Файл: Методические рекомендации для обучающихся по оформлению выпускной квалификационной работы (выпуск 2023 года) одобрено на заседании пцк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После доклада отводится время (до 10 минут) на вопросы членов аттестационной комиссии и ответы выпускника.

Далее предоставляется слово научному руководителю, который в своем выступлении раскрывает отношение обучающегося к работе над выпускным исследованием, а также затрагивает другие вопросы, касающиеся его личности. При отсутствии на заседании ГЭК научного руководителя, зачитывается его письменный отзыв.

Затем секретарь комиссии оглашает отзыв внешнего рецензента, акцентируя внимание на замечаниях, рекомендациях и пожеланиях, на которые выпускник должен предоставить ответы.

После этого начинается научная дискуссия, в ходе которой высказываются мнения и отношения к представленной работе и услышанному докладу. В обсуждении имеют право участвовать все присутствующие на защите.

По окончании дискуссии выпускнику предоставляется заключительное слово. В заключительном слове он может отнестись к высказанным в дискуссии мнениям, а также выразить свои благодарности. После этого основная часть процедуры защиты выпускной квалификационной работы заканчивается.

По результатам защиты на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии выставляется оценка. В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников результаты защиты оцениваются баллами «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», которые объявляют в тот же день, после оформления в установленном порядке предусмотренной процедурой защиты.
4. Критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника

4.1. Основными критериями оценки выпускных квалификационных работ являются:

  • соответствие представленной работы в печатном виде всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;

  • самостоятельность и обоснованность исследования;

  • четкость, логичность и научная выверенность структуры работы, методологическая грамотность в построении исследования;

  • объем и качество проделанной работы;

  • уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения эмпирических материалов, обоснованность и четкость сформулированных выводов и обобщений;

  • объем и уровень анализа литературы по исследуемой проблеме, общая ориентированность в выбранной области исследования;

  • литературность языка письменной работы и качество устного доклада;

  • четкость и обоснованность ответов на вопросы, замечания и дискуссионные рекомендации во время защиты выпускной квалификационной работы.


4.2. В критерии оценки уровня подготовки обучающегося по специальности входит:

  • соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, ее актуальность, оригинальность и новизна, полнота раскрытия темы;

  • качество обзора литературы и источников и его соответствие выбранной теме выпускной квалификационной работы;

  • актуальность, оригинальность, новизна, практическая ценность задач экспериментальной части, их соответствие теме исследования, полнота и качество раскрытия поставленных задач;

  • соответствие оформления ВКР установленным нормам и требованиям;

  • уровень освоения общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС, учебными программами дисциплин и профессиональных модулей, продемонстрированный обучающимся при защите выпускной квалификационной работы и ответе на дополнительные вопросы;

  • уровень практических умений и результатов приобретенного практического опыта, продемонстрированных выпускником при защите выпускной квалификационной работы;

  • готовность к конкретным видам профессиональной деятельности специалиста,

  • уровень знаний и умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи, давать ответы на вопросы государственной экзаменационной комиссии; обоснованность, четкость, краткость ответов.

4.3. При определении окончательной оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются следующие показатели:

  • соответствие представленной работы установленным критериям;

  • доклад выпускника по каждому разделу работы;

  • ответы на вопросы;

  • оценка рецензента;

  • отзыв руководителя.

4.4. Критерии оценки.

Оценка «отлично» выставляется при условии выполнения следующих требований:

  • представленная работа соответствует всем установленным критериям, т.е.

  1. тематика выпускных квалификационных работ соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей;

  2. содержание работы соответствует заявленной теме, тема раскрыта полностью;

  3. обзор литературы и источников отличается полнотой и обстоятельностью, соответствует выбранной теме;

  4. экспериментальная часть характеризуется актуальностью/ оригинальностью/ новизной/ ценностью поставленных задач, поставленные задачи сформулированы четко и ясно и соответствуют теме, исследование по поставленным задачам проведено в полном объеме, материал экспериментальной части приведен в наглядной форме, продемонстрирован достаточный уровень практических умений и результатов приобретенного практического опыта;

  5. оформление соответствует установленным нормам и требованиям;


  • доклад обучающегося по всем показателям демонстрирует в полном объеме овладение общими и профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС, учебными программами дисциплин и профессиональных модулей;

  • обучающийся готов к конкретным видам профессиональной деятельности специалиста;

  • обучающийся ориентируется во всех дополнительных вопросах.

Оценка «хорошо» выставляется при условии выполнения следующих требований:

  • тематика выпускных квалификационных работ соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей;

  • представленная выпускная квалификационная работа соответствует всем или почти всем установленным критериям на хорошем уровне (не допускается несоответствие содержания заявленной тематике и требованиям по оформлению);

  • доклад обучающийся показывает хорошее усвоение теоретического материала, овладение общими и профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС, учебными программами дисциплин и профессиональных модулей;

  • обучающийся готов к конкретным видам профессиональной деятельности специалиста;

  • обучающийся ориентируется во всех дополнительных вопросах, при этом возможны некоторые неточности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если выполняются следующие условия:

  • тематика выпускных квалификационных работ соответствует содержанию одного или нескольких профессиональных модулей;

  • представленная работа удовлетворяет всем требованиям по оформлению, соответствует заявленной теме, однако имеются существенные недостатки по её содержанию;

  • обучающийся показывает неполное усвоение теоретического материала, овладение общими и профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС, учебными программами дисциплин и профессиональных модулей, отвечает не на все дополнительные вопросы;

  • приложения удовлетворительного качества или не представлены.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае полного несоответствия работы установленным требованиям, в процессе защиты обучающийся не владеет теоретическим и практически материалом, наглядный материал не представлен.
Раздел 2. Написание и оформление выпускных квалификационных работ
1. Структура работы

Существует принятая схема написания научно-исследовательской работы. Эта схема предполагает наличие следующих частей в работе: титульный лист, задание, содержание, введение, ряд глав (с минимум двумя параграфами в главе), заключение, список использованных источников, приложения.


Наиболее формализованная часть работы – ВВЕДЕНИЕ. Во введении излагается программа исследования – идеальный план действий исследователя, который необходим как для понимания что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (план последовательных действий). Введение имеет устоявшуюся структуру:

Актуальность темы исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости выбранного обучающимся направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед социальной, экономической или другого рода наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах двух-трёх страниц машинописного текста показать главное – суть проблемной ситуации.

Актуальность темы исследования может раскрываться в трех направлениях:

Социальном. Абзац о современном социальном контексте по отношению к проблеме исследования. Например: «В условиях все большего разрыва в экономической теории по сравнению с реалиями рыночной экономики становится актуальной... такая-то проблема, раскрытие которой позволит...».

Теоретическом. Абзац о масштабе теории вопроса. Например: «Данная проблема рассматривалась в социальных, экономических, политических и проч. науках в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделено тому-то, а не вопросу…».

Практическом. Абзац о положении дел в практике обсуждаемой проблемы. Например: «Анализ практики показывает, что в экономике, законодательстве и проч., происходит … а предприятия все чаще сталкиваются с ...». Или: «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … в практике…».

После того, как кратко и в то же время детально описана актуальность исследования, формулируется противоречие исследования
. Под противоречием понимается определенная взаимосвязь между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловленными и взаимопроникающими противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Под противоречием понимается несогласованность, несоответствие между какими-либо аспектами единого объекта. Центральной темой экономики, как науки, например, является противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов для их удовлетворения Пример противоречия: «В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между тем-то и тем-то в теории... и тем-то и тем-то в практике...».

Исследование начинается с формулировки научной проблемы, которая вытекает из выбранной темы исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы. Например: тема звучит как «Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере малого предприятия», тогда проблема может быть сформулирована как «Каковы особенности экономики малого предприятия по сравнению с крупной корпорацией?». Или тема «Учет бухгалтерских операций по кредитам организации» может предполагать такую проблему, как: «Каковы должны быть условия кредитного договора, чтобы он был выгодным, а бухгалтерский и налоговый учет кредитов был максимально приближен?»

Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.

После того как проблема сформулирована, необходимо обозначить цель исследования. Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель — это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить. Например, «Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий...». Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе. Также возможна фраза «Решение данной проблемы и составило цель исследования», что позволит избежать повторения-«перевертыша» проблемы.