Файл: Курсовая работа На тему Процессуальные сроки в праве социального обеспечения Студентки группы с31.rtf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика права социального обеспечения
1.1 Предмет права социального обеспечения
1.2 Источники правового регулирования права социального обеспечения
Глава 2. Характеристика процессуальных сроков в праве социального обеспечения
2.1 Понятие и значение сроков в праве социального обеспечения
Суд (судья) обязан назначать разумные сроки для совершения другими субъектами соответствующих процессуальных действий с учетом требований закона об общем сроке производства по гражданскому делу, а также ориентироваться на него при решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела. Лишь по сложным делам, требующим длительного времени для их подготовки к судебному разбирательству, судья при подготовке дела с учетом мнения сторон в соответствии с ч.3 ст.152 ГПК РФ вправе выйти за пределы установленных сроков рассмотрения и разрешения дел.
Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены ГПК РФ, а мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
Дела о взыскании алиментов и о восстановлении на работе рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.
Федеральными законами могут устанавливаться и более сокращенные сроки.
Гражданский процессуальный кодекс устанавливает следующие сокращенные процессуальные сроки:
1) заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено в течение трех дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования - немедленно (ч.7 ст.260 ГПК РФ);
2) заявление, поданное в суд до дня голосования в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в течение пяти дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение по нему принимается не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления;
3) решение об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается не позднее чем за пять дней до дня голосования;
4) заявление относительно решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его подачи;
5) судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления в суд заявления о вынесении судебного приказа;
6) заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение 10 дней, а Верховным Судом РФ - в течение двух месяцев;
7) заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца, а Верховным Судом РФ - в течение трех месяцев со дня его подачи;
8) заявление о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, рассматривается судьей в течение пяти дней со дня возбуждения дела.
В общие сроки рассмотрения гражданских дел входит и время подготовки дел к судебному разбирательству.
Пропуск процессуального срока, установленного законом или назначенного судом, влечет за собой погашение права на совершение процессуальных действий.
Жалобы и документы, поданные по истечении процессуальных сроков, не рассматриваются судом и возвращаются истцу, который их подал, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенных сроков.
3. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции и в те же сроки.
Сроки рассмотрения дел в кассационной инстанции зависят от того, какой суд выступает в качестве кассационной инстанции, а также от сложности рассматриваемого дела. Так, Верховный суд субъекта Российской Федерации должен рассмотреть дело в течение месяца со дня его поступления. Верховный Суд РФ должен рассмотреть дело, поступившее по кассационной жалобе или представлению, в пределах двух месяцев со дня его поступления.
По отдельным категориям дел могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения кассационных жалоб, представлений (ст.348 ГПК РФ).
В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем месяц, в Верховном Суде РФ - не более чем два месяца.
Срок рассмотрения заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам не установлен. Действуют общие сроки рассмотрения дела, установленные для соответствующего суда.
К срокам совершения судом (судьей) отдельных процессуальных действий относятся:
1) срок для составления мотивированного решения - не более пяти дней со дня оглашения резолютивной части решения (ст.199 ГПК РФ);
2) срок для рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания - до пяти дней со дня подачи замечаний (ст.232 ГПК РФ).
4. К срокам, установленным законом для лиц, участвующих в деле, относятся:
1) срок для подачи в суд заявления о вынесении дополнительного решения - до вступления в законную силу решения суда (ст.201 ГПК РФ);
2) срок для подачи в суд заявления о разъяснении решения - до истечения срока, в пределах которого оно может быть принудительно исполнено (ст.202 ГПК РФ);
3) срок для подачи в суд заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего - в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении его прав и свобод ( ст.256 ГПК РФ);
4) срок для подачи жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении - 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии либо об отказе в совершении нотариального действия (ст.310 ГПК РФ);
5) срок для подачи кассационной жалобы, представления (принесения протеста) - 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме (ст.338 ГПК РФ);
6) срок для подачи заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам - три месяца со дня установления этих обстоятельств (ст.394 ГПК РФ).
Существуют, как отмечалось, также сроки, устанавливаемые судом для совершения отдельных действий. Суд может самостоятельно устанавливать сроки представления письменных, вещественных доказательств и др.1
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Процессуальный срок в праве социального обеспечения – это предусмотренный законом или назначаемый судом определенный промежуток или момент времени, с истечением или наступлением которого связаны правовые последствия в виде возникновения, изменения, приостановления, прекращения прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению, отражающий государственную политику в области гарантий функционирования системы социального обеспечения.
Процессуальные сроки устанавливаются для рассмотрения гражданских дел судом и для совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле. Первые сроки адресованы суду, вторые - иным участникам процесса. И те и другие, в настоящее время, закреплены в ГПК РФ.
Заключение
Проведенное исследование по теме процессуальных сроков в праве социального обеспечения позволило мне придти к следующим выводам.
Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения по социальному страхованию, по пенсионному обеспечению, по предоставлению пособий и по социальному обслуживанию. Общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения, могут быть материальными и процессуальными. Социальные отношения имеют формализованный характер, что обусловлено тем, что все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по их соглашению.
Источниками права социального обеспечения являются Акты международного права и нормативные правовые акты Российской Федерации. В число отечественных нормативных правовых актов, полностью, либо частично регулирующих социальные отношения водит Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, многочисленные федеральные законы и подзаконные акты. При этом комплекс норм права социального обеспечения состоит из норм непосредственно регулирующих социальные отношения, а также нормы иных отраслей права: норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере); норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения); норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения); норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению); финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению); норм гражданского - процессуального права (в части регулирования отношений, возникающих в процессе судебных споров, вытекающих из права социального обеспечения).