Файл: Анализ художественного произведения И.И. Шишкина «Среди долины ровныя…».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сейчас, в эпоху компьютерных технологий анализ масляных картин актуален как никогда. Многие современные художники работая, используют только вычислительные технологии, графические редакторы. Старая техника рисования со временем утрачивается не переходя из поколения в поколение от мастера к ученику. Даже такой момент как частота нанесения мазков на холст может отражать эмоциональное состояние автора, что исключено при использовании вычислительных технологий, функционала графических редакторов.

Цель данного исследования, донести до читателя важность восстановления забытых техник написания картин маслом, используя анализ одной из работ И.И. Шишкина, проведенный с помощью современных знаний в цветоведении, живописи.

Задачи:

- изучить научную литературу об авторе;

- изучить, какие мастера жили на его веку, какие направления они продвигали;

- изучить историю картины;

- провести линейный, тональный и колористический анализы произведения.

Предметом исследования является смысловое содержание картины - «Среди долины ровныя…»

В качестве объекта исследования выступает живописное произведение И.И. Шишкина – «Среди долины ровныя…»

Методы исследования:

- метод анализа;

- метод дедукции;

- метод эксперимента;

- метод наблюдения.

Структура работы. Сначала рассмотрена жизнь автора и его современники, после чего изложены результаты анализа картины, заключение, список использованной литературы и приложения в конце.

ГЛАВА 1. ИСКУССТВО ВО ВРЕМЕНА И.И. ШИШКИНА

Искусство Шишкина

Обучатся основам рисунка Шишкин начал в 1852г., когда поступил в Московское училище живописи, там студенту привили строгие азы рисунка и основу построения формы.

Шишкин очень рано увлекся пейзажем, каждая веточка, каждый листик и кора приводили его в неописуемое восхищение, он рассматривал не столько общий пейзаж, а его фрагменты и детали. «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище – писал он позже в своем дневнике – Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров то, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы?»[3]


После окончания училища, Иван Иванович отправился в Петербург, обучаться в Императорской Академии Художеств, где его путь только начинался.

За время обучения в Академии (1856 – 1860) у пейзажиста Сократа Воробьева за Шишкиным закрепилась слава ученика с необыкновенными, блестящими способностями. В 1857 Шишкин получил награду – две малые серебряные медали – за картину «Вид в окрестностях Петербурга» (рис.1) а также за рисунки написанные летом в Дубках. Публику поражали верность и точность с которыми был выполнен рисунок мастера, эти качества так глубоко отпечатались на его творчестве несмываемым клеймом, что будут сопровождать его на протяжении всей его жизни.

Академия требовала очень четко придерживаться определенных канонов в методике обучения, но Шишкин соблюдал их не до конца, ибо как он говорил «они убивают истинную индивидуальность», но его отход от принципов Академии никогда не был категоричным. Так, Шишкин явно питал вдохновения у Швейцарского пейзажиста Александра Калама, изображавшего виды альпийской природы. Оценивая влияние Калама на Шишкина Мокрицкий писал: «…Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки ваши напоминают Калама – я не вижу; в манере вашей есть нечто свое… Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или иного мастера. Манера есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связана с личностью художника-автора,, а также способом и степенью его понимания предмета и обладание техникою искусства. В этом отношении важно было только одно – чтобы художник подсмотрел, так сказать, эту манеру в самой натуре, а не усвоил ее несознательно».[8]

В произведениях молодого художника, написанных в академические годы присутствовала доля романтизма, однако это была скорее дань старой традиции, нежели истинный характер произведений. Шишкин подходил к природе не как созерцатель, а скорее как исследователь, скрупулезно изучающий ее формы. Внимательнейшее вглядывание в мир, а не простое его созерцание, это исключительный стиль и уникальный почерк Шишкина, который можно узреть в таких художественных произведениях как «Вид в окрестностях Петербурга» (рис.1), «Шалаш» (рис.2), а также полотна, посвященные Валааму (рис.3,4,5,6).

Позднее, 1862г. началась поездка в Европу, первым местом назначения был Берлин, где Шишкину пришлось не по душе, далее шла Прага, где пейзажисту понравилось куда больше, кроме того художник заинтересовался местным мастером Йозефом Монесом. Последней остановкой в путешествии была Швейцария, где Шишкин написал такие работы как «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (рис.7), «Домик в Дюссельдорфе» , «Швейцарский пейзаж» (рис.8), «В роще» и др. Кроме того, живописец отмечал: «…Куда не пойдешь, везде показывают – пошел, вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует»[9].


Многие считают что годы в Швейцарии пошли Шишкину на пользу, однако некоторые думают иначе, так в «Истории русской живописи в XIX веке. Вып. 2» пишут: «Мало того, намъ, пожалуй, даже странно теперь считать Клодта и Шишкина за предвестниковъ Левитана и Серова, настолько и вънихъ много подстроеннаго и прикрашеннаго. Не даромъ прожили оба по несольколетъ своей молодости въпресловутомъ Дюссельдорфе и въ Швейцарии, коверкая свое природное дарование подъ руководством разныхъ последователей Калама, Ширмера, и Кукука.»[1].

В 1866г. Затосковав по родине Шишкин возвращается домой. Вернувшись из путешествия, художник долгое время работал в усадьбе Братцево, на северо-западе Москвы.

Соскучившись по красотам и великолепию родной природы, живописец с радость писал русские просторы и дали. И первым выдающимся образом по возвращению стал «Полдень. В окрестностях Москвы», типичный пейзаж русской равнины несет все характерные черты среднерусского пейзажа. Поле, дорога, дали, храм, придорожные цветы, высокое небо и высокие храмы облаков. В этом произведении автор показал, как он видит свою родину и ее будущее, беспрепятственное и светлое.

От своих современников талантливый Шишкин получил прозвища «Титан российский Лес», «Патриарх леса», «Лесной царь», «Старая Сосна» и «Одинокий Дуб». Все эти прозвища достались живописцу за то, что свое истинное мастерство Иван Иванович мог продемонстрировать только в лесных пейзажах, где он прорисовывал все до таких мелочей что порой хочется подойти и просунуть руку в мир самой картины, дабы полностью прочувствовать реальность изображенную «царем леса».

Но истинное признание мастер смог получит лишь в 1880-е годы, поскольку до этого, пусть простые люди были и в восторге от его работ, многие художники считали картины Шишкина мертвыми – «Такия картины Шишкина и изображаютъ преимущественно interieur’ы, но не домовъ и комнатъ, а леса. Выписана каждая травка, былинка, всякая борозда въ коре, все выпуклости моха, чуть ли не все иглы сосен и елокъ. Все застыло, замерло, засохло. Ничто не шелохнется. Напрасно «оживлять» Шишкинъ эти пейзажи слабо нарисованными фигурами зверей и людей, они отъ того ничуть не выигрывали въ жизненности и скорее только теряли свою строгость и непосредственность»[1].

В 1883г. появляется прекрасный пейзаж за авторством Шишкина «Среди долины ровныя…» (см. приложение 1), где художник впервые смог полностью продемонстрировать свое мастерство и доказал что он может создавать не только монотонные «мертвые» картины для обычной публики, но и признанные шедевры, коим и является эта чудесная работа Шишкина.


В его полотнах зарождалось новое направление живописи, которое позже развивали художники вошедшие в состав общества именовавшего себя как Товарищенство передвижных художественных выставок. Одним из основателей которого и стал Шишкин в 1870-х годах.

Каждый четверг Артель художников устраивала творческие вечера. Так, Илья Репин вспоминает в своих письмах: «Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Ивановича Шишкина. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами домового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать, свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней»[3].

В 1880-е Шишкин снова создает прекрасные работы в основе которых стоят такие темы как русский лес, поля и луга. К этим произведениям относятся «Сосновый лес», «Ручей в березовом лесу» и другие.

Также больших успехов живописец достиг в этюдах, которые порой у него получались еще краше чем картины. Среди этих работ примечательны такие произведения, как «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Сныть-трава. Парголово», «Молодые сосенки у песчаного обрыва», «Мери-Хови по финляндской железной дороге» и многие другие.

В 1880-1890 гг. у художника возрастает интерес к игре света и воздушности, изменчивым состояниям природы. Под влиянием подобных идей на свет появляется одна известная работа в новом живописном стиле – «Утро в сосновом лесу» (рис. 9). Считается что в основу легла картина, написанная Шишкиным на год ранее «Туман в сосновом лесу».

В произведениях «Туманное утро», «Дебри», «Дождь в дубовом лесу» и других можно заметить, что обращает на себя внимание не линейная композиция, а достигнутая мастером гармония светотени и цвета, великолепная передача меняющихся атмосферных явления, смешение обобщенного и конкретного.

В 1890-е годы для Товарищенства передвижных художественных выставок наступили трудные дни. В творчестве многих мастеров старшего поколения намечался кризис, в среде передвижников возникли разногласия, которые могут стать причиной распада всей организации.

В начале 20-го века возникали различные направления и течения в живописи, постоянно шли поиски новых стилей, форм и приемов. Шишкин продолжал следовать своему, твердо намеченному пути, создавая реалистичные и довольно типичные образы русской природы.


В 1891г. состоялась персональная выставка Шишкина проведенная в Академии художеств, на выставке художник представил публике более шестисот этюдов рисунков и гравюр. Все произведения были невероятно реалистичны, и тонко прорисованы уверенной рукой автора.

Последней монументальной работой Мастера является самая крупная по размеру картина «Корабельная роща» (рис. 10). В основе пейзажа - выполненные в родных лесах этюды.

Иван Иванович Шишкин скончался 8 марта 1898 в собственной мастерской за мольбертом, во время работы над новой картиной «Лесное царство».

Благодаря мастерству и точности И.И. Шишкина, реалистическая пейзажная живопись смогла шагнуть на одну из самых высоких ступеней в искусстве. Его искусство и судьба, вызывают восхищение и сострадание у многих и по сей день:

«Иван Шишкин! О, этот великий труженик, наделенный колоссальным терпением, любознательностью и поэтичностью, вдохновленной родными пенатами. Но разве поразишь людское племя трудолюбием, любовью к родным углам, да и самой поэтичностью?»[11];

«Среди крупнейших представителей правдивого изобразительного искусства XIX–XX веков были И.Е. Репин, В.Е. Махаковский, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, И.И. Левитан и др. Особо даже среди этих выдающихся художников выделяется фигура И.И. Шишкина»[10].

Рисунок 1. «Вид в окрестностях Петербурга» И.И. Шишкин.

Рисунок 2. «Шалаш» И.И. Шишкин.

Рисунок 3. «Сосна на Валааме» И.И. Шишкин.

Рисунок 4. «Вид на острове Валаам. Местность Кукко» И.И. Шишкин.

Рисунок 5. «Камни на острове Валаам» И.И. Шишкин.

Рисунок 6. «Пейзаж с охотником. Валаам» И.И. Шишкин.

Рисунок 7. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» И.И. Шишкин.

Рисунок 8. «Швейцарский пейзаж» И.И. Шишкин.

Рисунок 9. «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин.

Рисунок 10. «Корабельная роща» И.И. Шишкин.