Файл: Анализ художественного произведения И.И. Шишкина «Среди долины ровныя…».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Известные современники Шишкина

Должно также представить некоторых известных деятелей изобразительного искусства живших в одно время с И.И. Шишкиным.

Иван Айвазовский считается самым известным художником-маринистом 19 века. Наиболее часто в работах фигурирует морская стихия. Довольно часто в своих работах применял технику лессировки, благодаря чему «волна Айвазовского» становится нарицательным термином в искусстве.

«Иван Константинович Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой живописи»[2].

После себя Айвазовский оставил более шести тысяч работ.

Наиболее известные произведения Айвазовского: «Лунная ночь на Босфоре», «Девятый вал», «Черное море».

Эдгар Дега является известным художником-импрессионистом. Популярность ему принесло участие в 7-ой и 8-ой выставках импрессионистов.

В качестве особенности его творчества можно упомянуть заметно смещенные композиции, обрезанные фигуры, расположение на полотнах неожиданных предметов заслоняющих главных героев. Во многих работах Дега заметен интерес художника к позе и движению. Он стремится запечатлеть людей в момент действия, делая ставку на обычную жизнь, а не на позирование.

Большинство самых известных его полотен написано пастелью, а не масляными красками. По этой причине работы редко экспонируются.

«Замечательные картины, рисунки Дега, высочайшее мастерство, достигнутое им в передаче движения, - все это обеспечивает его принадлежность к плеяде великих художников, оказавших наибольшее влияние на дальнейшее развитие мировой живописи»[6].

Наиболее известные произведения Дега: «Танцевальный класс», «Наездники перед стартом», «Гладильщицы».

Исаак Левитан — один из популярнейших русских художников, живших в период 19-го века. Этого художника называют «мастером настроенческого пейзажа». В его работах главная героиня — окружающая среда во всем своем разнообразии, Левитан умел подчеркивать очарование русской природы в любое время года. Его работы завораживают, во время их созерцания кажется что картины наделены настоящими человеческими эмоциями. Лес, небо, река на его полотнах радуются, хмурятся, ликуют и оплакивают.

«Своим творчеством художник оказал огромное влияние не только на русское, но и европейское искусство XX века. Став практически основателем пейзажа настроения, мастер обогатил отечественную культуру, а его духовный авторитет сыграл огромное значение в русской пейзажной живописи»[4].


Наиболее известные произведения Исаака Левитана: «Осенний день в Сокольниках», «Над вечным покоем», «Золотой Плёс».


Поль Сезанн это один из самых ярких и нестандартных французских художников 19 века, весь его жизненный путь в искусстве – вечный поиск. Поль постоянно находился в состоянии эксперимента, живописец искал свой способ самовыражения в течение всей жизни. К сожалению известность его настигла уже после смерти.

«Главное достижение Сезанна состояло в том, что он смог отказаться от традиционных живописных канонов и сформировать свой собственный метод, основанный на уникальном видении мира»[5].

Рисуя людей, он не стремился передать движение, напротив, предпочитал писать моделей застывшими и неподвижными. Мечтал постичь суть формы изображаемой вещи, потому созданные им натюрморты смотрятся чрезвычайно натурально. У яблок, винограда, вазочек и кувшинов на его картинах есть характерное внутреннее сияние.

Наиболее известные произведения: «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Гора Сент-Виктуар», «Букет цветов в голубой вазе».

Французского художника Эдуарда Мане называют родоначальником импрессионизма. Многие первые картины Мане не произвели на публику никакого впечатления. Скорее, наоборот, знаменитая «Олимпия» Эдуарда Мане, произведение, обладать которым сейчас хотел бы каждый коллекционер, вызвало скандал. Мане обвиняли в пропаганде вульгарности и непристойности.

«Именно Эдуард Мане первым начал экспериментировать с композицией и светом, тем самым предоставив возможность своим выдающимся современникам, таким как, например, Клод Моне, совершать свои собственные открытия»[7].

Наиболее известные произведения: «В лодке», «Завтрак на траве», «Сливовица», «Олимпия», «Белые пионы».

ГЛАВА 2. «Среди долины ровныя…»

2.1 История возникновения картины

Многие великие произведения искусства имею собственную историю возникновения, и великолепный пейзаж «Среди долины ровныя» за авторством И.И. Шишкина не исключение, к сожалению событие поспособствовавшее возникновению сия шедевра, является печальным как для автора произведения, так и для русского живописного искусства в целом.


В 1881г. Иван Иванович остался в одиночестве уже во второй раз, погибла его вторая жена Ольга Лагода, с которой он прожил лишь год. Она была не только женой художника, но и очень талантливой ученицей, работы который покупал сам Третьяков. Она создала такие работы как «Девочка в траве» (рис. 11) и «Тропинка».

После такой утраты мастер долго горевал и однажды прогуливаясь за городом наткнулся на могучий одинокий дуб посреди долины, он напомнил ему стихотворение Мерзлякова «Среди долины ровныя…». Найдя в могучем древе родственную душу Шишкин принялся за работу, и в 1883 году мир узрел великолепное произведение живописного искусства, пейзаж который автор так и назвал – «Среди долины ровныя…».

Рисунок 11. «Девочка в траве». 1880 г. Лагода-Шишкина, Ольга Антоновна.

2.2 Линейный анализ произведения «Среди долины ровныя…»

Благодаря линейному анализу (см. приложение 2) можно понять основную структуру произведения, его каркас, то на чем оно держится и с чего все начиналось.

На картине «Среди долины ровныя…» есть несколько основных объектов, формирующих этот самый каркас:

- первый и самый главный объект на картинной плоскости это одинокий дуб, центр композиции;

- вторым важным объектом является извивающаяся дорога, которая ведет взгляд зрителя к центру композиции;

- третий важный объект это детально проработанная растительность на переднем плане, которая выступает поддержкой дороге, концентрируя внимание зрителя на этом своеобразном пути;

- и последним, но немаловажным объектом является неясный горизонт, придающий произведению таинственности.

2.3 Тональный анализ произведения «Среди долины ровныя…»

Тональный анализ картины (см. приложение 3) позволит понять основные способы передачи мыслей и эмоций автора через картину. Тональная основа, это грубая основа будущего произведения.

Так, в пейзаже «Среди долины ровныя…» извилистая дорога ограниченная густой растительностью со всех сторон и ведущая к одинокому дубу, что возвышается посреди освещенной долины, показывает путь к одиночеству который избрал автор после смерти своей второй жены. Размытый горизонт внушает чувство неизвестности и таинственности, а чистые облака дают надежду на будущее и силы двигаться вперед.


2.4 Колористический анализ произведения «Среди долины ровныя…»

Свое истинное мастерство, живописец может проявить лишь при передаче эмоций, мыслей и настроения с помощью богатого набора цветов, тонко подобранных мастером в своей палитре. Произведение может полностью показать всю свою красоту лишь в исполнении цветом. Цвет это мельчайшие детали картины, которые раскрывают истинную красоту произведения. Колористический анализ (см. приложение 4) позволяет понять где и какие приемы использовал автор.

Шишкина впервые полностью признали лишь после написания «Среди долины ровныя…» именно потому, что это первая картина маслом, где мастер полностью проявил талант в колористике, в этой работе имеются все типы контрастов, позволяющих обрести произведению цветовую гармонию и единство. Так, можно наблюдать контраст по тону и теплохолодности при переходе от ближнего плана к среднему и от среднего плана к дальнему, благодаря чему чувствуются колебания различных эмоций художника. На стыке неба с горизонтом возникает симультанный контраст, только благодаря которому и создается эта чудесная неизвестность и таинственность. Контраст цветового распространения создает гармоничные пропорции цветов.

Создавший столь чудесное произведение Иван Иванович Шишкин является поистине грандиозным мастером русского пейзажа и в частности направления реализма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение анализа картины за авторством И.И. Шишкина позволило выявить множество деталей, таких как мазки, тонко подобранные цвета и мастерски использованные цветовые контрасты, которых было бы очень сложно достичь используя графические редакторы. Картина Шишкина «Среди долины ровныя…» была написана масляными красками и создать тот же шедевр на цифровых устройствах было бы невозможно, эмоциональная передача была бы неправдоподобна.

В процессе проведения анализа было выявлено, что Иван Иванович был великим живописцем, продвигавшим реализм, и множество поистине шедевральных произведений и был предан своему делу до самой смерти.

Во времена Шишкина было множество великих художников, таких как Клод Моне, Айвазовский, Левитан и другие. Большинство из них активно продвигали то направление и жанр, которому они были преданы, некоторые же находились в вечных поисках и экспериментах до конца своей жизни.


История произведения «Среди долины ровныя…» связана с душевными терзаниями автора, Шишкин во время написания картины страдал от серьезного стресса, в связи с внезапной кончиной горячо любимой супруги.

Как вывод после тонального, линейного и колористического анализов, можно сказать, что это живописное произведение отражает внутренний мир одинокого человека, коим стал Иван Иванович после утраты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Книги.

  1. Бенуа, А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н. Бенуа. – Лейпциг : Типография СПб акционерного общества печатного дела в России Е. Евдокимов, 1902. – Вып. 2. – 163 с.
  2. Гордеева, М. Т. 2. Айвазовский Иван Константинович / М. Гордеева. – Москва : Комсомольская правда :Директ-Медиа, 2009. – 49 с.
  3. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике - Ленинград: Искусство, 1978 - с.463 с. 24 л. ил.
  4. Королева, С. Т. 15. Левитан Исаак Ильич / С. Королева. – Москва : Комсомольская правда :Директ-Медиа, 2009. – 49 с.
  5. Поль Сезанн / сост. А.А. Бобкова. – Москва : РИПОЛ классик, 2014. – 40 с.
  6. Эдгар Дега / сост. В.Б. Тетевин. – Москва : РИПОЛ классик, 2014. – 40 с.
  7. Эдуард Мане / сост. Е.В. Левкина. – Москва : РИПОЛ классик, 2014. – 40 с.

Письма.

  1. А. Н. Мокрицкий к И. И. Шишкину от 26.03.1860 г.
  2. И. И. Шишкин к И. В. Волковскому от 27.02.1865 г.

Научные статьи

  1. Ван Пин Вклад художников-передвижников в становление реализма как новой системы мировоззрения в искусстве XIX века // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2014. №2 (38).
  2. Фокин Константин Владимирович Размышления о русской пейзажной живописи // Вестник ЧГАКИ. 2013. №2 (34).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Репродукция картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя…». 1883. Холст, масло.

Приложение 2. Линейная организация картины «Среди долины ровныя…» М.К. Максимович.

Приложение 3. Тональная интерпретация «Среди долины ровныя…» М.К. Максимович.

Приложение 4. Колористическая организация картины «Среди долины ровныя…» М.К. Максимович.