Файл: Пояснительная записка Рабочая учебная программа к учебному курсу по истории для 7 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по истории для 7 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по истории (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Выполнение учебной рабочей программы направлено на достижение цели работы школы на второй ступени обучения: формирование у обучающихся целостного представления о мире, гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, самостоятельности, развития их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, а также способствует реализации модели выпускника основной школы: любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающего мир, умеющего учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активного, уважающего закон и правопорядок, уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

В 7 классе историю изучают 17 человек. Уровень обученности средний . Обучающиеся обладают неплохим потенциалом и способны к дальнейшему обучению и развитию. Поэтому для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализа­ция личностно-ориентированного подхода к обучающимся, учёт индивидуальных интересов и склонностей при выборе форм работы на уроке и при определении домашнего задания..


В рабочей программе сохранена традиционная для российской школы ориентация на фунда­ментальный характер образования.

Место и роль исторического знания в образовании мо­лодого поколения обусловлены его познавательными и миро­воззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исто­рического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

История, основанная на достоверных фактах и объектив­ных оценках, представляет собирательную картину социаль­ного, нравственного, созидательного, коммуникативного опы­та людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде сово­купности приоритетных для общества ценностных ориента­ции и качеств личности, проявляющихся как в учебном про­цессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных прио­ритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески приме­няющего исторические знания в учебной и социальной дея­тельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в 7 классе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями о раз­витии человеческого общества в эпоху Нового времени (I период) в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли Рос­сии во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе­рантности и мира между людьми и народами, в духе демо­кратических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержа­щуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

  • формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.


Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки от­дельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности, от осуществления действий по опорам к осуществлению действий без опор. Тем самым на уроках истории реализуется «ЗР-технология»: презентация материала, его повторение и производство, т.е. применение в устных и письменных высказываниях. Преобладающим типом урока является комбинированный урок. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, парная, групповая. Увеличивается удельный вес проектной и исследовательской работы. Предполагается выполнение проектных заданий в конце некоторых тем и выполнение мини-проектов в течение одного урока. Используются такие формы уроков как урок- экскурсия, урок-путешествие, урок с элементами исследования.урок защиты проектов ,урок с применением ИКТ, и т.д. Большая роль на уроках истории отводится применению элементов здоровьесберегающей и информационно-коммуникативной технологий.

требования к уровню подготовки обучающихся.

Должен знать:

  • основные этапы и ключевые события Новой истории и истории России 17-18 вв. и выдающихся деятелей этой эпохи;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе истори­ческого развития;

  • изученные виды исторических источников.

Должен уметь:

  • определять последовательность и длительность важнейших событий Новой истории и истории России17-18 вв.;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения на­родов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников куль­туры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источ­ников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней исто­рии, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений совре­менной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использова­ния знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой куль­туры, национальной и религиозной принадлежности.


В результате работы в 7 классе у обучающихся формируются следующие компетенции:

1.Ценностно-смысловая компетенция

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2.Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3.Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копир, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.


5.Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6.Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Учебно-тематический план

№ п/п


Тематический блок

Кол-во часов


Использова

ние ИКТ


Использова

ние проектной деятельности


Использование исследователь

ской деятельности


1

Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

14

3

2

3

2

Ранние буржуазные революции. Международные отношения.

4

1

1

1

3

Эпоха Просвещения. Время преобразований.

4

1

1

1

4

Колониальный период в Латинской Америке

1







1

5

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

1







1

6

Итоговое повторение

2

1







7

Россия в 17 веке.

14

5

2

2

8

Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого.

11

1

3

1

9

Россия в середине и второй половине 18 века.

16

3

4

3

10

Итоговое повторение

1










11

Итого

68

15

13

13