Файл: Курсовая работа На тему Процессуальные сроки в праве социального обеспечения Студентки группы с31.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсутствие единого консолидированного нормативного акта типа основ законодательства или кодекса в области социального регулирования существенно усложняет систему социального законодательства, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.

Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин:

- противоречиями переходного периода;

- сложной экономической ситуацией в стране;

-отсутствием единой концепции социального государства в новых социально-экономических условиях;

- постоянным реформированием органов управления в социальной сфере.

Вместе с тем разработка и принятие основ законодательства или кодекса позволили бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права, регулирующие отношения в социальной сфере государства.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Источниками права социального обеспечения являются Акты международного права и нормативные правовые акты Российской Федерации. В число отечественных нормативных правовых актов, полностью, либо частично регулирующих социальные отношения водит Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, многочисленные федеральные законы и подзаконные акты. При этом комплекс норм права социального обеспечения состоит из норм непосредственно регулирующих социальные отношения, а также нормы иных отраслей права: норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере); норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения); норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения); норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению); финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению); норм гражданского - процессуального права (в части регулирования отношений, возникающих в процессе судебных споров, вытекающих из права социального обеспечения).



Глава 2. Характеристика процессуальных сроков в праве социального обеспечения


2.1 Понятие и значение сроков в праве социального обеспечения



Развитие социального законодательства сопровождается появлением все большего количества норм, регламентирующих разнообразные аспекты времени, иллюстрируя тем самым стремление государства к совершенствованию системы социального обеспечения. И «сроки» при этом получает разнообразное содержание, в одном случае сроками, заложенными в механизм расчета размера материальных предоставлений определяется объем предоставляемых выплат и социальных услуг, в другом – сроками, являющимися одними из распространенных оснований классификации, регламентируется существование правоотношений по социальному обеспечению во времени.

При этом срок всегда напрямую обусловлен целью социального предоставления, связан с тем социальным риском, возможное наступление которого вызывает необходимость социального обеспечения граждан в тех или иных случаях. Кроме того, зачастую срок служит необходимой связкой - точкой пересечения смежных правовых отраслей. Огромное значение сроков бесспорно и в упорядочении осуществления отдельных прав и обязанностей, регулировании процедурных и процессуальных аспектов социального обеспечения. Таким образом, сроки в социально-обеспечительном аспекте выступают важным элементом механизма правового регулирования, хотя их роль отнюдь не ограничивается только измерением, а напрямую связана с проблемой соотношения интересов участников правоотношений по социальному обеспечению теми задачами, которые стоят перед отраслью и которые реализуются через функции отрасли.

Термин «срок» обозначает, во-первых, определенный промежуток времени, во-вторых, момент наступления, исполнения чего-либо1. Действительно, определение категории «срок» как отрезка времени позволяет выявить природу соотношения времени и срока, как соотношения между общим (течение времени) и частным (течение срока), между объективным (течение времени) и субъективным (влияние воли людей на течение определенного срока).

Кроме этого, исследуя эту правовую категорию, следует акцентировать значение «срока» как юридического основания. Как отмечает А.З. Долова, в тех случаях, когда со сроком не связывается наступление юридических последствий, он не подвержен правовому воздействию и не может быть предметом изучения юридической науки. В этой связи необходимо согласиться и с тем, что срок как юридический факт и время как объективная реальность соотносятся как часть и общее, срок содержит элемент субъективного (устанавливаются границы, порядок его исчисления), поэтому можно говорить о сроке как о субъективном факторе и о времени как об объективной реальности.


Однако следует обратить внимание на существование «широкого» и «узкого» подходов к определению рассматриваемой категории. Так, ряд исследователей общей теории права и отраслевых юридических наук (Г.П. Бужинскас, П.И. Жигалкин, В.Д. Мордачев и др.) для характеристики юридической категории «срок» используют термины «период» и (или) «момент» времени («сроки-периоды», «сроки-моменты»). Другие, например А.В. Жгунова, В.М. Жуковский, придерживаются иной позиции, рассматривая срок в узком смысле.

Так, исследуя сроки в гражданском праве, А.В. Жгунова указывает: «Сроки характеризуются тем, что имеют протяженность во времени. Они составляют часть времени. Момент же не имеет протяженности во времени, длительности, а представляет собой какую-либо конкретную точку во времени, мгновение». Поэтому, считает автор, момент во времени не является сроком, ибо последний – это отрезок времени, момент же – всего лишь точка в нем.

Такой вывод, вероятнее всего, обусловлен двойственностью философского понимания термина «момент» (синоним – «мгновение»), когда, с одной стороны, это реальный (наименьший) интервал существования (деления) какого-то объекта, его свойства, отношения, характеристики, жизни объекта, какой-то системы, а с другой - формальное и абстрактное явление, которое можно свести к форме или фазису вырождения дления, иначе говоря, к стягиванию последних в точку, не имеющую измерения, близкую к абсолютному нулю. Второе значение момента времени - необходимая и полезная абстракция (ноумен), имеющая специальное значение в кинематике, а также в динамике – не учитывает специфику правовой действительности, специальное значение сроков в праве, их юридическую природу. В этой связи узкая трактовка срока в праве представляется ошибочной, поскольку если рассматривать срок как часть целого – времени, то часть эта может быть как периодом определенной продолжительности (и таким образом длиться в пределах такого периода), так и моментом (очень кратким промежутком деления, кратчайшим интервалом длительности или продолжительности существования, но в то же время именно временной частью).

Другая часть научной дискуссии, проводимой вокруг исследуемой категории, посвящена месту срока в общепринятой классификации юридических фактов - делении последних на события и действия.

Так, большая группа исследователей отнесла сроки к первой группе юридических фактов - событий, при этом одни авторы (О.А. Красавчиков) определяли сроки как события абсолютные, другие (В.С. Ем) – как относительные.


В.П. Грибанов, опираясь на определение соотношения времени и срока как отношения, в известной мере, объективного и субъективного (в частности, субъективность присутствует в аспектах влияния воли лиц на течение срока, возможность его восстановления и продления), не называет срок ни относительным, ни как абсолютным событием, ни действием («так как течение срока есть частный случай течения времени, которое течет независимо от воли и деятельности людей»), а приходит к выводу, что срокам в системе юридических фактов следует отвести особое место, как чему-то среднему между событиями и действиями.

В то же время Е.А. Суханов утверждал, что, поскольку сроки являются формами бытия различных явлений и процессов материального мира, то сами соки и указанные явления и процессы – явления разноплановые, их нельзя смешивать как форму (сроки) и содержание (явления и процессы). Поскольку одни материальные сроки исчисляются продолжительностью или стадиями материальных процессов (например, достижение человеком определенного возраста), а другие – годами, месяцами, сутками и т.д., то первые следует отнести к юридическим фактам-событиям, а вторые следует выделить в отдельную группу юридических фактов.

В настоящее время проблема такой классификации сроков в целом продолжает оставаться дискуссионной. Например, в одном из последних исследований (посвященном проблематике процессуальных сроков) Е.В. Исаева указывает, что по своей юридической природе срок ближе всего к фактам – событиям, и определяет место правовых сроков среди фактов – относительных событий, утверждая, что «к юридическим фактам – абсолютным событиям нельзя отнести ни один из правовых сроков»16. Отправной точкой такого утверждения служит довод о том, что сроки установлены человеком, это «изобретение человека в целях упорядочивания осуществляемой им деятельности, путем соотнесения с фактором времени» (Там же). Однако в таком случае все юридические факты (раз они закреплены человеком в качестве юридически важных, порождающих правовые последствия обстоятельств и соотнесены с множеством явлений и процессов) приобретают подобный характер.

В этой связи для решения вопроса о месте сроков в праве социального обеспечения в общей классификации юридических фактов следует разграничить сроки-периоды и сроки-моменты. Так, сроки-периоды имеют в своем составе: 1 - момент начала течения срока; 2 - протяженность срока во времени – последовательное деление; 3 – абсолютно или относительно определенный момент окончания. При этом, несмотря на то, что все три составляющих срока-периода установлены субъективно и прямо обусловлены социальными интересами участников правоотношений, сами такие сроки не всегда можно охарактеризовать как события относительные.