Файл: Системный подход к менеджменту (Основные характеристики системного подхода к менеджменту ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1890

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В основе системного подхода к менеджменту лежит понятие "система"- упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга элементов, образующих устойчивое единство. Как правило, "система" обладает как минимум одним новым свойством, которого нет у ее элементов[1]. "

Организационная система - это определенная совокупность внутренне связанных частей организации, формирующая некоторую целостность. Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают: производство, маркетинг и сбыт, финансы, информация, персонал, человеческие ресурсы ( от них, в основном, зависит эффективность использования всех остальных ресурсов).Организационные системы бывают открытыми и закрытыми.

Закрытая организационная система не имеет связи с внешней средой( примером может служить натуральное хозяйство)

Открытая организационная система имеет связи с внешней средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней средой. Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования т.п., которые становятся элементами ее внутренней среды.

Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

Но у организационной системы есть и другая сторона.

Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и интеграции человеческой деятельности.

Организационная цель - есть идеальный проект будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация - инструмент для достижения целей.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель» : задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.


Цель организации ООО «ВК ТехРесурс» - получение прибыльности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Объект исследования курсовой работы - предприятие ООО «ВК ТехРесурс».

Цель работы - Раскрыть теоретические основы системного подхода и основы применения его на практике управления, проанализировать ситуацию в пределах отдельно взятой системы управления для предприятия ООО «ВК ТехРесурс».

Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:

1) Дать определение и раскрыть содержание понятия "системный подход".

2) Рассмотреть выработанные теорией и практикой современного менеджмента принципы применения системного подхода к управлению организацией .

3)Рассмотреть методологию применения системного подхода.

4) Проанализировать практический опыт применения системного подхода к управлению конкретной организацией.

Предмет исследования - применение системного подхода к управлению организацией.

Метод исследования -.это средство познания, способ проведения исследования для достижения определенного результата. Методами исследования послужили изучение и анализ учебной и профессиональной литературы, изучение и обобщение управленческого опыта; анализ понятийно-терминологической системы менеджмента, а также научные методы: наблюдение, сравнение, мониторинг и др.

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы

Схема системного подхода к управлению


Системный подход к управлению

Внешняя среда организации

Система

Вход (Ресурсы)

Процесс преобразования

Выход

Сырье

Трудовая деятельность

Товары и услуги

Персонал

Управленческая деятельность

Финансовые результаты деятельности организации

Капитал

Технологический процесс

Информация

Технологии

Человеческий фактор

Информация

Обратная связь

Внешняя среда организации

1. Содержание и специфика системного подхода к менеджменту

Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту.

Изучение истории менеджмента как науки позволяет отыскать первоисточники идей и подходов, проследить их динамику, выявить перспективы развития в конкретной экономической и социальной среде. Изучение истории делает картину настоящего более логичной и конкретной[2].

Цель изучения истории развития менеджмента заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции управления[3].

Знания об управлении формировались в основном эволюционным путем (постепенно). Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют "управленчеcкими революциями" (Хронологический период V век до н.э - 20 век н.э.)[4]

Еще в 19 веке Фредерик Тейлор, работая в Мидвельской сталелитейной компании, начал внедрять методы, впоследствии вошедшие в его систему "научного менеджмента". По мнению Тейлора, "научное управление - не что иное, как средство, экономящее труд"[5].

В 1900-е гг. в США получила развитие Концепция научного управления, ее основоположник Ф. Тейлор, с книги которого «Принципы научного управления» началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования[6].


В 20-е гг. XX в. получила развития концепция административного управления, направленная на разработку общих проблем и универсальных принципов управления фирмой (компанией, предприятием) в целом. По мнению авторов концепции А. Файоля, Л. Урвика, Дж. Муни, следование предлагаемым принципам, несомненно, приведет организацию к успеху[7].

В 30-е гг. XX в. получила развитие концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений, которая впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц[8].

Системный подход к управлению, получивший развитие в 50-х г. XX в., предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организа-ционную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов - разработкой и применением теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов[9].

Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 60-х гг. XX в., рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать, когда ситуация уже выходит из-под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий- функций управления (планирование, организация, регулирование, мотивация, координация и т.д.),образующих процесс управления как некоторую линию поведения[10].

Ситуационный подход к управлению, получивший распространение в 70- е гг. XX в., предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией – конкретным набором обстоятельств, которые воздействуют на функционирование организации в данное время. обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей ее среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного, т.е. некоего «оптимального способа управления фирмой. Самым эффективным в текущий момент становится метод наиболее соответствующий данной ситуации[11].

Концепция управления с позиций науки о поведении (культуры управления), получившая развитие в 80-е гг. XX в., основана на повышении эффективности организации в результате роста эффективности использования ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов:социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т. д., основной целью этой концепции являлось стремление помочь работнику путем формирования новых собственных возможностей на основе применения положений наук о поведении к построению и управлению организациями[12].


в 90-е гг. XX в. в менеджменте организации наибольшее распространение получила концепция инновационного подхода. Для концепции инновационного подхода к управлению характерна целевая ориентация на постоянное обновление моделей продукции[13].

Общая теория систем была предложена американским биологом австрийского происхождения Людвигом фон Берталанфи (L. von Bertalanffy) еще в 1930-е гг[14].

Общая теория систем (General System Theory) - специальная научная и логикометодологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Целью исследований в рамках этой теории является изучение различных видов и типов систем, принципов и закономерностей их функционирования и развития[15].

Одним из представителей системного подхода, рассмотревшем предприятие как социальную систему, был американский исследователь Честер Бернард 1887 - 1961), занимавший в течении двух десятилетий пост президента New York Bell Telephone Company. Свои идеи он изложил в книгах "Функции администратора " (1938), "Организация и управление" (1948) и других, где на основе системного подхода анализировалась деятельность организации и управляющих[16].

Американский исследователь, теоретик организационной коммуникации Карл Вейк (Karl E. Weick; род. в 1936 г.) стоял у истоков науки об организации поведении. Автор теории свободно связанных систем. По Вейку, процесс организации представляет собой ряд свободно связанных между собой этапов в повседневной организационной жизни, благодаря которым организации приобретают необходимые для выживания приспособляемость и гибкость. Понятие о свободно связанных системах было предложено в начале 1970-х гг. и затем подхвачено в теории организации и менеджменте многими учеными[17].

Строгое математическое описание ряда систем дал в своих трудах американский ученый венгерского происхождения профессор Р. Калман[18].

Сегодня мы с полным правом можем утверждать, что основы системного подхода к управленческой и организационной деятельности и современных представлений о теории организации были заложены российским ученым, выдающимся мыслителем-энциклопедистом XX в. Александром Александровичем Богдановым. А.А. Богданов (настоящая фамилия - Малиновский) (1873 - 1928) - выдающийся русский ученый, экономист, философ, врач, писатель- фантаст, создатель и руководитель первого в мире Института переливания крови. Организационные идеи А.Богданова изложены в его работах. К основным тезисам одной из его работ - "Тектологии" А. Богданова можно отнести следующие мысли: