Файл: Пояснительная записка Рабочая учебная программа к учебному курсу по истории для 7 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по истории для 7 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по истории (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы: любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающего мир, умеющего учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активного, уважающего закон и правопорядок, уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В 7 классе историю изучают 17 человек. Уровень обученности средний . Обучающиеся обладают неплохим потенциалом и способны к дальнейшему обучению и развитию. Поэтому для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация личностно-ориентированного подхода к обучающимся, учёт индивидуальных интересов и склонностей при выборе форм работы на уроке и при определении домашнего задания..
В рабочей программе сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентации и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в 7 классе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями о развитии человеческого общества в эпоху Нового времени (I период) в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; -
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; -
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности, от осуществления действий по опорам к осуществлению действий без опор. Тем самым на уроках истории реализуется «ЗР-технология»: презентация материала, его повторение и производство, т.е. применение в устных и письменных высказываниях. Преобладающим типом урока является комбинированный урок. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, парная, групповая. Увеличивается удельный вес проектной и исследовательской работы. Предполагается выполнение проектных заданий в конце некоторых тем и выполнение мини-проектов в течение одного урока. Используются такие формы уроков как урок- экскурсия, урок-путешествие, урок с элементами исследования.урок защиты проектов ,урок с применением ИКТ, и т.д. Большая роль на уроках истории отводится применению элементов здоровьесберегающей и информационно-коммуникативной технологий.
требования к уровню подготовки обучающихся.
Должен знать:
-
основные этапы и ключевые события Новой истории и истории России 17-18 вв. и выдающихся деятелей этой эпохи; -
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; -
изученные виды исторических источников.
Должен уметь:
-
определять последовательность и длительность важнейших событий Новой истории и истории России17-18 вв.; -
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; -
читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; -
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; -
использовать приобретенные знания при написании творческих работ; -
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; -
группировать исторические явления и события по заданному признаку; -
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; -
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; -
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; -
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры; -
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
В результате работы в 7 классе у обучающихся формируются следующие компетенции:
1.Ценностно-смысловая компетенция
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2.Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3.Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копир, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
5.Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6.Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использова ние ИКТ | Использова ние проектной деятельности | Использование исследователь ской деятельности |
1 | Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 14 | 3 | 2 | 3 |
2 | Ранние буржуазные революции. Международные отношения. | 4 | 1 | 1 | 1 |
3 | Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 4 | 1 | 1 | 1 |
4 | Колониальный период в Латинской Америке | 1 | | | 1 |
5 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 1 | | | 1 |
6 | Итоговое повторение | 2 | 1 | | |
7 | Россия в 17 веке. | 14 | 5 | 2 | 2 |
8 | Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого. | 11 | 1 | 3 | 1 |
9 | Россия в середине и второй половине 18 века. | 16 | 3 | 4 | 3 |
10 | Итоговое повторение | 1 | | | |
11 | Итого | 68 | 15 | 13 | 13 |