Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Педагогика Практическое занятие 6.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие 6


Выполнил:

Обучающийся Синица Ирина Руслановна

Преподаватель:

Чукаев Олег Владимирович


Задание 1. Разработайте структуру обучающего занятия для дошкольного возраста (возраст – по Вашему выбору). Тип занятия: изучение новой темы (изучение нового материала).

Структура обучающего занятия для дошкольного возраста по изучению новой темы:


  1. Вводная часть. (3 – 4 мин.)

Занятия необходимо начать с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» или сказочных сюжетов. Это необходимо для проявления интереса и активизации детей.

  1. Основная часть занятия. (8 – 10 мин.)

Изучение нового материала. Этот этап происходит с использованием дидактической игры и работой с раздаточным материалом.

  1. Подведение итогов. (2-3 мин.)

Обязательная похвала детей за проделанную работу.
В течении всего занятия следует проводить физкультминутку. (1-2мин.)
Задание 2. Составьте рекомендации по составлению и оформления конспекта обучающего занятия для дошкольников.

В ответ укажите:

Возраст детей:

Рекомендации по выбору темы и цели занятия:

Рекомендации по проектированию занятия:

Рекомендации по оформлению конспекта занятия:

Перечень документов, которые необходимо будет оформить при планировании, подготовке, проведении и анализе занятия:

Ответ:

Основные требования к составлению конспекта занятия

         Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования. Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя наряду с другими такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.


        Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным особенностям детей. Важную роль здесь играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. 

        Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых представлений, умений и навыков, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.

         По этой причине современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют осознание необходимости обеспечения качества планирования и организации занятий с детьми.

      В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:

обучающий (усвоение новых представлений);

 цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;

закрепляющий (закрепление и систематизация накопленного опыта детей);  цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений;

 комбинированный (смешанный);

цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

         При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.

Наименование    Образовательная область «Ребёнок и природа»

Возрастная направленность старший дошкольный возраст

Тема «Осень»

Программные задачи: образовательные (какие представления будем формировать);  развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций); воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)



 Материал и оборудование: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.

Предварительная работа: экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д.  

Методы  и приёмы:

Наглядный: наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.

Словесный: беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.

Практический: элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.

Игровой: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль; внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения и др.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная

Развивающие образовательные технологии: метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии» 

В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы,

например: I этап – вводный (3-5 минут)

II этап – основной (15-18 минут)

III этап – заключительный (2-3 минуты)

Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста воспитанников и др. 

Типичные ошибки при составлении конспекта занятия:

1. Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы детей на вопросы, которые их заставили мыслить, сопоставлять и т.д.

 2. Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.

3. Отсутствие проблемной ситуации на занятии.

4. Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии. 5. Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.

6. Крайне редко используются: приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты); фрагменты развивающих образовательных технологий; электронные образовательные ресурсы.

7. После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия. 

Список использованных источников

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 398 с.


2. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с

 3. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017 – 117 с.        

Примерный конспект занятия

по образовательной области «Ребенок и общество»

для воспитанников среднего дошкольного возраста

Тема: «Варенье для Маши и Медведя»

 Программные задачи:

закрепить представления о полезности фруктов, их использовании в собственной практической деятельности;

упражнять в умениях группировать и классифицировать продукты (овощи, фрукты) с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий; формировать умения соотносить растения с природными сообществами, в которых они произрастают (огород, сад);

 воспитывать желание принимать посильное участие в элементарном трудовом процессе.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, подносы с разрезными картинками овощей и фруктов, корзины, схемы этапов приготовления варенья из фруктов, емкости для фруктов по количеству детей.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Маша и Медведь», работа с мнемотаблицами, рассматривание иллюстраций природных сообществ.

Методы и приёмы:  игровой (дидактические игры, проблемные и игровые ситуации); наглядный (просмотр фрагмента мультфильма).

 Тип занятия – закрепляющий.

Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии.

Ход занятия

I этап  - вводный (организационный) 

Игра-этюд «Приветствие» (фронтальная форма работы)

 Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Сюрпризный момент «Посылка от Маши» (фронтальная форма работы)

 Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.

II этап – основной

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Маша и Медведь», серии «День Варенья» (фронтальная форма работы).

Цель: закрепление представлений о полезности продуктов питания: овощей и фруктов, их использовании в собственной практической деятельности.


 Проблемная ситуация: «Варенье оказалось невкусным. Миша недоволен. Как исправить ситуацию?» (фронтальная форма работы)

Цель: активизация речевой и мыслительной деятельности детей. Дети вспоминают, из чего Маша варила варенье. Делают выводы и умозаключения, почему Миша недоволен и предлагают свои варианты решения проблемной ситуации.

Игровая ситуация «Как приготовить варенье» (фронтальная форма работы) Цель: развитие связной речи воспитанников, закрепление последовательности этапов приготовления варенья из фруктов.

Развивающая игра «Овощи - фрукты» (подгрупповая форма работы)

 Цель: упражнение в умениях группировать и классифицировать продукты (овощи, фрукты) с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий; формирование умений соотносить растения с природными сообществами, в которых они произрастают (огород, сад).

Перед детьми на подносах – фрукты и овощи, которые необходимо сгруппировать по признаку «овощи» – «фрукты», одна группа группирует овощи, другая – фрукты.

Проблемная ситуация «Варенье получилось невкусное → Маша не знает, как правильно приготовить варенье → как научить Машу варить варенье» (фронтальная форма работы)

Цель: активизация мыслительной активности, словаря воспитанников.

Игровая ситуация «Рецепты приготовления варенья из фруктов» (подгрупповая форма работы)

Цель: развитие связной речи детей, творческого мышления, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности.

Развивающая игра с использованием методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗтехнологии «Хорошо-плохо» (фронтальная форма работы, индивидуальная)

Цель: развивать творческое мышление, воображение, речь воспитанников. Физкультминутка

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Знают взрослые и дети, (Маршируют на месте)

Много фруктов есть на свете! (Разводят руки в стороны)

Яблоки и апельсины, Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты – Витаминами богаты. (Хлопают в ладоши)

 Фрукты - радость для ребят, (Прыгают на месте)

 Их в садах для нас растят. (Поднимают руки вверх)