Файл: Олимпиадные задания по русскому языку и литературе с казахским языком обучения 5 класс 20202021 учебный год Школьный этап.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе

с казахским языком обучения 5 класс

2020-2021 учебный год Школьный этап

1.Прочитайте тексты. Выполните задания.

ОМОНИМЫ
Что такое омонимы? Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. 
Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы – слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. К примеру, слово "брак" в значении «союз двух любящих друг друга людей» и "брак" в значении «испорченная продукция». А многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку. Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. 


ОВСЯНКА
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: 
– А у меня дома овсянка! 
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. 
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка. 
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая! 
– И вкусная. Особенно с молоком. 
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка. 
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. 
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. 
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. 
– Про какую овсянку? 
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? 
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. 
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей. 
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать. 
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! 
И друзья побежали .


Задание 1. 1 балл
Чем похожи слова, о которых говорили Сашка и Матвей
А) Эти слова пишутся и произносятся одинаково. 
В) Значение этих слов одинаково. 
С) Эти слова звучат одинаково и имеют одно лексическое значение.


Д) Эти слова имеют сходство по какому-либо признаку.
Задание 2. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальный балл -5 баллов

Используя информацию из текста «Омонимы», заполните таблицу. Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом.





Да

Нет

Нет информации

Омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова.










Омонимы имеют сходство по какому-либо признаку.










Омонимы совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике.










Омо́нимы (др.-греч. ὁμός – одинаковый + ὄνομα – имя) 










Значения многозначных слов имеют нечто общее, а значения омонимов никак не связаны между собой.










Задание 3. – Правильный ответ -1 балл

Что является главной целью текстов, выберите правильный ответ:

А) Рассказать о том, что омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. 

В) Рассказать о том, что омонимы необходимо отличать от многозначных слов.

С) Подготовить учащихся к БТС по теме: «Омонимы»

Д) Дать информацию о том, что омонимы – одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова.
Задание 4. - Правильный ответ -1 балл

 Слова земля (планета Солнечной системы) - земля (суша) – это омонимы?

А) Да

В) Нет

Задание 5. 5 баллов

Согласны ли вы с тем , что слово КЛЮЧ является омонимом. Свой ответ аргументируйте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание № 6. Составьте синквейн на тему «Дружба»

5 баллов

Задание № 7.


  1. Определите тему, основную мысль поэтического текста – 10 б.

  2. Установите тип речи, найдите эпитеты,слова в переносном значении – 10 б.

  3. Выпишите ключевые слова – 2 балла( не менее 5 слов)


«Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

"Не разлить водой" - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -

Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -

Вот что значит настоящий верный друг.

Из мультфильма «Тимка и Димка



  1. Напишите эссе на тему: «Что такое дружба и мой взгляд на дружбу» - 10 б.


Максимальный балл: 50 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе

с казахским языком обучения 6 класс

2022-2023 учебный год Школьный этап

Задание №1

Прочитай текст. Что нового ты узнал о названиях дней недели?

Слово понедельник в современном языке утратило связи с этимологическим корнем дел-(ать). Древнерусское слово неделя первоначально обозначало «воскресенье», то есть день, когда ничего не делали, затем слово неделя постепенно утратило значение «воскресенье» и стало означать «отрезок времени продолжительностью 7 дней». Соответственно понедельник первоначально объяснялся как «день, идущий после (по-) недели, то есть воскресенья». В результате таких переосмыслений в современном языке у слова понедельник мотивировка (признак, по которому слово получило название) отсутствует, объяснить его через однокоренное слово невозможно.

А. Понедельник – один из дней недели.

Б. Древнерусское слово неделя первоначально означало «воскресенье»

В. В понедельник положено начинать все новые дела

Ключ оценивания.

0 - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;

1 - указан ответ , но не указана недостающая информация;

3 - указан ответ и верно указана недостающая информация.

Всего: 3 балла

Задание №2. 

Даны слова: ворота, столяр, звонит, тортов, щавель, углубить, позвонишь, цемент, фарфор, форзац, простыня, арест, верба, крапива, свекла, кашлянуть.

Распределите их по группам (в зависимости от места ударения):

а) с ударением на первом слоге:

б) с ударением на втором слоге:

в) с ударением на третьем слоге.

Оценивание.По 0,5 балла за правильный выбор.

Всего : 8 баллов


Задание №3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 2 – 4 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

Оценивание.1 балл за правильную постановку предложений, 2 балла за продолжение текста

Всего: 3 балла

Задание №4.
Составьте синквейн на тему «Учитель»
Оценивание.1 балл
Задание №5.
Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают.

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких смешных первоклашек.





1.Определите тему, основную мысль стихотворения.- 10 б.

2.Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ. – 10 б.

3. Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения ) – 5 б.
Задание №6.
Напишите эссе на тему: «Грамоте учиться—всегда пригодится». (Объём —80-100 слов). – 10б.


Максимальный балл: 50 баллов

Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку и литературе

с казахским языком обучения 6 класс

 (школьный этап)

2020-2021 учебный год

Ключ оценивания

Задание №1

0 - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, В);

1 - указан ответ Б, но не указана недостающая информация;

3 - указан ответ Б и верно указана недостающая информация.
Задание №2. Распределите данные слова по группам (в зависимости от места ударения):

а) с ударением на первом слоге: тортов, форзац, верба, свёкла, кашлянуть

б) с ударением на втором слоге: ворота,столяр,звонит, щавель, цемент, фарфор, арест, крапива

в) с ударением на третьем слоге:углубить, позвонишь, простыня

— Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?

— Орфоэпический словарь (Словарь ударений):

Оценивание.По 0,5 балла за правильный выбор и 2 балла за название словаря
Задание №3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 2 – 4 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

Ответ: ГАДБВ



Олимпиадные задания по русскому языку и литературе

с казахским языком обучения 7 класса

2022-2023 учебный год Школьный этап

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Текст «ЗЕЛЕНЫЕ КРЫШИ»

В мегаполисах, где отдается много природного пространства под застройку, зеленая кровля является идеальным решением для компенсации ущерба, нанесенного природе. Этот способ устройства крыши стал особо актуален с учетом того обстоятельства, что стоимость квадратного метра земли чрезвычайно высока, и использование свободных площадей крыш дало возможность восполнить дефицит зеленых зон, устраивать на крышах зданий места для отдыха и проведения досуга.

Озеленение крыш - термин, обозначающий частично или полностью засаженные живыми растениями крыши зданий.

Родиной "зеленых крыш" считают Ассирию и Вавилон (2500 лет назад). Но самыми известными, конечно же, остаются висячие сады Семирамиды, известные как седьмое чудо света.