Файл: Олимпиадные задания по русскому языку и литературе с казахским языком обучения 5 класс 20202021 учебный год Школьный этап.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе
с казахским языком обучения 5 класс
2020-2021 учебный год Школьный этап
1.Прочитайте тексты. Выполните задания.
ОМОНИМЫ
Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами.
Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. К примеру, слово "брак" в значении «союз двух любящих друг друга людей» и "брак" в значении «испорченная продукция». А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам.
ОВСЯНКА
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали .
Задание 1. 1 балл
Чем похожи слова, о которых говорили Сашка и Матвей ?
А) Эти слова пишутся и произносятся одинаково.
В) Значение этих слов одинаково.
С) Эти слова звучат одинаково и имеют одно лексическое значение.
Д) Эти слова имеют сходство по какому-либо признаку.
Задание 2. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальный балл -5 баллов
Используя информацию из текста «Омонимы», заполните таблицу. Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом.
| Да | Нет | Нет информации |
Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. | | | |
Омонимы имеют сходство по какому-либо признаку. | | | |
Омонимы совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. | | | |
Омо́нимы (др.-греч. ὁμός – одинаковый + ὄνομα – имя) | | | |
Значения многозначных слов имеют нечто общее, а значения омонимов никак не связаны между собой. | | | |
Задание 3. – Правильный ответ -1 балл
Что является главной целью текстов, выберите правильный ответ:
А) Рассказать о том, что омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам.
В) Рассказать о том, что омонимы необходимо отличать от многозначных слов.
С) Подготовить учащихся к БТС по теме: «Омонимы»
Д) Дать информацию о том, что омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова.
Задание 4. - Правильный ответ -1 балл
Слова земля (планета Солнечной системы) - земля (суша) – это омонимы?
А) Да
В) Нет
Задание 5. 5 баллов
Согласны ли вы с тем , что слово КЛЮЧ является омонимом. Свой ответ аргументируйте.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6. Составьте синквейн на тему «Дружба»
5 баллов
Задание № 7.
-
Определите тему, основную мысль поэтического текста – 10 б. -
Установите тип речи, найдите эпитеты,слова в переносном значении – 10 б. -
Выпишите ключевые слова – 2 балла( не менее 5 слов)
«Настоящий друг»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Из мультфильма «Тимка и Димка
-
Напишите эссе на тему: «Что такое дружба и мой взгляд на дружбу» - 10 б.
Максимальный балл: 50 баллов
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе
с казахским языком обучения 6 класс
2022-2023 учебный год Школьный этап
Задание №1
Прочитай текст. Что нового ты узнал о названиях дней недели?
Слово понедельник в современном языке утратило связи с этимологическим корнем дел-(ать). Древнерусское слово неделя первоначально обозначало «воскресенье», то есть день, когда ничего не делали, затем слово неделя постепенно утратило значение «воскресенье» и стало означать «отрезок времени продолжительностью 7 дней». Соответственно понедельник первоначально объяснялся как «день, идущий после (по-) недели, то есть воскресенья». В результате таких переосмыслений в современном языке у слова понедельник мотивировка (признак, по которому слово получило название) отсутствует, объяснить его через однокоренное слово невозможно.
А. Понедельник – один из дней недели.
Б. Древнерусское слово неделя первоначально означало «воскресенье»
В. В понедельник положено начинать все новые дела
Ключ оценивания.
0 - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;
1 - указан ответ , но не указана недостающая информация;
3 - указан ответ и верно указана недостающая информация.
Всего: 3 балла
Задание №2.
Даны слова: ворота, столяр, звонит, тортов, щавель, углубить, позвонишь, цемент, фарфор, форзац, простыня, арест, верба, крапива, свекла, кашлянуть.
Распределите их по группам (в зависимости от места ударения):
а) с ударением на первом слоге:
б) с ударением на втором слоге:
в) с ударением на третьем слоге.
Оценивание.По 0,5 балла за правильный выбор.
Всего : 8 баллов
Задание №3
В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 2 – 4 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»
Оценивание.1 балл за правильную постановку предложений, 2 балла за продолжение текста
Всего: 3 балла
Задание №4.
Составьте синквейн на тему «Учитель»
Оценивание.1 балл
Задание №5.
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают.
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.
1.Определите тему, основную мысль стихотворения.- 10 б.
2.Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ. – 10 б.
3. Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения ) – 5 б.
Задание №6.
Напишите эссе на тему: «Грамоте учиться—всегда пригодится». (Объём —80-100 слов). – 10б.
Максимальный балл: 50 баллов
Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку и литературе
с казахским языком обучения 6 класс
(школьный этап)
2020-2021 учебный год
Ключ оценивания
Задание №1
0 - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, В);
1 - указан ответ Б, но не указана недостающая информация;
3 - указан ответ Б и верно указана недостающая информация.
Задание №2. Распределите данные слова по группам (в зависимости от места ударения):
а) с ударением на первом слоге: тортов, форзац, верба, свёкла, кашлянуть
б) с ударением на втором слоге: ворота,столяр,звонит, щавель, цемент, фарфор, арест, крапива
в) с ударением на третьем слоге:углубить, позвонишь, простыня
— Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?
— Орфоэпический словарь (Словарь ударений):
Оценивание.По 0,5 балла за правильный выбор и 2 балла за название словаря
Задание №3
В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 2 – 4 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»
Ответ: ГАДБВ
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе
с казахским языком обучения 7 класса
2022-2023 учебный год Школьный этап
Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.
Текст «ЗЕЛЕНЫЕ КРЫШИ»
В мегаполисах, где отдается много природного пространства под застройку, зеленая кровля является идеальным решением для компенсации ущерба, нанесенного природе. Этот способ устройства крыши стал особо актуален с учетом того обстоятельства, что стоимость квадратного метра земли чрезвычайно высока, и использование свободных площадей крыш дало возможность восполнить дефицит зеленых зон, устраивать на крышах зданий места для отдыха и проведения досуга.
Озеленение крыш - термин, обозначающий частично или полностью засаженные живыми растениями крыши зданий.
Родиной "зеленых крыш" считают Ассирию и Вавилон (2500 лет назад). Но самыми известными, конечно же, остаются висячие сады Семирамиды, известные как седьмое чудо света.