Файл: Системный подход к менеджменту (Основные характеристики системного подхода к менеджменту ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1896

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Законы организации систем едины для любых объектов, самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями.

2. Организационный комплекс определяется на основе принципа "целое больше суммы своих частей".

3. Основные организационные механизмы подразделяются на механизмы формирования и механизмы регулирования систем.

4. К формирующим механизмам относятся: конъюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса).

5. Универсальным регулирующим механизмом является подбор. В основе идей Богданова лежало представление о доминирующем значении общих организационных закономерностей, которым подчиняются "процессы" организации и дезорганизации в природе и от которых зависят и человеческие организационные методы. Следовательно, человек не выдумывает своих организационных методов; они имеют основу в организационных закономерностях природы и являются для человека так или иначе вынужденными[19].

Системный подход к менеджменту (1950-гг по настоящее время) заключается в изучении свойств любой организации как сложной системы, состоящей из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов[20].

Основные характеристики системного подхода к менеджменту

Идея системного подхода заключается в том, что из окружающей действительности вычленяется некая целостность и подводится под категорию "система"

В основе системного подхода лежит внимание руководства к вопросам взаимовлияния и взаимной обусловленности частей и подразделений организации как элементов (подсистем) сложной открытой социально-экономической системы. С точки зрения системного подхода эффективность управления определяется величиной положительного синергетического эффекта. Управленческие решения формируются в контексте целенаправленного управления процессами преобразования входных ресурсов в выходные. Критерием эффективности решения считается максимум эффективности работы организации в целом (как системы).

1- Выявление проблемы (постановка задачи)

2- Сбор информации

3- Анализ взаимодействия элементов системы

4- Выявление элемента, являющегося источником проблемы


5- Формирование критерия эффективности системы в целом

6- Формирование перечня возможных воздействий на элемент

7- Выбор воздействия по критерию максимума эффективности системы в

целом.

8- Принятие и формирование решения[21]

Современный менеджмент рассматривает организацию (предприятие, фирму) как сложную открытую систему. Слово "открытая" говорит о том, что для нормального функционирования любой организации необходимо обмениваться с внешней средой разнообразными ресурсами.

"На входе"организация получает сырье и оборудование от своих поставщиков, денежные средства от банков, привлекает персонал и т.п.

"На выходе" появляется готовая продукция, которую организация продает своим потребителям (покупателям).

Организация - открытая система

1- Входы (ресурсы)

2- Организационная система

3- Выходы (продукция)

Предприятие как управляемая система включает в себя подсистемы, имеющие наряду с общей целью явно выраженные локальные свойства, а именно:

1) техническую подсистему

2) технологическую подсистему

3) организационную подсистему

4)экономическую подсистему

5)социальную подсистему

Все эти подсистемы связаны, взаимозависимы, а элементы подсистем должны находиться в оптимальном соотношении, чтобы обеспечить равномерное развитие предприятия.

Первые три подсистемы характеризуют производственную деятельность предприятия.

Предприятие, как техническая подсистема представляет собой взаимосвязанный, пропорциональный по мощности, находящийся в согласованном состоянии и надлежащим образом расположенный в пространстве комплекс видов оборудования.

Предприятие как технологическая подсистема представляет собой последовательный ряд взаимосвязанных частичных процессов, в ходе которых создается продукция с определенными параметрами и качеством.

Предприятие как организационная подсистема представляет собой сочетание средств производства с коллективом людей ( рабочей силой) определенного профессионального состава, организованных для достижения, поставленных перед предприятием целей.

Основным признаком предприятия как экономической подсистемы является хозяйственная самостоятельность, т.е способность данного звена самостоятельно управлять процессом воспроизводства, который осуществляется в его границах. Самостоятельность предполагает кругооборот средств и производственных фондов, так как на предприятии происходит не только потребление средств производства, но и их возмещение, расширенное воспроизводство по стоимости и в натуральном выражении. Первоначальным источником этих средств является уставный капитал, который закрепляется за отдельными предприятиями при их организации или реконструкции, так называемый уставный фонд. Когда предприятие работает, осуществляется процесс расширенного воспроизводства. В процессе расширенного воспроизводства масса и стоимость средств увеличиваются за счет прибыли, а также за счет устойчивых пассивов (средств не принадлежащих предприятию, но постоянно находящихся в его обороте, например минимальная задолженность рабочим и служащим по заработной плате). Предприятие увеличивает материальную базу за счет приобретения нового оборудования, совершает действия и внедряет новую технологию. Одновременно старое, изношенное оборудование исключают из производственного процесса, т.е. основные фонды находятся в непрерывном движении.


Предприятие как социальная подсистема представляет собой коллектив сотрудников, занятых в процессе производства и управления. В процессе труда они не только меняют потребительские свойства сырья и материалов или принимают решения, но и меняются сами: растет их профессионализм, расширяется сфера жизненных интересов, изменяются мировоззрение и мотивация. от слаженности коллектива и степени удовлетворенности его интересов зависит успех в достижении поставленных целей и предприятия ( организации) в целом.

В системе управления персоналом действуют две целевые ветки:

-Цели персонала, реализация которых представляет собой выполнение основных функций труда.

- Цели организации: использование персонала в соответствии с организационной структурой управления и повышение трудовой отдачи персонала.

Оценка эффективности и результативности персонала осуществляется не только для выявления надлежащей работы кадровой службы организации, но и также, для постоянного увеличения качества работы организации. эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение[22].

Следует помнить, что рассматривая любой объект, любую организацию как систему, необходимо изучать ее характеристики, а именно характеристики входа, процесса и выхода.

К характеристикам входа относятся все виды ресурсов, необходимых для жизнедеятельности организации:

1. Материальные ресурсы - ресурсы, выделенные лоя реализации целей функционирования организации.

2. Трудовые ресурсы - ресурсы, занятые в системе управления и определенным образом организованные ею. Численность этих ресурсов регламентируется штатным расписанием, а их организация - действующей системой управления.

Персонал предприятия – весь штат сотрудников компании, в который входят временные и постоянные, квалифицированные и неквалифицированные работники.

На рисунке 1.1 представлена структура трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы предприятия

Оплата труда

Качество использования

Обеспеченность трудовыми ресурсами предприятия

Фонд заработной платы

Показатели использования рабочего времени

Укомплектованность предприятия необходимыми соответствующих специальностей

Прочие выплаты социального и несоциального характера


Показатели производительности труда

Обеспеченность кадрами соответствующих квалификаций

Рисунок 1.1 – Структура трудовых ресурсов предприятия [23]

3. Финансовые ресурсы - сумма денежных средств, выделенных для реализации целей функционирования организации. Эти ресурсы регламентируются сметой расходов организации.

4. Оборудование - технические средства, необходимые для управления системой.

5. Информация - полный перечень сведений, постановлений и документов регламентирующих деятельность конкретной организации. Это могут быть: а) формы общественного производства; б) формы и системы оплаты труда; в) методы управления; г) сведения о современных достижениях научно-технического прогресса; д) сведения о состоянии рынка и пр., т.е полный перечень сведений о внешней и внутренней среде организации.

К характеристикам процесса относятся производственные либо информационные технологии. Содержат описания технологических процессов.

К характеристикам выхода относится продукция в различных ее проявлениях. К характеристикам выхода относится перечень управленческих решений, которые принимаются для реализации целей функционирования, и при необходимости перечень целей.

Основные положения системного подхода:

1) любой объект - это открытая система, взаимодействующая с внешней средой (макросистемой);

2) эффективность функционирования системы определяется ее системными качествами и условиями окружающей среды;

3)элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и развитии.

Системный подход является для исследователя "поставщиком" объектов исследования.

Главные черты системного подхода:

1) одна из форм методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов, как систем;

2) связь с теорией систем и системным анализом, что предполагает:

— иерархичность познания;

— изучение интегративных свойств и закономерностей систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого;

— нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

В конечном итоге все исследования посвящены решению системных задач, в которых объект исследования представляется в виде системы.

Сущность системного подхода:

1) формулировка задачи исследования;

2) выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;


3) установление свойств и компонентов, присущих системе;

4) определение или постановка целей перед компонентами, исходя из системных задач, всей системы в целом.

5) разработка модели системы и проведение на ней исследований.

Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных позиций для принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, как количественно, так и качественно характеризующих анализируемую проблемную ситуацию, а также решений, принятых для ее преодоления.

Глава 2. Системный подход к менеджменту в современных условиях.

2.1. Особенности системного подхода к менеджменту в ХХI веке.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов

На пороге ХХI в. (2000-е гг.) наибольшее развитие получила концепцияуправления по целям (MBO, Management by Objectives; отраслевой менеджменеджмент: финансовый, персональный, в проектировании, в маркетинге, в производстве), ориентированная на инновационное развитие и развитие международного сотрудничества в условиях глобализации экономики, включая активное распространение высоких технологий, демократизацию управления, участие работающих в прибылях, усиление международного характера управления. основная идея концепции управления по целям заключается в структуризации и последовательной детализации (конкретизации) целей, с последующим проектированием системы организации и мотивации достижения этих целей[24].

В 2010-е гг. ХХI в. в менеджменте организации сформировалась концепция информационных технологий, которые все больше проникают в современную жизнь человека[25].

Среди направлений современного менеджмента, опирающегося на точные расчеты и моделирование, следует отметить:

- операционный менеджмент (исследование операций),

- разработку управленческих информационных систем,