Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Административно-правовая ответственность
Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности и административно-правового принуждения, применяемых административными органами (их должностными лицами) в рамках внеслужебного подчинения, а также судьями (судами), выраженной в применении административных наказаний к физическим и (или) юридическим лицам в ходе производства по делам об административных правонарушениях.
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом в качестве административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административная ответственность имеет все признаки, присущие юридической ответственности.
В науке административного права институт административной ответственности определяется далеко не однозначно. В этой связи И.В.
Максимов справедливо отмечает, что административная ответственность в научном плане
- понятие достаточно сложное, многомерное и полифункциональное.
Таким образом, в теории административного права существуют различные подходы к определению понятия «административная ответственность». Д.Н.
Бахрах, характеризуя административную ответственность, указывает, что она представляет собой особый вид юридической ответственности, в то же время являясь частью административного принуждения, обладает всеми его качествами
(осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения). Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то
субъектами власти.
Административная ответственность
- это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.
Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом
(должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения - административного правонарушения.
По мнению О.В. Панковой, административная ответственность выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренной административно-правовой нормой закона меры принудительного воздействия в виде административного наказания,
Административная ответственность
- это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.
Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом
(должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения - административного правонарушения.
По мнению О.В. Панковой, административная ответственность выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренной административно-правовой нормой закона меры принудительного воздействия в виде административного наказания,
ограничивающего личные или имущественные права этого лица.
А.В. Кирин административную ответственность рассматривает как институт административного права, состоящий из комплекса санкционируемых в установленном законом порядке мер наказания за административные правонарушения. В свою очередь, институт административной ответственности в совокупности с рядом других административно-правовых институтов
А.В. Кирин административную ответственность рассматривает как институт административного права, состоящий из комплекса санкционируемых в установленном законом порядке мер наказания за административные правонарушения. В свою очередь, институт административной ответственности в совокупности с рядом других административно-правовых институтов
1 2 3
(институтом административных правонарушений, институтом субъектов административной юрисдикции, институтом производства по делам об административных правонарушениях, институтом исполнительного производства по наложенным административным наказаниям) составляет общность внутренних структурных элементов подотрасли административно- деликтного права.
Необходимо отметить, что указанные выше различные определения понятия «административная ответственность» вызваны тем, что в действующем
КоАП отсутствует легальное определение данного правового института.
По мнению Ю.М. Козлова, новый КоАП, как и прежний, вопреки ожиданиям, не формулирует понятия административной ответственности, не акцентирует внимания на ее особенностях, дающих возможность отграничить ее от иных видов юридической ответственности. Лишь в самом общем виде читатель может догадаться, что под административной ответственностью понимается результат совершения административного правонарушения (ст. 2.1).
Но этого явно недостаточно для ее понимания».
Среди характерных особенностей административной ответственности можно выделить следующие:
) административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности. Вследствие этого такие противоправные деяния именуются административными проступками
(правонарушениями), в отличие от них преступления представляют
Необходимо отметить, что указанные выше различные определения понятия «административная ответственность» вызваны тем, что в действующем
КоАП отсутствует легальное определение данного правового института.
По мнению Ю.М. Козлова, новый КоАП, как и прежний, вопреки ожиданиям, не формулирует понятия административной ответственности, не акцентирует внимания на ее особенностях, дающих возможность отграничить ее от иных видов юридической ответственности. Лишь в самом общем виде читатель может догадаться, что под административной ответственностью понимается результат совершения административного правонарушения (ст. 2.1).
Но этого явно недостаточно для ее понимания».
Среди характерных особенностей административной ответственности можно выделить следующие:
) административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности. Вследствие этого такие противоправные деяния именуются административными проступками
(правонарушениями), в отличие от них преступления представляют
несоизмеримо более высокую степень опасности для общественных и частноправовых интересов;
) ответственность по административному праву всегда представляет собой следствие противоправного действия (бездействия) юридического или физического лица. В возникающих правоотношениях всегда участвуют субъекты публично-правовой сферы (области общегосударственных интересов) - органы исполнительной власти и наделенные ее полномочиями должностные лица. Ко всем видам правовой ответственности привлекают органы (должностные лица) государства, однако одним из участников административного правоотношения всегда является орган исполнительной власти или исполнительно- распорядительный орган местного самоуправления (муниципальный орган);
) административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов.
.4 Дисциплинарно-правовая ответственность
Если в ходе выполнения своих трудовых обязанностей работник в той или иной ситуации нарушает трудовую дисциплину, это может привести к наложению дисциплинарного взыскания и привлечению работника к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность - это разновидность юридической ответственности, и ее можно определить как применение работодателем к работнику в случае виновного нарушения последним трудовой дисциплины мер, предусмотренных трудовым законодательством. К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены работники, совершившие дисциплинарный проступок, т.е. нарушившие трудовую дисциплину. Ведь заключая трудовой договор с работодателем, работник берет на себя, помимо прочих, обязанность соблюдать трудовую
) ответственность по административному праву всегда представляет собой следствие противоправного действия (бездействия) юридического или физического лица. В возникающих правоотношениях всегда участвуют субъекты публично-правовой сферы (области общегосударственных интересов) - органы исполнительной власти и наделенные ее полномочиями должностные лица. Ко всем видам правовой ответственности привлекают органы (должностные лица) государства, однако одним из участников административного правоотношения всегда является орган исполнительной власти или исполнительно- распорядительный орган местного самоуправления (муниципальный орган);
) административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов.
.4 Дисциплинарно-правовая ответственность
Если в ходе выполнения своих трудовых обязанностей работник в той или иной ситуации нарушает трудовую дисциплину, это может привести к наложению дисциплинарного взыскания и привлечению работника к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность - это разновидность юридической ответственности, и ее можно определить как применение работодателем к работнику в случае виновного нарушения последним трудовой дисциплины мер, предусмотренных трудовым законодательством. К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены работники, совершившие дисциплинарный проступок, т.е. нарушившие трудовую дисциплину. Ведь заключая трудовой договор с работодателем, работник берет на себя, помимо прочих, обязанность соблюдать трудовую
дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка.
Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Отсюда можно сделать вывод, что речь идет не о любом поведении работника, а только о таком, которое связано с исполнением либо ненадлежащим исполнением работником его трудовых обязанностей. Последнее и становится основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
Трудовые обязанности работника предусмотрены не только законодательством, в частности ст. 21 Трудового кодекса РФ, но и другими федеральными законами и подзаконными актами, локальными нормативными актами и трудовым договором. В связи с этим важно полно отразить все трудовые обязанности работника в трудовом договоре или его должностной инструкции.
Дисциплинарный проступок должен обладать совокупностью признаков, иначе применить дисциплинарное взыскание будет невозможно.
Во-первых, необходимо сказать о субъекте правонарушения: субъектом может быть исключительно гражданин, находящийся в трудовых правоотношениях с работодателем, то есть субъектом всегда выступает работник.
Во-вторых, субъективной стороной является вина работника, то есть умысел или неосторожность.
В-третьих, объективная сторона - это негативные последствия проступка для работодателя. Также должна существовать причинно-следственная связь между действием (бездействием) работника и последствиями для работодателя.
В-четвертых, это объект, то есть то, в отношении чего совершен дисциплинарный проступок. В данном случае речь идет о внутреннем трудовом распорядке в организации.
Применению дисциплинарных взысканий посвящена глава 30 Трудового кодекса РФ. Согласно действующему трудовому законодательству работодатель
Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Отсюда можно сделать вывод, что речь идет не о любом поведении работника, а только о таком, которое связано с исполнением либо ненадлежащим исполнением работником его трудовых обязанностей. Последнее и становится основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.
Трудовые обязанности работника предусмотрены не только законодательством, в частности ст. 21 Трудового кодекса РФ, но и другими федеральными законами и подзаконными актами, локальными нормативными актами и трудовым договором. В связи с этим важно полно отразить все трудовые обязанности работника в трудовом договоре или его должностной инструкции.
Дисциплинарный проступок должен обладать совокупностью признаков, иначе применить дисциплинарное взыскание будет невозможно.
Во-первых, необходимо сказать о субъекте правонарушения: субъектом может быть исключительно гражданин, находящийся в трудовых правоотношениях с работодателем, то есть субъектом всегда выступает работник.
Во-вторых, субъективной стороной является вина работника, то есть умысел или неосторожность.
В-третьих, объективная сторона - это негативные последствия проступка для работодателя. Также должна существовать причинно-следственная связь между действием (бездействием) работника и последствиями для работодателя.
В-четвертых, это объект, то есть то, в отношении чего совершен дисциплинарный проступок. В данном случае речь идет о внутреннем трудовом распорядке в организации.
Применению дисциплинарных взысканий посвящена глава 30 Трудового кодекса РФ. Согласно действующему трудовому законодательству работодатель
вправе применить в качестве взыскания: замечание - это выражение осуждения поведения работника со стороны работодателя, высказывание работодателем по отношению к работнику критики; выговор представляет собой выраженную со стороны работодателя официальную отрицательную оценку поведения работника, сообщаемую работнику в более категоричной и жесткой форме по сравнению с замечанием; увольнение работника по соответствующим основаниям является крайней мерой дисциплинарной ответственности, самым строгим дисциплинарным взысканием и представляет собой расторжение трудовых отношений.
Кроме перечисленных мер, к отдельным категориям работников могут быть применены другие виды взысканий. Так сказано в ч. 2 ст. 192 ТК РФ.
Например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота
Российской Федерации предусматривает: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской
Федерации на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;- увольнение.
Следует отметить, что не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Например, снижение зарплаты не может применяться в качестве дисциплинарного взыскания за тот или иной проступок.
Конечно, практика уменьшения зарплаты, премии и иных выплат, штрафов за тот или иной проступок распространена, однако это незаконно. К сожалению, в установлении и доказывании этого факта много сложностей, чем активно пользуются многие организации. Работодатель оформляет выплаты таким образом, чтобы это не выглядело как ущемление прав работника в случае наложения дисциплинарного взыскания. Если подобные факты будут выявлены
Кроме перечисленных мер, к отдельным категориям работников могут быть применены другие виды взысканий. Так сказано в ч. 2 ст. 192 ТК РФ.
Например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота
Российской Федерации предусматривает: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской
Федерации на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;- увольнение.
Следует отметить, что не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Например, снижение зарплаты не может применяться в качестве дисциплинарного взыскания за тот или иной проступок.
Конечно, практика уменьшения зарплаты, премии и иных выплат, штрафов за тот или иной проступок распространена, однако это незаконно. К сожалению, в установлении и доказывании этого факта много сложностей, чем активно пользуются многие организации. Работодатель оформляет выплаты таким образом, чтобы это не выглядело как ущемление прав работника в случае наложения дисциплинарного взыскания. Если подобные факты будут выявлены
федеральной инспекцией труда, то организацию могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде.
Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю. Работодатель должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.
Итак, меры дисциплинарного взыскания налагаются на работника за дисциплинарный проступок - виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. Стоит к этому добавить, согласившись с мнением К.Н. Гусова, что дисциплинарным проступком будет также и «виновное противоправное превышение работником своих прав».
2.5 Конституционно-правовая ответственность
В юридической теории и практике о конституционной ответственности всерьез заговорили сравнительно недавно. При этом в оценке ее связей с иными,
«классическими» видами ответственности мнения разошлись: одна группа авторов исходит из того, что по своему юридическому составу (объекту, субъекту, объективной и субъективной стороне) конституционная ответственность находится в одном ряду с иными видами ответственности, применяемыми в сфере публичного права; другая группа, напротив, полагает, что конституционная ответственность по своим свойствам ближе неюридическим видам ответственности, и в частности политической.
Конституционно-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности. «Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность обладает всеми
Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю. Работодатель должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.
Итак, меры дисциплинарного взыскания налагаются на работника за дисциплинарный проступок - виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. Стоит к этому добавить, согласившись с мнением К.Н. Гусова, что дисциплинарным проступком будет также и «виновное противоправное превышение работником своих прав».
2.5 Конституционно-правовая ответственность
В юридической теории и практике о конституционной ответственности всерьез заговорили сравнительно недавно. При этом в оценке ее связей с иными,
«классическими» видами ответственности мнения разошлись: одна группа авторов исходит из того, что по своему юридическому составу (объекту, субъекту, объективной и субъективной стороне) конституционная ответственность находится в одном ряду с иными видами ответственности, применяемыми в сфере публичного права; другая группа, напротив, полагает, что конституционная ответственность по своим свойствам ближе неюридическим видам ответственности, и в частности политической.
Конституционно-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности. «Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность обладает всеми
общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.
Другим общим признаком юридической ответственности является установление для правонарушителя определенных отрицательных последствий, т.е. мер принуждения (санкций), которые применяются государством в случае нарушения нормы права».
Вместе с тем следует говорить и об ее особенностях. По мнению О.Е.
Кутафина, конституционно-правовая ответственность имеет свои особенности, не свойственные ни одному другому виду юридической ответственности. Эти особенности обусловлены специфическими свойствами предмета конституционного права.
Конституционное право регулирует основополагающие отношения, определяющие содержание всех других общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Оно устанавливает не только принцип безусловной наказуемости всех деяний, нарушающих общественные отношения, но и общие запреты на совершение тех или иных деяний.
Соглашаясь в целом с этим подходом, Н.В. Витрук дополнительно обращает внимание на то, что целями конституционно-правовой ответственности «являются обеспечение верховенства, высшей юридической силы, прямого действия Конституции, охраны и защиты действия и реализации
Конституции».
В одном из своих решений Конституционный Суд РФ фактически сформулировал цели конституционно-правовой ответственности. По мнению
Суда, необходимость адекватных мер воздействия в целях защиты Конституции
РФ, обеспечения ее высшей юридической силы, верховенства и прямого действия, а также верховенства основанных на ней федеральных законов на всей территории Российской Федерации, что требует соблюдения федеральной
Конституции и федеральных законов, вытекает непосредственно из закрепленных Конституцией РФ основ конституционного строя Российской
Другим общим признаком юридической ответственности является установление для правонарушителя определенных отрицательных последствий, т.е. мер принуждения (санкций), которые применяются государством в случае нарушения нормы права».
Вместе с тем следует говорить и об ее особенностях. По мнению О.Е.
Кутафина, конституционно-правовая ответственность имеет свои особенности, не свойственные ни одному другому виду юридической ответственности. Эти особенности обусловлены специфическими свойствами предмета конституционного права.
Конституционное право регулирует основополагающие отношения, определяющие содержание всех других общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Оно устанавливает не только принцип безусловной наказуемости всех деяний, нарушающих общественные отношения, но и общие запреты на совершение тех или иных деяний.
Соглашаясь в целом с этим подходом, Н.В. Витрук дополнительно обращает внимание на то, что целями конституционно-правовой ответственности «являются обеспечение верховенства, высшей юридической силы, прямого действия Конституции, охраны и защиты действия и реализации
Конституции».
В одном из своих решений Конституционный Суд РФ фактически сформулировал цели конституционно-правовой ответственности. По мнению
Суда, необходимость адекватных мер воздействия в целях защиты Конституции
РФ, обеспечения ее высшей юридической силы, верховенства и прямого действия, а также верховенства основанных на ней федеральных законов на всей территории Российской Федерации, что требует соблюдения федеральной
Конституции и федеральных законов, вытекает непосредственно из закрепленных Конституцией РФ основ конституционного строя Российской