Файл: Методические рекомендации для обучающихся по оформлению выпускной квалификационной работы (выпуск 2023 года) одобрено на заседании пцк.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П рофессиональное образовательное учреждение «КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ» |
1 09316, г. Москва, Волгоградский пр-т, д.42, кор.7, тел. (495) 640 64 36, тел./факс (495) 640 64 60
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
______________ Е.В. Гущина
«____» ____________ 2022 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по оформлению выпускной квалификационной работы
(выпуск 2023 года)
ОДОБРЕНО на заседании ПЦК «Финансы и бухгалтерский учет» «Прикладная информатика» «Туризм и сервис» «Юриспруденция» Председатель ___________________ /Канайкина А.Н. / Председатель ___________________/Жукова Ю.А./ Председатель ___________________/Шендерова Н.А./ Председатель ___________________/Протасова Н.В./ Протокол № 3 «8»ноября 2022 г. | |
Москва 202_
Введение
Цель данных рекомендаций – помощь в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы обучающихся и освоение ими требований, предъявляемых к выпускным квалификационным работам выполняемых в Профессиональном образовательном учреждении «КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ». Они помогут спланировать и организовать исследовательскую деятельность не только в процессе подготовки работы, но и на протяжении всего процесса обучения.
Методические рекомендации будут полезны и руководителям исследовательских работ обучающихся для согласования единства требований по оформлению выпускных квалификационных работ.
Развитие исследовательской деятельности обучающихся связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
-
ориентировка(выделение предметной области осуществления исследования); -
проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования); -
оспособление (присвоении способом реализации исследования – подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования); -
планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска); -
эмпирия(сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных); -
анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных, формулировка выводов); -
рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).
Выпускная квалификационная работа обучающегося выполняется под руководством преподавателей. Это первая самостоятельная попытка обучающегося овладеть научным знанием. Одна из ключевых задач выполнения работы – освоение обучающимся языка науки, логики и основных принципов построения исследования. В связи с этим, обучающимся рекомендуется (по согласованию с научным руководителем) один из двух вариантов написания работы:
1 – теоретическая работа на основе анализа научной литературы по избранной проблеме и самостоятельно выстроенной логике рассуждения;
2 – эмпирическая (практическая) работа, включающая планирование, организацию, проведение и описание самостоятельного исследования с целью освоения алгоритма исследовательской деятельности.
В первом случае обучающийся должен научиться самостоятельно анализировать тексты разных авторов, освоить правила цитирования, ссылок на источники.
Во втором случае должен научиться правилам и нормам построения эмпирического исследования, подбора и применения исследовательских методов, адекватных сформулированным автором работы цели, задачам и гипотезе, корректности обработки и интерпретации полученных материалов.
Обучающийся должен выполнить работу, соответствующую всем требованиям, предъявляемым к работам данного типа.
Выпускная квалификационная работа – важнейшая форма самостоятельной работы обучающегося. Выпускная квалификационная работа является законченным научным исследованием, выполненным на завершающем этапе обучения. Это творческая работа обучающегося, главная цель и содержание которой – научное исследование актуальных вопросов теоретического и практического характера по профилю специальности.
К защите выпускной квалификационной работы допускаются обучающиеся, полностью выполнившие учебный план.
Тематика выпускной квалификационной работы определяется выпускающими цикловыми комиссиями и утверждается приказом директора в строгом соответствии с квалификационными характеристиками и учетом специализации обучающихся. Она должна быть связана с решением актуальных научно-исследовательских и организационных задач, затрагивать проблемы в изучаемой области науки, профессиональной деятельности.
Процесс выполнения выпускной квалификационной работы включает несколько этапов:
-
выбор темы, назначение руководителя; -
изучение требований, предъявляемых к данной работе; -
согласование с руководителем плана работы;
-
изучение литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования;
-
непосредственная разработка проблемы (темы);
-
методологические основания исследования; -
проблема, цель, объект и предмет исследования, задачи, гипотеза; -
структура работы; -
методы исследования; -
опытно-экспериментальная база или источник исследования;
-
ход проведения исследований и обработка данных; -
обобщение полученных результатов; -
написание работы; -
рецензирование работы; -
подготовка доклада-презентации для защиты; -
защита и оценка работы.
Работа над исследованием должна носить систематический характер, обучающийся регулярно отчитывается перед своим научным руководителем.
Раздел 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ВКР. ЗАЩИТА И ОЦЕНКА НАУЧНЫХ РАБОТ.
-
Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы
Содержание выпускной квалификационной работы включает в себя:
- введение;
- теоретическую часть;
- экспериментальную (практическую) часть,
- экономическую часть (по требованию специальности);
- заключение, содержащее выводы и рекомендации;
- список использованных источников;
- приложения.
Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирических и теоретических исследований, или являться обоснованным проектом. Здесь сбалансировано должны быть представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская часть.
Выпускная квалификационная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность к самостоятельным научным исследованиям, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.
Композиционно структура выпускной квалификационной работы содержит:
1 – титульный лист; 2- задание, 3 – содержание; 4 – введение; 5 – главы основной части (рекомендуется первая глава – обзор отечественных и зарубежных исследований по исследуемой проблеме, обоснование ключевых понятий; вторая глава
(или параграф второй главы) – обоснование и описание методов, а также процедуры исследования; третья глава (или второй параграф второй главы) – обсуждение результатов исследования, анализ, обобщение); 5 – заключение; 6 – список литературы; 7 – приложения.
Введение содержит обоснование выбора темы, ее актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования, основные направления теоретических и практических разработок по выбранной теме, обзора литературы и источников, выбор методологической базы и конкретных методов исследования и анализа.
Теоретическая часть состоит не менее чем из двух параграфов, в содержании которых отражаются современные концепции исследований по теме работы. Теоретическое освещение темы предполагает ответы на поставленные задачи на основе анализа имеющихся литературных и иных источников, раскрываются основные теоретические позиции и обсуждаются ключевые понятия, используемые при построении эмпирического исследования.
Практическая (эмпирическая) часть представляет собой конкретные разработки в соответствии с поставленными задачами и пояснения к ним. В эмпирической части также должно быть не менее двух параграфов, в которых должны описываться методы, процедура исследования, полученные результаты, проводиться анализ и обсуждение полученных данных в соотношение с литературными источниками. Для экономических специальностей в практической части рассматривается учет бухгалтерских и экономических показателей на выбранном объекте исследования - на конкретном предприятии. Должны быть описаны методы обработки и анализа полученных результатов, приведены данные бухгалтерского учета и экономического анализа на предприятии, коэффициенты и прочие показатели финансового состояния. Выводы по эмпирическому исследованию должны быть достаточно обоснованными, вытекать из собственных данных, соотноситься с теоретическими и эмпирическими исследованиями других ученых.
Экономическая часть (для экономических дисциплин) включает составление прогноза финансового состояния предприятия, его экономической перспективы на рынке и рекомендации по улучшению финансового состояния и достижению устойчивого экономического положения предприятия, а также совершенствование системы бухгалтерского и налогового учета на нем.
В Заключении содержится общее описание основных результатов исследования, формулируются выводы.
Приложение включает в себя таблицы, графики, диаграммы, отчеты и другие формы представления результатов экспериментальной (практической) части исследования.
Объем выпускной квалификационной работы зависит от: научной дисциплины, типа выпускной квалификационной работы, сложности темы и требований СПО и научного руководителя, определяется ГОСТом и в среднем составляет 30-60 страниц, без учета приложений. Список использованных источников должен составлять 20-40 наименований.
2. Представление и защита выпускных квалификационных работ
Защитывыпускных квалификационных работ проходит на заседании Государственной экзаменационной комиссии. К защите допускаются только те выпускные работы, которые прошли процедуру предзащиты и оформление которых соответствует установленным требованиям.
Для допуска к защите выпускной квалификационной работы необходимо представить:
-
Выпускную квалификационную работу, оформленную в соответствии с предъявляемыми требованиями; -
отзыв научного руководителя (Приложение); -
внешнюю рецензию, заверенную печатью учреждения, в котором работал или проходил производственную практику обучающийся (Приложение); -
диск/флешку с текстом выпускной квалификационной работы, с портфолио;
Все вышеназванное вкладывается в выпускную квалификационную работу.
3. Процедура проведения защиты выпускных квалификационных работ
Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной экзаменационной комиссии, состав которой утверждается колледжем.
Защита проходит при наличии письменного текста выпускной работы со всеми сопроводительными документами в виде доклада. Защита носит характер научной дискуссии и происходит в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики. Обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в работе.
Заседание Государственной экзаменационной комиссии начинается с того, что председательствующий объявляет о защите работы, указывает ее название, фамилию, имя и отчество автора и научного руководителя. Секретарь комиссии отмечает готовность всех материалов к защите.
В докладе выпускник раскрывает существо, теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы. Рекомендуется сосредоточить основное внимание на главных итогах проведенного исследования, на новых теоретических и прикладных положениях, которые разработаны самим выпускником лично. На доклад выделяется 5-7 минут. К тексту доклада могут быть приложены дополнительные иллюстративные материалы (схемы, таблицы, графики и т.д.); могут использоваться компьютерные презентации. О применении дополнительного иллюстративного материала или технических средств презентации необходимо предупредить технического секретаря комиссии. Важно, чтобы речь выпускника была ясной, грамматически точной, уверенной.