Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психологи Вариант (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

____________________________________________________________

(институт)

____________________________________________________________

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Общая и экспериментальная психологи»
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Динер Е.И







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-2002г













Преподаватель










(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023
Тема. Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи.


Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические и эмпирические подходы к изучению проявления агрессии у студентов с разным уровнем самооценки…………………………...4

1.1 Теоретические подходы к изучению агрессии в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………... 4

1.2 Понятие самооценки…………………………………………………………. 10

1.3 Влияние самооценки на агрессивное поведения в период юношеского возраста…………………………………………………………………………….12

Глава 2. Практическое изучение проявления агрессии у студентов в зависимости от их уровня самооценки…………………………………………..16

2.1 Методики исследования………………………………………………………16

2.2 Анализ результатов исследования……………………………………………18


2.3 Рекомендации по профилактике агресии…………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………………29

Список использованных источников……………………………………………..31

Введение.

Актуальность темы.

Проблема проявления агрессии была и остаётся актуальной в течении всего времени существования человечества. Это происходит из-за того, что данная проблема касается всех и лежит в основе многих катастроф и преступлений. На протяжении жизни студента, агрессивное поведение характерно для человека, с которым сложно совладать. Управление такими агрессивными проявлениями имеет огромную важность для налаживания связей в социуме и собственного благополучия. По этой причине, вопрос об агрессивности личности превращается в проблему повышенной актуальности и выдвигается на первый план научного понимания, и ее последующий анализ не подвергается сомнениям.

Студенческий период – это наиболее оптимальный периодом для определения самооценки индивида, потому что самооценка личности благоприятно влияет на повышение физического и психического здоровья и осознанию личностью себя в качестве полноценной части социума. В большинстве психологических работ на тему студенческого возраста, проблема развития адекватной самооценки чаще всего исследуется основательно.

Конкретно студенческий возраст является главным периодом в образовании системы мировосприятия, многих черт характера и общественного интеллекта. Помимо этого, он является переломным в социальном приспособлении личности, является модератором поведения и деятельности. Беря во внимание актуальность проблемы, ее относительно небольшого развития в научных кругах, теоретического и практического значения, была установлена тема работы, определены объект, предмет, цель и задачи работы.
Цель работы: на основании анализа информации из различных источников, провести исследование особенностей показателей агрессии у студентов с разным уровнем самооценки.

Объект: агрессивное поведение студентов.

Предмет: характерные черты агрессивности у студентов с различными

уровнями самооценки.

Чтобы достичь установленной цели работы и доказательства предположения о том, что существует зависимость проявления агрессии от самооценки, были решены следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу, в которой раскрывается проблема агрессии у студентов.

2. Определить понятие агрессии.

3. Определить понятие самооценки



4. Описать характерные психологические черты юношеского возраста.

5. Рассмотреть главные методы и методики изучения показателей агрессии и самооценки.

6. Воспроизвести психолого-диагностические исследования с целью определения степени агрессии и уровня самооценки, изучить полученные результаты и описать взаимосвязь агрессии и самооценки студента в том случае, если она действительно существует.

7. Предоставить краткие рекомендации для предотвращения профилактике агрессии в студенческой среде.

Глава 1 .Теоретические и эмпирические подходы к изучению проявления агрессии у студентов с разным уровнем самооценки
1.1 Теоретические подходы к изучению агрессии в зарубежной и отечественной психологии

Агрессивное поведение – это направленное разрушительное поведение, которое идёт вразрез с нормами и правилами, принятыми в обществе, имеющее своей целью нанесение вреда другому человеку или самому себе (аутоагрессия).

Агрессия – это особое действия человека, проявляющееся в физических или вербальных формах

Начать следует с психологического анализа. Зачинщиком подобного подхода является Зигмунд Фрейд, который придерживался мнения, что агрессивность – это инстинктивное проявление. Внутри человека определяются два наиболее влиятельных инстинкта: сексуальный и инстинкт стремления к смерти.

Первый из инстинктов нацелен на творение жизни и ее воспроизведение. Второй, в свою очередь, нацелен на деструкцию и прекращение жизнедеятельности. Фрейд писал, что поведение человека – это конфликт между двумя данными инстинктами.

Ввиду того, что практически всегда есть актуальное противоречие между сохранением жизни и её деструкцией, остальные механизмы предназначены для выталкивания энергии танатоса во вне, в направлении «я». В том случае, когда энергия не направляется во вне, это быстро приведет к деструкции самой личности.

Получается, что танатос опосредовано влияет на то, что агрессия нацелена на других [11, с. 42].

Снижение вероятности возникновения угрожающих действий может быть внешним выплеском эмоций, который происходит одновременно с агрессией.

Уместно обратить внимание на экологический подход. Довольно свежо он был описан в работах К. Лоренца, который был сторонником эволюционного понимания агрессии, который имел много общего с позицией З. Фрейда.

Лоренц утверждал, что агрессия – это, прежде всего, некий врождённый инстинкт сохранения собственной жизни, который присущ животным и людям. Лоренц придерживался мнения, что энергия агрессивности, являющаяся инстинктом сражения за жизнь, формируется в организме случайно, беспрерывно, с перманентной скоростью, постоянно аккумулируясь на протяжении всей жизни. Выходит, что проявление конкретно агрессивных действий является противодействием между:


1. Большим количеством накопленной агрессивности.

2. Стимулами, помогающими ослабить агрессию [7, с. 33].

Лоренц подчеркнул, что вдобавок к врожденному инстинкту сражения живые существа имеют навык сдерживать свои устремления, т. е. они обладают неким подавляющим механизмом, который не даёт осуществиться нападению на представителей своего вида. И люди, соответственно, обладают относительно слабым останавливающим механизмом, чем животные. Исходя из этого, технологический прогресс способен обусловить самоуничтожение человеческого вида полностью.

Снижение агрессивной энергии в определённой степени зависит от некоторых факторов. Помимо этого, Лоренц писал, что любовь и дружба являются неотделимым компонентом жизни и дополнительно препятствуют проявлениям агрессии в реальной жизни и во время контакта с людьми.

Теория фрустрации, выдвинутая Д. Доллардом, конфликтует с теориями Фрейда и Лоуренца. Согласно данной теории, агрессия определяется в качестве ситуационного процесса, который имеет такие главные положения:

1. Фрустрация во всех случаях ведёт к агрессии.

2. Агрессия во всех случаях – это итог фрустрации [7, с. 34].

Мотивация агрессии определяется тремя факторами:

1. Уровень удовлетворения, который субъект ожидает получить в будущем.

2. Осуществление цели.

3. Уровень помех при достижении цели.

4. Количество разочарований, следующих одно за другим

Другими словами, чем выше ожидания субъекта в плане удовольствия, тем мощнее помехи, и чем больше количество подавленных реакций, тем выше будет приоритет стимула к агрессивному поведению. В том случае, если фрустрации идут последовательно, то их сила может становиться накопительной, что это может привести к агрессивной реакцию высшей степени.

Однако люди не во всех случаях агрессивно реагируют на состояние фрустрации, из-за чего Доллард и его сторонники заключили, что подобное поведение не возникает вместе с фрустрацией, а в первую очередь по причине угрозы наказания. В такой ситуации происходит «сдвиг», во время которого агрессия выплёскивается на того, кто способен дать слабейший ответ. Другими словами на того, чьё сопротивление имеет наименьшую силу.

Выходит, что человек, который подавляет агрессию против фрустратора сильным страхом наказания, обращается к замене его корректировок, применяя его на тех, у кого сдерживающий фактор наиболее слабый [9, с. 58].

Когнитивные теории агрессии акцентируют эмоциональные и когнитивные процессы в проявлении агрессивного поведения. Особенно это актуально для негативных триггеров (боль, дискомфорт, неприятные запахи и т. д.). Они проходят обработку с помощью мозга и вызывают агрессивные реакции, обуславливая негативный аффект. Другими словами, агрессия появляется потому что возникает отрицательная реакция.


Циллман констатировал, что «познание и возбуждение тесно взаимосвязаны, они влияют друг на друга на протяжении всего процесса переживания, который приносит страдания». Он писал, что понимание ситуации способно менять уровень возбуждения.

Теория социального научения, в сравнении с остальными, базируется на том, что агрессия – это приобретенное поведение в процессе социализации с помощью наблюдения определённого способа действия и социального подкрепления. Данная теория была выдвинута Бандурой и рассматривала ассимиляцию, провокацию и регулирование агрессивного поведения. Со стороны данной теории, изучение агрессивного поведения невозможно при отсутствии трех вещей:

1. Способы получения таких навыков.

2. Факторы, при которых навыки возникают.

3. Условия, при которых происходит закрепление [8, с. 102].

Поэтому, довольно значительная роль отдаётся обучению, воздействию посредников начальной социализации, в частности родителей, на получение детьми навыков агрессивного поведения. Имеются доказательства того, что поведение родителей способно быть моделью агрессии и что у агрессивных родителей во многих случаях вырастают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что ассимиляция человека большим спектром агрессивных реакций подобного поведения – это фиксация для агрессивных действий, которая увеличивает шанс того, что такое же действие будет произведено в будущем. Вместе с тем, для этого нужна эффективная агрессия, то есть, случаи успешного применения агрессивных действий.

Следует отметить, что данная теория имеет значительно больше возможностей для профилактики и управления человеческой агрессией. Это происходит по двум причинам:

1. Согласно теории, агрессия не является врождённой моделью поведения среди общества. Это значит, что есть возможность её ослабить, ликвидировав причины.

2. Социальное обучение требует выплеска агрессии людьми лишь в конкретных социальных условиях. Сегодня теория социального обучения максимально действенна в предсказывании агрессивного поведения, в частности, если имеется информация об агрессоре и ситуации социального развития.

Выходит, что из приведенных выше теорий, трактующих природу агрессии, можно сделать следующие выводы:

1. Выплеск агрессии объясняется биологическими и социальными факторами.

2. Агрессивность можно трактовать не только как жестокую и недопустимую реакцию, но и как нормальную реакцию индивида в процессе выживание.