 4.1.
Таблица 4.1
Когнитивный процесс | Сущность процесса (определение, его структура) | Виды | Свойства | Формы | Показатели | Факторы влияния |
Ощущение | простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. | 1. Экстерорецептивные 2. Интерорецептивные 3. Проприоцептивные | 1.Качество 2. Интенсивность 3. Длительность 4. Последовательные образы 5. Пороги ощущений. 6. Адаптация 7. Сенсибилизация | Зрительные слуховые вкусовые обонятильные осязательные | качество, интенсивность, длительность, пространственную локализацию, порог ощущений. | |
Память | психологический процесс запечатления и сохранения, воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал. | | 1. Объем памяти 2.Длительность памяти 3. Быстрота 4. Точность | Произвольная и непроизвольная,п=непосредственная и опосредственная, кратковременная и долговременная | | |
Восприятие | целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. | Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим. 1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической. 2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные. 3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека. | 1. Предметность 2. Апперцепция 3. Константность 4. Осмысленность. 5. Избирательность 6. Целостность | Зрительное Слуховое осязательное | | |
Мышление | Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики. | Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное. Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия | 1.Анализ 2. Синтез 3. Обобщение 4. Сравнение 5. Абстрагирование Качества мышления (ума). - Широта - Конкретность - Глубин | Теоретическое Понятийное Образное Практическое Наглядно-образное Наглядно-действенное | | |
Воображение | Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. | Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение. | Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей. 2.Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов 3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов. 4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт. 5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики. | Воссоздающее творческое | | |
Речь | процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах. | Устная – общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой. Делится на: а) монологическую – речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли б) диалогическую – разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников 2. Письменная – изображается графически, с помощью письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Особенность – она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время. 3. Внутренняя – речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи. | . Содержательность 2. Понятность 3. Выразительность 4. Бездейственность | Устная и писменная | | |
Внимание | Внимание– это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. | . Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное | 1. Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте: - высокая; - низкая 2. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно: 3. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой: - трудное; - легкое 4. Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. 5. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте: - устойчивое - неустойчивое | Устойчивость Сосредоточенность Переключаемость Распределение обьем | | |