Файл: 1. Современный мир и тенденции его развития. Россия в современном геополитическом пространстве. Пути повышения роли России в решении проблем мировой политики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;

— блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

— нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

— применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

— действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

— засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Агрессия признана международным преступлением.

Нейтралитет в войне — это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: постоянный нейтралитет (например, Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г., Туркменистан с 1995 г.); эвентуальный нейтралитет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между соответствующими государствами.

Нейтральные государства, сохраняя право па самооборону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно нейтральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; не допускать передачи воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут считать территорию нейтрального государства театром военных действий. Вместе с тем нейтральные государства имеют право: отражать силой попытки нарушить статус нейтралитета; предоставлять свою территорию для содержания раненых; разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств и т.д.

16. История формирования правил ведения войны. Современное международное право, его структура, основные пр инципы и военные аспекты.

Зарождение сегодняшнего универсального, в основном писаного, международного гуманитарного права неразрывно связано с именами двух людей – Анри Дюнана и Френсиса Либера, - которые, не подозревая о существовании друг друга, внесли решающий вклад в концепцию и содержание современного международного гуманитарного права. Идею необходимости защитить жертвы войны, существовавшую и до них, они выразили в форме, соответствующей новому времени.

Дюнан и Либер взяли за основу идею, выдвинутую Жан Жаком Руссо в опубликованном им трактате «Об общественном договоре»: «с солдатами можно воевать только до тех пор, пока сами воюют. А как только они сложили оружие, они становятся просто людьми. И их следует щадить».

Таким образом, Руссо сформулировал основной принцип, на котором строится международное гуманитарное право, а именно: целью военного выступления никогда не должно быть физическое уничтожение противника. Этим он заложил основу для различия, которое следует делать между военнослужащими действующей армии – комбатантами, с одной стороны, и с остальными гражданами государства противника, не принимающими участия в военных действиях, - с другой.

Анри Дюнан выступил с двумя практическими предложениями, требующими конкретных действий: заключить международное соглашение о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений и создать постоянную организацию для практической помощи раненым на войне. Первое предложение привело к принятию в 1864 году 1 Женевской конвенции, а второе – к основанию Красного Креста.

Женевская конвенция от 22 августа 1864 года об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны заложила правовую основу деятельности армейских медицинских формирований на полях сражений.

В 1906 году, после того как она действовала более 40 лет, Конвенция была пересмотрена по рекомендации МККК с учетом опыта нескольких войн. Серьезным испытанием для Женевского права явилась первая мировая война, после которой в 1929 году Конвенция была вновь пересмотрена. Через четыре года после завершения второй мировой войны была принята 1 Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (от 12 августа 1949 года). Она действует и по сей день.



В 1899 году Гаагская мирная конференция приняла Конвенцию, распространяющую покровительство Женевского права на жертвы морской войны. Пересмотренная редакция этой Конвенции была принята Гаагской мирной конференцией 1907 года, а позднее превратилась в нынешнюю 2 Женевскую конвенцию об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушении, из состава вооруженных сил на море (от 12 августа 1949 года).

Основные принципы международного права

Принцип суверенного равенства государств означает полно­ту власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти. В этом отношении все государства равны.

Принцип неприменения силы и угрозы силой означает за­прещение оккупации территории другого государства, предоставления государством своей территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства, участия в террористических актах в другом государстве, поощрения банд и наемников для вторже­ния в другое государство.

Принцип нерушимости государственных границ - это при­знание существующих границ и отказ от территориальных притяза­ний.

Принцип территориальной целостности государств пред­ставляет собой запрет любых посягательств на территорию суверен­ных государств, обязанность уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государ­ства.

Таким образом, система международного права - это объек­тивно существующая целостность внутренне взаимосвязанных эле­ментов: общепризнанных принципов международного права, договор­ных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находятся также резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных международных ор­ганов.
Как любые правовые системы и отрасли права международное право имеет собственные, сложившиеся правовые источники. Рас­смотрим эти источники.

Источники международного права

Источниками международного права являются договоры, обы­чаи и принципы.

Нормы международного права создаются в ходе переговоров между различными субъектами и оформляются соответствующими договорами. В нормы международного права преобразуются положе­ния международных организаций. Эти нормы носят рекомендатель­ный характер. Нормой обычного права признается сложившееся пра­вило поведения, которое признается субъектами в качестве обязатель­ного. Поскольку нормы обычного права являются неписаными, уясне­нию их материального содержания помогает доктрина международно­го права, а также решения судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его в судебном решении. Кодификация международного права - это составление свода норм обычного права.


Таким образом, под нормой международного права понимает­ся правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязатель­ного.

Нормы международного права следует отличать от так назы­ваемых обыкновений, или норм международной вежливости (между­народной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы - это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридиче­ской обязательности.

Ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назы­вались принципами, а другие стали называться так в силу своей зна­чимости и роли в международно-правовом регулировании. Имеются принципы, которые носят наиболее общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного правопорядка. Рассмотрим некоторые принципы международного права.
17. Нормы международного гуманитарного права, их источники и основное содержание. Гаагские конвенции 1907 г. Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Женевские конвенции 1949 г. Запрещённые средства и методы ведения боевых действий. Ответственность в международном гуманитарном праве. Роль миротворческой деятельности.

Источники международного гуманитарного права и основное содержание

Женевские конвенции о защите прав жертв войны:

– Конвенция об обращении с военнопленными;

– Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (обязывает ее участников подбирать на поле боя и оказывать помощь раненым и больным неприятеля, причем какая-либо дискриминация в отношении раненых и больных по причинам пола, расы, национальности, политических убеждений или религии запрещается);

– Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (устанавливает правила обращения с ранеными и больными во время морской войны);

–Конвенция о защите гражданского населения во время войны (предусматривает гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории, и защищает его права) (Женева, 12 августа 1949 г.);


Это наиболее важные международные многосторонние соглашения в области законов и обычаев войны, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов. Участниками Женевских конвенций являются более 170 государств. Правила, устанавливаемые Женевских конвенций должны применяться государствами в случае объявленной войны, вооруженного конфликта, даже если один из его участников не признает состояния войны, а также при оккупации одним государством всей или части территории др. государства.
Гаагские конвенции 1907г.

Было принято 13 конвенций:
Конвенция o мирном решении международных столкновений
II Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам
III Конвенция об открытии военных действий
IV Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны
Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны
VI Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий
VII Конвенция об обращении торговых судов в суда военные
VIII Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин
IX Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны
Конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции (впоследствии заменена Женевской конвенцией 1949 года)
XI Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне
XII Конвенция об учреждении Международной призовой палаты (не вступила в силу)
XIII Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.

Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
1. Международное гуманитарное право защищает жизнь и достоинства человека в условиях войны.

2. Устанавливает нормы, которые или абсолютно запрещают некоторые действия воюющих сторон, или ограничивают ряд действий, которые диктуются военной необходимостью.

3. Международное гуманитарное право регулирует отношения между государством и гражданами государства противника.

4. Международное гуманитарное право не может исключить войну вообще, но может ограничить бедствия, которые вызываются войной.

Женевские конвенции 1949 г