Файл: 1. Современный мир и тенденции его развития. Россия в современном геополитическом пространстве. Пути повышения роли России в решении проблем мировой политики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;
— блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
— нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;
— применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
— действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
— засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Агрессия признана международным преступлением.
Нейтралитет в войне — это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: постоянный нейтралитет (например, Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г., Туркменистан с 1995 г.); эвентуальный нейтралитет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между соответствующими государствами.
Нейтральные государства, сохраняя право па самооборону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно нейтральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; не допускать передачи воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут считать территорию нейтрального государства театром военных действий. Вместе с тем нейтральные государства имеют право: отражать силой попытки нарушить статус нейтралитета; предоставлять свою территорию для содержания раненых; разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств и т.д.
16. История формирования правил ведения войны. Современное международное право, его структура, основные пр инципы и военные аспекты.
Зарождение сегодняшнего универсального, в основном писаного, международного гуманитарного права неразрывно связано с именами двух людей – Анри Дюнана и Френсиса Либера, - которые, не подозревая о существовании друг друга, внесли решающий вклад в концепцию и содержание современного международного гуманитарного права. Идею необходимости защитить жертвы войны, существовавшую и до них, они выразили в форме, соответствующей новому времени.
Дюнан и Либер взяли за основу идею, выдвинутую Жан Жаком Руссо в опубликованном им трактате «Об общественном договоре»: «с солдатами можно воевать только до тех пор, пока сами воюют. А как только они сложили оружие, они становятся просто людьми. И их следует щадить».
Таким образом, Руссо сформулировал основной принцип, на котором строится международное гуманитарное право, а именно: целью военного выступления никогда не должно быть физическое уничтожение противника. Этим он заложил основу для различия, которое следует делать между военнослужащими действующей армии – комбатантами, с одной стороны, и с остальными гражданами государства противника, не принимающими участия в военных действиях, - с другой.
Анри Дюнан выступил с двумя практическими предложениями, требующими конкретных действий: заключить международное соглашение о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений и создать постоянную организацию для практической помощи раненым на войне. Первое предложение привело к принятию в 1864 году 1 Женевской конвенции, а второе – к основанию Красного Креста.
Женевская конвенция от 22 августа 1864 года об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны заложила правовую основу деятельности армейских медицинских формирований на полях сражений.
В 1906 году, после того как она действовала более 40 лет, Конвенция была пересмотрена по рекомендации МККК с учетом опыта нескольких войн. Серьезным испытанием для Женевского права явилась первая мировая война, после которой в 1929 году Конвенция была вновь пересмотрена. Через четыре года после завершения второй мировой войны была принята 1 Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (от 12 августа 1949 года). Она действует и по сей день.
В 1899 году Гаагская мирная конференция приняла Конвенцию, распространяющую покровительство Женевского права на жертвы морской войны. Пересмотренная редакция этой Конвенции была принята Гаагской мирной конференцией 1907 года, а позднее превратилась в нынешнюю 2 Женевскую конвенцию об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушении, из состава вооруженных сил на море (от 12 августа 1949 года).
Основные принципы международного права
Принцип суверенного равенства государств означает полноту власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти. В этом отношении все государства равны.
Принцип неприменения силы и угрозы силой означает запрещение оккупации территории другого государства, предоставления государством своей территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства, участия в террористических актах в другом государстве, поощрения банд и наемников для вторжения в другое государство.
Принцип нерушимости государственных границ - это признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний.
Принцип территориальной целостности государств представляет собой запрет любых посягательств на территорию суверенных государств, обязанность уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государства.
Таким образом, система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находятся также резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных международных органов.
Как любые правовые системы и отрасли права международное право имеет собственные, сложившиеся правовые источники. Рассмотрим эти источники.
Источники международного права
Источниками международного права являются договоры, обычаи и принципы.
Нормы международного права создаются в ходе переговоров между различными субъектами и оформляются соответствующими договорами. В нормы международного права преобразуются положения международных организаций. Эти нормы носят рекомендательный характер. Нормой обычного права признается сложившееся правило поведения, которое признается субъектами в качестве обязательного. Поскольку нормы обычного права являются неписаными, уяснению их материального содержания помогает доктрина международного права, а также решения судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его в судебном решении. Кодификация международного права - это составление свода норм обычного права.
Таким образом, под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.
Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы - это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридической обязательности.
Ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, а другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Имеются принципы, которые носят наиболее общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного правопорядка. Рассмотрим некоторые принципы международного права.
17. Нормы международного гуманитарного права, их источники и основное содержание. Гаагские конвенции 1907 г. Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Женевские конвенции 1949 г. Запрещённые средства и методы ведения боевых действий. Ответственность в международном гуманитарном праве. Роль миротворческой деятельности.
Источники международного гуманитарного права и основное содержание
Женевские конвенции о защите прав жертв войны:
– Конвенция об обращении с военнопленными;
– Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (обязывает ее участников подбирать на поле боя и оказывать помощь раненым и больным неприятеля, причем какая-либо дискриминация в отношении раненых и больных по причинам пола, расы, национальности, политических убеждений или религии запрещается);
– Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (устанавливает правила обращения с ранеными и больными во время морской войны);
–Конвенция о защите гражданского населения во время войны (предусматривает гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории, и защищает его права) (Женева, 12 августа 1949 г.);
Это наиболее важные международные многосторонние соглашения в области законов и обычаев войны, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов. Участниками Женевских конвенций являются более 170 государств. Правила, устанавливаемые Женевских конвенций должны применяться государствами в случае объявленной войны, вооруженного конфликта, даже если один из его участников не признает состояния войны, а также при оккупации одним государством всей или части территории др. государства.
Гаагские конвенции 1907г.
Было принято 13 конвенций:
I Конвенция o мирном решении международных столкновений
II Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам
III Конвенция об открытии военных действий
IV Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны
V Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны
VI Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий
VII Конвенция об обращении торговых судов в суда военные
VIII Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин
IX Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны
X Конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции (впоследствии заменена Женевской конвенцией 1949 года)
XI Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне
XII Конвенция об учреждении Международной призовой палаты (не вступила в силу)
XIII Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.
Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
1. Международное гуманитарное право защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.
2. Устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещают некоторые действия воюющих сторон, или ограничивают ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.
3. Международное гуманитарное право регулирует отношения между государством и гражданами государства противника.
4. Международное гуманитарное право не может исключить войну вообще, но может ограничить бедствия, которые вызываются войной.
Женевские конвенции 1949 г