Файл: Рабочая программа по биохимии для специальности 31. 05. 02. (Педиатрия) Факультет педиатрический Курс 1,2 Семестр 2,3.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
83. Роль ионов кальция, фосфора и магния в обмене веществ организма человека.
Кальций крови, регуляция его концентрации. Пути поступления и способы удаления кальция из клеток. УК-1, ОПК-5.
84. Обмен кальция и фосфора в организме. Превращения в желудочно-кишечном тракте. Пути выведения. Витамин D: строение и регуляция обмена кальция. Кальций- связывающие белки и их биологическая роль. Понятие об остеопорозе и остеомаляции.
Рахит у детей. УК-1, ОПК-5.
85. Обмен железа и меди в организме. Всасывание, транспорт, биологическая роль.
Биохимическая оценка недостаточности железа и меди в организме. УК-1, ОПК-5.
86. Регуляция количества ферментов в клетках. Индукция и репрессия генов. Роль этих процессов в механизме дифферецировки клеток. УК-1, ОПК-3, ОПК-5.
87. Мембрано-цитозольные механизмы регуляции обменных процессов в клетке.
Строение и биологическая роль цАМФ, цГМФ и протеинкиназ. УК-1, ОПК-5.
88. Структура и механизм действия гормонов, влияющих на обмен углеводов в организме. Нарушения гормональной регуляции. УК-7, ОПК-5.
89. Структура и механизм действия гормонов, влияющих на обмен липидов.
Нарушения гормональной регуляции. УК-1, ОПК-5.
90. Структура и механизм действия гормонов, влияющих на обмен белков в организме. Нарушение гормональной регуляции. УК-1, ОПК-3, ОПК-5.
91. Структура и механизм действия гормонов, влияющих на процессы выработки энергии в клетках. Нарушение гормональной регуляции. УК-1, ОПК-3, ОПК-5.
92. Белки крови. Характеристика, биологическая роль и методы исследования.
Использование в диагностике заболеваний.
УК-1, ОПК-3, ОПК-5.
93. Ферменты крови. Классификация. Отдельные представители. Использование в диагностике и оценки качества лечения. Примеры.
УК-1, ОПК-3, ОПК-5.
94. . Биохимические механизмы поддержания кислотно-щелочного равновесия в крови. Регуляция рН внутри клеток, во внеклеточной среде, а также почками и легкими.
УК-1, ОПК-5.
95. Показатели КОС крови. Изменения показателей при ацидозе и алкалозе.
УК-1,
ОПК-5.
ОБРАЗЦЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ
ПО БИОХИМИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Билет №1 1. Характеристика белков сыворотки крови. Методы измерения концентрации и построения калибровочной кривой.
2. Понятие о водородном показателе. Три уровня поддержания рН в организме человека.
3. Особенности строения костной ткани. Структура и процесс формирование кости.
Факторы, влияющие на метаболизм костной ткани.
Билет №2 1. Свойства и классификация ферментов. Их характеристика и биологическая роль.
2. Методы получения желудочного сока. Способы стимуляции секреции.
Внутрижелудочная рН-метрия.
3. Химический состав мочи. Диагностическое значение.
Билет №3 1. Регуляция концентрации глюкозы в крови. Методы определения глюкозы в крови.
2. Исследование кислотообразующей и ферментной функций желудка.
3. Химический состав и свойства соединительной ткани.
Тестовые задания закрытой формы промежуточного контроля (ТЗПК) по биохимии
УК -1 1. Гликокалекс обладает свойством:
1) клея
2) информации
3) защиты
4) отталкивания
5) магнита
2. Митохондрии в клетке выполняют роль:
1) доноров гормонов
2) акцепторов металлов
3) электростанций
4) депо воды
5) источника жиров
3. Катепсины (очистители крови) необходимы для:
1) выработки энергии
2) генераторы гормонов
3) депо воды
4) удаления лишних белков
5) синтеза белков
4. Углеводная энергетика мозга зависит от
1) уровня глюкозы крови
2) уровня аминокислот крови
3) уровня белков крови
4) уровня липидов крови
5) уровня пепсина крови
5. Утомление мышцы возникает при увеличении в ней уровня
1) уровня глюкозы
2) уровня аминокислот\
3) уровня белков
4) уровня липидов
5) уровня лактата
ОПК-3 1. Два гетероатома входят с состав молекулы:
1) пурина
2) имидазола
3) пиримидина
4) пиридина
5) тиазола
2. Щелочную среду в водном растворе создает аминокислота
1) аланин
2) глицин
3) лизин
4) цистеин
5) валин
3. Продуктом взаимодействия глицерина с фосфорной кислотой является:
1) фосфолипид
2) простой эфир
3) сложный эфир
4) ангидрид фосфорной кислоты
5) фосфоглицериновый альдегид
4. В основе образования циклической формы глюкозы является реакция получения
1) простого эфира
2) сложного эфира
3) полуацеталя
4) полукеталя
5) дисахарида
5. Название “азотистое основание” получило из-за того, что
1) в молекуле имеются аминогруппы
2) является главным компонентом нуклеотида
3) входит в состав только нуклеиновых кислот
4) является продуктом взаимодействия гетероцикла и азотной кислоты
5) обладает основным свойством
ОПК-5 1. Альбумины крови являются частью:
1) буферной системы крови
2) системы гемостаза
3) молекул витамина
4) молекул липопротеида
5) молекул гормонов
2. Гемоглобин выполняет роль:
1) переносчика гормонов
2) переносчика витаминов
3) переносчика липидов
4) переносчика азота
5) переносчика кислорода
3. Сахарный диабет 2-го типа возникает в результате:
1) нарушения рецепции клеток к инсулину
2) нарушения синтеза инсулина
3) повышения уровня инсулина
4) повышения уровня глюкозы в крови
5) снижения синтеза гликогена
4. Повышение уровня глюкозы в крови может быть вызвано:
1) повышенной секрецией адреналина
2) повышенной секрецией глюкагона
3) снижением синтеза инсулина
4) избытком сахара в пище
5) все ответы правильные
5. Холестерин преимущественно преобладает во фракции:
1) альбуминов
2) хиломикронов
3) триглицеридов
4) ЛПНП
5) во всех фракциях
Ситуационные задачи для промежуточной аттестации студентов по биохимии
компетенции УК-1, ОПК-5 1. У больных, страдающих базедовой болезнью нарушается синтез АТФ поскольку, в митохондриях всех тканей происходит разобщение ………….
2. Человек не может длительное время испытывать недостаток растительного масла, поскольку организм не способен синтезировать ненасыщенные …………………
3. Жировое перерождение печени часто развивается в результате активизации взаимодействия фосфатидной кислоты с …………………
4. У пациента боли в области желудка, малокровие. При анализе желудочного сока установлено: количество свободной соляной кислоты - 90 ммоль/л, связанной соляной кислоты - 30 ммоль/л, общая кислотность - 120 ммоль/л. Результаты анализа свидетельствуют о наличии у больного …………
5. Изоформа ЛДГ-1 преимущественно образуется в ………. компетенции УК-1, ОПК-5 1. При гемолитической желтухе в крови увеличивается уровень ……………… билирубина.
2. При недостатке витамина С нарушается синтез белка ……………………
в соединительной тканях.
3. Противоположным действием по отношению к глюкагону обладает гормон
……………
4. Фосфокреатин в сердце обладает способностью поддерживать постоянный уровень …………… в клетке.
5. Инициатором сокращения миофибрилл сердца является ……..
Анализы химического состава крови мочи и желудочного сока
(компетенции УК-1; ОПК-5).
Анализ №1.
Дайте оценку анализу мочи: объем 3.8 л/сут, пл. 1,008 белок отриц, сахар положит., кетоновые тела отриц.
Анализ № 2.
Дайте оценку анализу крови: pH 7.33 p CO
2 18 мм рт ст
BB= 32 мМ/л,
ВЕ= - 17 мМ/л.
Анализ № 3.
Дайте оценку анализу желудочного сока:
Общая кислотность – 110 ТЕ
Общая НСI - 80 ТЕ
Свободная НСI - 70 ТЕ
Связаная НСI - 10 ТЕ
Темы рефератов:
Тема: Химия и свойства белков сыворотки крови.
1. Роль альбумина крови в жизенедеятельности организма.
2. Особенности строения и биологическая роль глобулиновой фракции крови.
3. Белки, содержащие металлы. Биологическая роль.
4. Причина изменения устойчивости белков крови при ацидозе.
5. Серповидноклеточный гемоглобин. Особенности строения и его свойства.
Тема: Ферменты
1. Влияние рН среды на заряд ионогенных аминокислот (лиз, арг, гис, глу, асп.) и в изменение свойств активного центра ферментов.
2. Диагностическая значимость определения активности ферментов.
Тема: Лабораторная оценка углеводного обмена
1. О полезности применения внутривенного введения раствора глюкозы больным после оперативного вмешательства.
2. Последствия недостаточности гликогена в организме больного после проведенной тяжелой операции.
3. Наследственные нарушения обмена углеводов»
Тема: Лабораторная оценка липидного обмена
1. Молекулярная организация мембраны клетки.
2. Жировое перерождение печени. Биохимические вещества, устраняющие эту патологию.
3. Противоположным действием по отношению к глюкагону обладает гормон
……………
4. Фосфокреатин в сердце обладает способностью поддерживать постоянный уровень …………… в клетке.
5. Инициатором сокращения миофибрилл сердца является ……..
Анализы химического состава крови мочи и желудочного сока
(компетенции УК-1; ОПК-5).
Анализ №1.
Дайте оценку анализу мочи: объем 3.8 л/сут, пл. 1,008 белок отриц, сахар положит., кетоновые тела отриц.
Анализ № 2.
Дайте оценку анализу крови: pH 7.33 p CO
2 18 мм рт ст
BB= 32 мМ/л,
ВЕ= - 17 мМ/л.
Анализ № 3.
Дайте оценку анализу желудочного сока:
Общая кислотность – 110 ТЕ
Общая НСI - 80 ТЕ
Свободная НСI - 70 ТЕ
Связаная НСI - 10 ТЕ
Темы рефератов:
Тема: Химия и свойства белков сыворотки крови.
1. Роль альбумина крови в жизенедеятельности организма.
2. Особенности строения и биологическая роль глобулиновой фракции крови.
3. Белки, содержащие металлы. Биологическая роль.
4. Причина изменения устойчивости белков крови при ацидозе.
5. Серповидноклеточный гемоглобин. Особенности строения и его свойства.
Тема: Ферменты
1. Влияние рН среды на заряд ионогенных аминокислот (лиз, арг, гис, глу, асп.) и в изменение свойств активного центра ферментов.
2. Диагностическая значимость определения активности ферментов.
Тема: Лабораторная оценка углеводного обмена
1. О полезности применения внутривенного введения раствора глюкозы больным после оперативного вмешательства.
2. Последствия недостаточности гликогена в организме больного после проведенной тяжелой операции.
3. Наследственные нарушения обмена углеводов»
Тема: Лабораторная оценка липидного обмена
1. Молекулярная организация мембраны клетки.
2. Жировое перерождение печени. Биохимические вещества, устраняющие эту патологию.
3. Факторы риска развития атеросклероза.
Тема: Лабораторная оценка азотистого обмена.
1. Методы оценки кислотообразующей функции желудка.
2. Клиническое значение определения мочевины в крови и моче у больных.
3. Образование креатинина и креатина в организме. Диагностическая ценность определения в крови и моче.
4. Полиморфизм белков у людей. Значение для медицины
Тема «Регуляция обмена веществ. Гормоны»
1. Регуляция обмена веществ в клетке по принципу обратной связи.
2. Строение гормонов гипоталямуса. Механизм накопления и секреции.
3. Строение гормонов и их предшественников, вырабатываемых поджелудочной железой.
4. Механизм действия кортикостероидных гормонов на обменные процессы в организме человека.
5. Строение гормонов гипофиза. Механизм накопления и секреции.
6. Применение гормонов в медицинской практике.
7. Строение гормонов и их предшественников, вырабатываемых половыми железами.
8. Гормоны тимуса. Строение, биологическая роль.
9. Строение и биологическая роль простагландинов и их аналогов.
10.Лабораторная диагностика заболеваний эндокринной системы.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
1.
Биохимия : учебник / под редакцией Е. С. Северина. – 5–е изд., испр. и доп. –
Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2016. – 768 с. – ISBN 978–5–9704–3762–9. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437629.html
– Текст: электронный (дата обращения: 22.09.2021г.)
2.
Биохимия : руководство к практическим занятиям / Н. Н. Чернов, Т. Т.
Березов, С. С. Буробина [и др.] ; под редакцией Н. Н. Чернова. – Москва : ГЭОТАР–Медиа,
2009.
–
240 с.
–
ISBN
978–5–9704–1287–9.
–
URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412879.html
– Текст: электронный (дата обращения: 22.09.2021г.)
3.
Зубаиров, Д. М. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии : учебное пособие для вузов / Д. М. Зубаиров. – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2005. –
392 с. – ISBN 5–9704–0007–6 – URL : http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970400076.html. –
Текст: электронный (дата обращения: 22.09.2021г.)
4.
Клиническая биохимия : учебное пособие / под редакцией В. А. Ткачука. –
Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2008. – 264 с. – ISBN 978–5–9704–0733–2. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970407332.html
– Текст: электронный (дата обращения: 22.09.2021г.)
Учебно-методические пособия
1.
Алабовский, В. В. Ситуационные задачи по биохимии с комментарием : учебно-методическое пособие для студентов / В. В. Алабовский. – Воронеж : ВГМА, 2010. –
93 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Электронно-библиотечная система «Консультант студента» (Studmedlib.ru) http://www.studmedlib.ru/cgi-bin/mb4x
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Строение и свойства простых и сложных белков
2. Строение и свойства ферментов
3. Строение и биологическая роль витаминов
4. Основной механизм накопления водорода в клетке
5. Основы биоэнергетики. Окислительное фосфорилирование.
6. Обмен углеводов 1-я часть
7. Обмен углеводов 2-я часть
8. Обмен липидов.
9. Обмен белков.
10. Биохимические механизмы злокачественной трансформации клеток
11. Мутации, энзимопатии.
12. Обмен нуклеиновых кислот.
13. Обмен хромопротеинов. Желтухи.
14. Минеральный обмен.
15. Биохимия крови.
20. КОС.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Использование лабораторий, лабораторного и инструментального оборудования в учебных комнатах для работы студентов.
Лабораторное оборудование: водяные термостаты, фотоэлектроколориметры, бюретки для титрования, колбы, пробирки, штативы, автоматические пипетки, спиртовки.
Техническое оборудование: ПК, мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран).
Наборы таблиц, схем, мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам, компьютерные презентации по всем темам лекционного курса,
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, к входным, текущим, промежуточным и итоговым контролям и включает индивидуальную аудиторную и домашнюю работу с наглядными материалами, учебной основной и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет, решение ситуационных задач, написание рефератов и т.д.
Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Медицинского университета и кафедры.
По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей по всем разделам дисциплины, которые находятся в содержании учебной литературы или в электронной базе кафедры.