Файл: Рабочая программа по биохимии для специальности 31. 05. 02. (Педиатрия) Факультет педиатрический Курс 1,2 Семестр 2,3.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Рабочая программа
по биохимии для специальности 31.05.02. (Педиатрия)
Факультет педиатрический
Курс 1,2
Семестр 2,3
Лекции: второй семестр 8 часов третий семестр 4 часа
Экзамен: третий семестр 9 часов
Практические занятия: второй семестр 34 часа третий семестр 51 час
Самостоятельная работа: 74 часа
Всего часов (ЗЕ): 180 (5) часов
Воронеж
2021г.
Рабочая программа дисциплины «Биохимия» для направления подготовки специальности 31.05.02 «Педиатрия» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО (Министерство образования и науки Российской
Федерации, приказ № 965 от 12 августа 2020 г.) и профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №306н от 27 марта 2017 года).
Рецензенты:
Место работы
Занимаемая должность
Инициалы, фамилия
ВГМУ им. Н.Н. Бурденко,
Кафедра фармакологии
Заведующая кафедрой, доктор медицинских наук
Т.А. Бережнова
ВГМУ им. Н.Н. Бурденко,
Кафедра патологической физиологии
Заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор
В.И. Болотских
Программа одобрена на заседании ЦМК ВГМУ им. Н.Н. Бурденко по координации преподавания ООП специальности 31.05.02. Педиатрия
«20» апреля 2021 г, протокол № 6 .
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины биохимия являются
1. Ознакомление обучающихся с основными понятиями статической и динамической биохимии.
2. Формирование системных знаний о химическом составе и молекулярных процессах протекающих в организме человека.
3. Обучение навыками выполнения простейших аналитических приемов в биохимии.
Задачи дисциплины
- Изучение структурной организации основных биомакромолекул, входящих в состав организма человека.
- Рассмотрение основ биоэнергетики и внутриклеточного обмена углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот и минеральных веществ.
- Получение полного представления о молекулярных механизмах регуляции важнейших метаболических процессов.
- Обучение студентов правилам техники безопасности при работе с лабораторной посудой и техникой; навыкам выполнения биохимических анализов;
- Стимулирование учебно-исследовательской работы у студентов, умение оценивать информативность результатов анализа биологических жидкостей организма человека.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
Учебная дисциплина «Биохимия» относится к блоку Б1.0.10. базовой части образовательной программы высшего образования по направлению «Педиатрия»; изучается во втором и третьем семестре.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: химия, биоорганическая химия, физика, математика, биология, анатомия.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ожидаемые результаты образования и
компетенции обучающегося по завершении освоения программы учебной
дисциплины, сопоставленные с профессиональным стандартом)__БИОХИМИЯ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1. Знать: теоретические основы абстрактного мышления, анализа и синтеза в медицинской практике; физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; строение и функции наиболее важных химических соединений; метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ; основные физико-химические методы анализа в медицине.
2. Уметь: выделять главные аспекты проблем медицины; прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
читать протеинограмму и объяснить причины различий, трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови.
3. Владеть: информацией о наиболее значимых проблемах в медицинской практике; навыками оценки состояния здоровья человека, применяя для этого знания по биохимии; понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов; навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека.
Результаты образования
Краткое содержание и характеристика обязательного (порогового) уровня сформированности компетенций
Номер компетенции
1 2
3
Знать: теоретические основы абстрактного мышления, анализа и синтеза в медицинской практике.
Уметь: выделять главные аспекты проблем медицины.
Владеть: информацией о наиболее значимых проблемах в медицинской практике.
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ИД 1 Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи (проблемной ситуации)
ИД 2
Рассматривает и предлагает возможные варианты системного подхода в решении задачи (проблемной ситуации), оценивая их достоинства и недостатки
ИД 3 Формирует собственные выводы и точку зрения на основе аргументированных данных
ИД 4 Определяет и оценивает риски
(последствия) возможных решений поставленной задачи
ИД 5 Принимает стратегическое решение проблемных ситуаций
УК-1
Знать: физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; строение и функции наиболее важных химических соединений.
Уметь: прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ.
Владеть: навыками оценки состояния здоровья человека, применяя для этого знания по биохимии.
Способен к противодействию применения допинга в спорте и борьбе с ним
ИД 2 Анализирует биохимические, физико- химические и молекулярнобиологические механизмы развития патологических процессов в клетках и тканях организма спортсмена, при приеме запрещенных препаратов, определяя основные принципы течения биохимических процессов при приеме запрещенных препаратов
ОПК-3
Знать: метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ.
Способен оценивать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека для решения профессиональных задач
ОПК-5
3. Владеть: информацией о наиболее значимых проблемах в медицинской практике; навыками оценки состояния здоровья человека, применяя для этого знания по биохимии; понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов; навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека.
Результаты образования
Краткое содержание и характеристика обязательного (порогового) уровня сформированности компетенций
Номер компетенции
1 2
3
Знать: теоретические основы абстрактного мышления, анализа и синтеза в медицинской практике.
Уметь: выделять главные аспекты проблем медицины.
Владеть: информацией о наиболее значимых проблемах в медицинской практике.
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ИД 1 Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи (проблемной ситуации)
ИД 2
Рассматривает и предлагает возможные варианты системного подхода в решении задачи (проблемной ситуации), оценивая их достоинства и недостатки
ИД 3 Формирует собственные выводы и точку зрения на основе аргументированных данных
ИД 4 Определяет и оценивает риски
(последствия) возможных решений поставленной задачи
ИД 5 Принимает стратегическое решение проблемных ситуаций
УК-1
Знать: физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях; строение и функции наиболее важных химических соединений.
Уметь: прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ.
Владеть: навыками оценки состояния здоровья человека, применяя для этого знания по биохимии.
Способен к противодействию применения допинга в спорте и борьбе с ним
ИД 2 Анализирует биохимические, физико- химические и молекулярнобиологические механизмы развития патологических процессов в клетках и тканях организма спортсмена, при приеме запрещенных препаратов, определяя основные принципы течения биохимических процессов при приеме запрещенных препаратов
ОПК-3
Знать: метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ.
Способен оценивать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека для решения профессиональных задач
ОПК-5
Уметь: читать протеинограмму и объяснить причины различий; трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови
Владеть: навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека.
ИД 1 Определяет и анализирует морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы организма человека
ИД 2 Учитывает морфофункциональные особенности, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека при составлении плана обследования и лечения
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, _ 180 часов.
№ п/
п
1
Раздел учебной дисциплины
С
ем ес тр
Не де ля се м
ес тра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающегося и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практ. занятия
Самост. работа
1
Строение и биологическая роль простых и сложных белков. УК-1;
ОПК-3; ОПК-5 2
2 8
8
Тесты.
Ситуационные задачи. Устный опрос.
2
Ферменты, витамины.
УК-1;
ОПК-3; ОПК-5 2
4 10 12
Тесты.
Ситуационные задачи. Устный опрос.
3
Биологическое окисление.
Строение и обмен углеводов.
УК-1;
ОПК-3; ОПК-5 2
2 16 17
Тесты.
Ситуационные задачи. Устный опрос.
4
Химия и обмен липидов.
УК-1;
ОПК-3; ОПК-5 3
15 12
Тесты.
Ситуационные задачи. Устный опрос.
5
Обмен белков и аминокислот.
УК-1;
ОПК-3; ОПК-5 3
2 12 8
Тесты.
Ситуационные задачи. Устный опрос.
6
Обмен нуклеиновых кислот и хромопротеинов.
УК-1;
ОПК-3; ОПК-5 3
2 24 17
Тесты.
Ситуационные задачи. Устный опрос.
Всего часов
12 85 74
Экзамен (3 семестр)
9 часов
4.2. Тематический план лекций
Лекции проводятся дистанционно с размещением на платформе Moodle.
№
Тема
Цели и задачи
Содержание темы
Часы
1
Строение и биологическая роль простых и сложных белков.
Формирование целостного представления о строении и физико-химических свойствах различных белков организма человека.
Химическая природа и свойства простых и сложных белков.
Факторы, обеспечивающие стабильность белков в растворе. Влияние температуры, рН и электролитов на стабильность белков в растворе. Методы разделения белков и получения в чистом виде.
2
2
Ферменты. Витамины.
Формирование представлений о строении и функциях ферментов и витаминов в организме человека
Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Факторы, влияющие на активность ферментов. Классификация, строение и биологическая роль витаминов.
Понятие об авитаминозах.
4
3
Биологическое окисление. Строение и обмен углеводов.
Изучение механизма выработки энергии в клетке. Формирование представлений об основных направлениях обмена и биологической роли углеводов в организме человека.
Основные принципы выработки энергии в клетке. Структура и функционирование дыхательной цепи. Анаэробный путь окисления глюкоы. Окислительное декарбоксилирование пировиног-радной кислоты. Аэробный путь окисления глюкозы. Энергетическая ценность окисления глюкозы. Пентозофос-фатный и уронатный пути окисления глюкозы.
2
4
Обмен белков и аминокислот
Формирование полного представления об обмене белков и аминокислот в организме человека.
Ознакомление со строением, синтезом и функциями нуклеиновых кислот.
Продукты питания, содержащие белки.
Пути превращения аминокислот.
Биосинтез белка. Образование аммиака.
Пути обезвреживание аммиака.
2
5
Обмен нуклеиновых кислот и хромопротеинов
Минеральный обмен, регуляция
Изучить особенности обмена минеральных веществ в организме.
Изучить особенности строения и свойств гормонов, их биологическую роль в организме.
Распад нуклеиновых кислот и нуклеотидов. Синтез нуклеотидов в клетке. Биосинтез ДНК и РНК.
Классификация минеральных веществ, необходимых для жизнедеятельности человека. Участие в обмене веществ калия, натрия, кальция, железа, меди и цинка.
2
Всего часов
12
4.3. Тематический план практических занятий.
№
п/п
Тема
Цели и
задачи
Содержание темы
Обучающийся должен
знать
Обучающий-ся
должен уметь
Ча-
сы
1
Строен ие и биологи ческая роль просты х и сложны х белков.
Формирование целостного представле- ния о строении и физико- химических свойствах различных белков организма человека.
Химическая природа и свойства простых и сложных белков.
Факторы, обеспечивающие стабильность белков в растворе. Влияние температуры, рН и электролитов на стабильность белков в растворе. химическую природу и роль основных белковых биомолекул,
Читать и анализировать результаты протеино-граммы и электрофоре- граммы.
8
2
Фермен ты.
Вита- мины.
Формиро- вание представле- ний о строении и функциях ферментов и витаминов в организме человека.
Химическое строение ферментов и витаминов.
Факторы, влияющие на активность фер-ментов.
Биологическая роль витаминов для человека.
химическую природу и роль ферментов и витаминов; химические явления и процессы, протекающие в организме на молекулярном уровне при нарушении ферментативного катализа и при недостатке витаминов.
Определять активность ферментов в биологических жидкостях, выявлять места изменений биохимичес-ких процессов при патологии
10
3
Биологи ческое окислен ие.
Строен ие и обмен углевод ов.
Изучение механизма выработки энергии.
Формирова- ние пред- ставлений об основ-ных направ-лениях и биологи- ческой роли обмена углеводов в организме человека.
Механизм выработ-ки энергии в клетке.
Структура и функ- ционирование дыхательной цепи.
Анаэробный и аэробный пути окисления глюкоы
Окислительное декарбоксилиро-вание пировино-градной кислоты
Пентозофосфатный и уронатный пути окисления глюкозы. основы биоэнергетики клетки; магистраль-ные пути метаболизма углеводов; биохимического анализа заболеваний; информативность различных биохимических определений для анализа крови и мочи при некоторых патологических состояниях (сахарный диабет)
Определять продукты метаболизма энергетичес-кого и углеводного обмена в биологических жидкостях выявлять места изменений биохимичес-ких процессов при патологии
16
4
Химия и обмен липи- дов.
Рассмотрение свойств липидов и путей их обмена в организме человека.
Пищевые источники липидов для человека.
Роль желчи в перева- ривании липидов.
Переваривание липидов в кишеч-нике.
Образование хиломикронов и других липопротеинов крови.
Бета окисление жирных кислот. Окисление глицерина.
Энергетическая ценность окисления жиров химическую природу и роль основных биомолекул, химические явления, процессы, протекающие в организме на молеку- лярном уровне; магистральные пути метаболизма липидов, основные нарушения метаболизма в организме человека; оценивать информативность различных биохимических определений для анализа крови и мочи при некоторых патологи- ческих состояниях.
Определять продукты метаболизма липидного обмена в биологических жидкостях выявлять места изменений биохимических процессов при патологии
15
5
Обмен белков и аминок
Формирование пред- ставлений об обмене белков
Состав и свойства желудочного сока.
Переваривание белков в кишечнике. Пути магистральные пути метаболизма белков и аминокислот..
Определять продукты метаболизма разных белков в
12
ислот в организме человека. превращения аминокислот. биологических жидкостях, выявлять места изменений биохимических процессов при патологии
6
Обмен нуклеи- новых кислот и хромо- протеи- нов
Ознакомле- ние со стро- ением син- тезом и функциями нуклеиновых кислот.
Распад нуклеиновых кислот. Расщепление нуклеотидов в клет-ке.
Синтез нуклеотидов.
Биосинтез ДНК и РНК.
Билирубины крови.
Обмен нуклеиновых кислот. принципы биохими- ческого анализа нуклеинового обмена.
Причины нарушения обмена хромопротеинов.
Методы диагностики желтух.
24
Всего часов
85
4.4. Самостоятельная работа обучающихся.
№
п/п
Тема
Самостоятельная работа
Форма
Цель и задачи
Методическое и материально-
техническое обеспечение
ч
1
Строение и биологическая роль простых и сложных белков.
Решение и обсуждение с преподавателем индивидуальных ситуационных задач по теме.
Формирование целостного представления о строении и физико- химических свойствах различных белков организма человека.
Ситуационные задачи по биохимии: учебно-методическое пособие для студентов / В.В. Алабовский. –
Воронеж: ВГМА, 2010. – 93 с.
Подсказки решения ситуационных задач по биохимии: учебно- методическое пособие / В.В.
Алабовский и др. – в 2-х частях –
Воронеж: ВГМУ, 2020. – 114 с.
Тестовые задания на платформе
Moodle.
8
2
Ферменты.
Витамины.
Решение и обсуждение с преподавателем индивидуальных ситуационных задач по теме.
Формирование целостного представления о строении и функциях ферментов и витаминов в организме человека
Ситуационные задачи по биохимии: учебно-методическое пособие для студентов / В.В. Алабовский. –
Воронеж: ВГМА, 2010. – 93 с.
Подсказки решения ситуационных задач по биохимии: учебно- методическое пособие / В.В.
Алабовский и др. – в 2-х частях –
Воронеж: ВГМУ, 2020. – 114 с.
Тестовые задания на платформе
Moodle.
12
3
Биологическое окисление.
Строение и обмен углеводов.
Решение и обсуждение с преподавателем индивидуальных ситуационных задач по теме.
Изучение механизма выработки энергии.
Рассмотрение путей обмена углеводов.
Ситуационные задачи по биохимии: учебно-методическое пособие для студентов / В.В. Алабовский. –
Воронеж: ВГМА, 2010. – 93 с.
Подсказки решения ситуационных задач по биохимии: учебно- методическое пособие / В.В.
Алабовский и др. – в 2-х частях –
Воронеж: ВГМУ, 2020. – 114 с.
Тестовые задания на платформе
Moodle.
17
4
Химия и обмен
Решение и обсуждение с
Рассмотрение свойств липидов и
Ситуационные задачи по биохимии: учебно-методическое пособие для
12
6
Обмен нуклеи- новых кислот и хромо- протеи- нов
Ознакомле- ние со стро- ением син- тезом и функциями нуклеиновых кислот.
Распад нуклеиновых кислот. Расщепление нуклеотидов в клет-ке.
Синтез нуклеотидов.
Биосинтез ДНК и РНК.
Билирубины крови.
Обмен нуклеиновых кислот. принципы биохими- ческого анализа нуклеинового обмена.
Причины нарушения обмена хромопротеинов.
Методы диагностики желтух.
24
Всего часов
85
4.4. Самостоятельная работа обучающихся.
№
п/п
Тема
Самостоятельная работа
Форма
Цель и задачи
Методическое и материально-
техническое обеспечение
ч
1
Строение и биологическая роль простых и сложных белков.
Решение и обсуждение с преподавателем индивидуальных ситуационных задач по теме.
Формирование целостного представления о строении и физико- химических свойствах различных белков организма человека.
Ситуационные задачи по биохимии: учебно-методическое пособие для студентов / В.В. Алабовский. –
Воронеж: ВГМА, 2010. – 93 с.
Подсказки решения ситуационных задач по биохимии: учебно- методическое пособие / В.В.
Алабовский и др. – в 2-х частях –
Воронеж: ВГМУ, 2020. – 114 с.
Тестовые задания на платформе
Moodle.
8
2
Ферменты.
Витамины.
Решение и обсуждение с преподавателем индивидуальных ситуационных задач по теме.
Формирование целостного представления о строении и функциях ферментов и витаминов в организме человека
Ситуационные задачи по биохимии: учебно-методическое пособие для студентов / В.В. Алабовский. –
Воронеж: ВГМА, 2010. – 93 с.
Подсказки решения ситуационных задач по биохимии: учебно- методическое пособие / В.В.
Алабовский и др. – в 2-х частях –
Воронеж: ВГМУ, 2020. – 114 с.
Тестовые задания на платформе
Moodle.
12
3
Биологическое окисление.
Строение и обмен углеводов.
Решение и обсуждение с преподавателем индивидуальных ситуационных задач по теме.
Изучение механизма выработки энергии.
Рассмотрение путей обмена углеводов.
Ситуационные задачи по биохимии: учебно-методическое пособие для студентов / В.В. Алабовский. –
Воронеж: ВГМА, 2010. – 93 с.
Подсказки решения ситуационных задач по биохимии: учебно- методическое пособие / В.В.
Алабовский и др. – в 2-х частях –
Воронеж: ВГМУ, 2020. – 114 с.
Тестовые задания на платформе
Moodle.
17
4
Химия и обмен
Решение и обсуждение с
Рассмотрение свойств липидов и
Ситуационные задачи по биохимии: учебно-методическое пособие для
12