Файл: Программа ориентирована на детей От 10 до 15 лет. Срок реализации 1 год Автор составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия им. академика Н.Г. Басова

при Воронежском государственном университете
Рассмотрено на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор

гимназии им. академика Н.Г. Басова:

от «____» _______________2022 г. ____________ М.В. Бочарова

Протокол № ________________ «____» _______________2022 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

кружка по изобразительному искусству

«Волшебная палитра»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Программа ориентирована на детей

От 10 до 15 лет.

Срок реализации – 1 год

Автор – составитель:

Войнова Наталья Вячеславовна,

Педагог дополнительного образования

г. Воронеж

2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ









стр.

1

Пояснительная записка

2

2

Общая характеристика программы объединения дополнительного образования

2

3

Планируемые результаты освоения программы

7

4

Основные формы, методы, технологии работы

9




Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

12

5

Тематический план

13

6

Содержание программы объединения дополнительного образования

14


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.


К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия им. академика Н.Г. Басова, осуществляющее образовательную деятельность, реализует дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу кружка изобразительного искусства «Волшебная палитра» Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества, данная программа предлагает детям базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная палитра» разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с основными нормативными документами:

  • Декларация прав ребенка.

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Конституция Российской Федерации.

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря 2012 года № 273-ФЗ) (ГЛАВА 2. Статья 12. Часть 2, 4,5. Статья 13. ГЛАВА 10. Статья 75.)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. 28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03, для использования в практической работе.

  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).

  • О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).



Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в кружке, дети приобретают опыт творческой работы и опыт участия в конкурсной деятельности на разных уровнях (школьные, районные, городские, региональные, всероссийские и международные конкурсы, фестивали).

Актуально на сегодняшний день и то, что содержание программы позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. А также позволяет разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.


Цель программы - обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;

  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие:

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

  • развитие колористического видения;

  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.

Воспитательные:

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

  • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия.



Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная палитра» в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества и изобразительных видов искусства.

Синтетические виды художественного творчества – любительский театр, видеотворчество, фотография, дизайн и т.п. – позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов как сценирование, философия и технология дизайна. Изобразительные виды искусства позволяют реализовать художественные идеи в различных проектах синтетических видов искусства. Приобщение детей к мировой художественной культуре, изучение основ различных видов искусств дает возможность широкого выбора для участия в различных конкурсах и олимпиадах.


Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий

Программа разработана на основе авторской программы «Академия художников» (изобразительное искусство и дизайн) Н.А. Фроловой, типовых программ по изобразительному искусству, внеурочной деятельности и является модифицированной.

Отличительная особенность

Поскольку в кружок принимаются ученики с разной степенью одаренности и базовой подготовки - данная программа позволяет удовлетворить потребность в занятиях творчеством у детей с самой разной мотивацией. Кто-то придет на занятия, чтобы заполнить свободное время, сделать подарки родным своими руками, оформить школьное мероприятие, просто научиться выражать себя через творчество, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь. Другие – приобретут изобразительную грамотность, опыт участия в конкурсах и олимпиадах, которые, возможно, будут использовать в своей будущей профессии. Программа позволяет разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Адресат программы

Программа предназначена для детей 10-15 лет, обучающихся средних и старших классов гимназии, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по искусству

Объем и срок освоения программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная палитра» реализуется в течение одного года.

Форма обучения очная, групповая, что обосновывается спецификой профиля деятельности. Рекомендованное количество учащихся в группе 14-16 человек. Состав групп учащихся разновозрастной постоянный, разноуровневый (по уровню подготовки и способностей учащихся).

Реализация данной программы предполагает освоение базового уровня.

Программы (1 год обучения) предполагает формирование и развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства, знакомство школьников с наследием мировой художественной культуры, формирование у них способности управления социокультурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.