Файл: Реферат по дисциплине Введение в специальность на тему Финансовая безопасность в системе экономической безопасности рф.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Экономический факультет
Кафедра экономики и финансов
Направление подготовки (специальность) 38.05.01 Экономическая безопасность
Образовательная программа Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности
РЕФЕРАТ
по дисциплине
Введение в специальность
на тему: «Финансовая безопасность в системе экономической безопасности РФ»
Автор работы:
студент 1 курса, группы ЭБЗ-101-22
заочной формы обучения
Варданян Лиля Сосовна
подпись_________________________
Научный руководитель:
доцент, кандидат экономических наук, доцент
Бондарева Светлана Александровна
подпись________________________
«___» _____________________2023 г.
Волгоград 2023 г.
Финансовая безопасность является важнейшим элементом экономической безопасности страны. Финансовые рынки и институты в последнее время определяют развитие экономики как национальной, так и мировой. Усиливающаяся неопределенность и волатильность создают новые угрозы в финансовой сфере, которые способны привести к кризисному состоянию не только человека, организации, но и страны в целом. Это обосновывает актуальность изучения этой области на теоретическом и практическом уровнях. Несмотря на возросший научный интерес к финансовой безопасности, остается дискуссионным вопрос о сущности и концепте этого понятия. Многие ученые и практики делают акцент на финансово-правовой составляющей, другие ставят в основу финансовую устойчивость и стабильность. При этом данное понятие используется для характеристики определенной системы, совокупности отношений, специфической деятельности, совокупности условий и факторов.
В настоящее время правовую основу деятельности по обеспечению безопасности составляет Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», который определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, закрепляет полномочия и функции органов власти в области безопасности [1]. Также в данном законе определен статус Совета Безопасности Российской Федерации. В России определение экономической безопасности на национальном уровне нормативно закреплено Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [2].
Функциональные элементы экономической безопасности имеют особенности на каждом уровне. Следует отметить, что финансовая составляющая экономической безопасности выступает основным ее элементом, как на макроуровне, так и на микроуровне. При этом особая роль финансовой составляющей в обеспечении экономической безопасности страны состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности финансового рынка и финансовые потоки для финансирования воспроизводственной деятельности, развития реального сектора, обеспечения устойчивых темпов экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения [3].
Стратегические приоритеты государственной политики России в сфере обеспечения национальной финансовой безопасности направлены на устойчивое развитие финансовой системы и ориентированы на решение следующих задач:
- обеспечение необходимого уровня устойчивости национальной денежно-кредитной системы при колебаниях на мировых рынках;
- снижение зависимости деятельности резидентов от волатильности курсов иностранных валют, постепенная дедолларизация российской экономики;
- развитие внутреннего ресурсного потенциала долгосрочных источников финансирования;
- повышение инвестиционной активности экономических субъектов для реализации отечественных инвестиционных проектов;
- совершенствование мер поддержки приоритетных и инновационных отраслей и производств;
- развитие национальной инфраструктуры финансового рынка и платежной системы;
- совершенствование регулирования деятельности финансовых посредников;
- совершенствование финансового мониторинга и мер противодействия теневому сектору;
- обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней;
- совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.
Следовательно, финансовая безопасность государства – это состояние защищенности финансовой системы страны от внутренних и внешних угроз, при котором повышается благосостояние населения, обеспечиваются пространственное развитие и устойчивые темпы экономического роста с учетом финансовых интересов экономических субъектов.
Внутренние угрозы финансовой безопасности РФ зарождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства.
К внешним угрозам финансовой безопасности следует отнести интернационализации и глобализации мирового хозяйства. Они оказывают возрастающую интенсивность экономических и хозяйственных связей и усиливающийся процесс существенное влияние на мировую финансовую ситуацию и на изменение содержания финансовых потоков, которые иллюстрируют оторванность финансовых потоков от воспроизводственных процессов и перемещение их в спекулятивный капитал, что затрудняет эквивалентный обмен.
Анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности важен как с позиции их предотвращения и прогнозирования, так и с позиции разработки стратегии финансовой безопасности. Обеспечение финансовой безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности объективно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях (разработанных на базе макроэкономических показателей, отражающих главные, принципиальные национальные интересы), оформление конкретных показателей, способствующих снижению рисков, а также внешних и внутренних угроз финансовой безопасности.
Система индикаторов финансовой безопасности позволяет определить уровень будущих рисков и угроз, выявить очаги их распространения. В связи с этим появляется возможность выработать и реализовать комплекс упреждающих мер, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности, что лежит в основе конкурентоспособности [4].
Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности государства - это законодательно закрепленная система органов и институтов, направленная на создание условий для стабильного функционирования и устойчивого развития финансовой системы государства, а также выявление, предотвращение и противодействие ее угрозам [5]. Данный механизм заключает в себе следующие составляющие:
-
правовая - совокупность нормативных правовых актов в области обеспечения финансовой безопасности; -
институциональная - система государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность государства; -
инструментальная - совокупность способов и приемов обеспечения финансовой безопасности.
В общем виде система государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность государства, включает в себя два уровня: федеральный и региональный, а также соответствующий инструментарий обеспечения финансовой безопасности на каждом из них.
Возглавляет систему Президент РФ, призванный обеспечить гармонизацию и повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти разных уровней. Специальным органом, создающим условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий, является Администрация Президента РФ. Главным координирующим органом обеспечения всех видов национальной безопасности является Совет Безопасности РФ. Законодательное управление финансами в России осуществляет Федеральное Собрание РФ. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ.
Руководит работой органов, обеспечивающих финансовую безопасность России, контролирует их деятельность, а также осуществляет текущее финансовое управление высший орган исполнительной власти в Российской Федерации - Правительство РФ. Непосредственно реализацию функций по обеспечению финансовой безопасности страны осуществляют подотчетные Правительству РФ министерства, службы и агентства: Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и др.
Важнейшим органом, обеспечивающим финансовую безопасность нашей страны, является Министерство финансов РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере.
К системе государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность, также относятся Федеральная служба по надзору в сфере связи, Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ, правоохранительные органы, прежде всего, Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба безопасности РФ.
В современных условиях в России используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности [6]:
-
установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций; -
отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социально-культурного развития государства); -
меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции; -
требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.; -
разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.
Для обеспечения ФБ России нужно создать и принять Финансовую доктрину, в которой в качестве основной задачи должно фигурировать создание качественной, суверенной финансово-банковской системы, основной функцией которой должно быть обеспечение финансовой самодостаточности и безопасности государства.
Система должна обеспечивать решение следующих задач:
-
создание полноценной национальной валюты и поддержание ее в стабильном и конкурентоспособном состоянии; -
насыщение экономики и рынка денежной массой в объеме, необходимом для их полноценного функционирования и развития; -
создание условий обеспечивающих интенсивное образование конкурентоспособного национального финансового капитала номинированного в национальной валюте; -
обеспечение в среднесрочной перспективе (5-10 лет) финансового паритета с основными конкурентами России, в перспективе - доминирования на мировом рынке капиталов.
Следует отметить, что Российская Федерация обладает уникальными возможностями, способными обеспечить ей такое положение. В первую очередь это ее огромные богатства, большинство которых, в отсутствие необходимых для этого правовой базы и инфраструктуры, не вовлечены в процесс экономических отношений и не создают добавленной стоимости, что существенно снижает эффективность национальной экономики в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» -
Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». -
Бондарева С.А. Диагностика финансовой безопасности экономического субъекта: учебное пособие / С.А. Бондарева - Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС, 2021. - 102 с. -
Шафиева А.Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ / А.Р. Шафиева // Вестник современных исследований. 2019. № 1.5 (28). С. 325-328. -
Хоменко А.А. Экономическая безопасность как составляющая национальной безопасности / А.А. Хоменко // Наука через призму времени. — 2020. — № 4 (37). — С. 78-81. -
Тюгин М.А. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности РФ / М.А. Тюгин // Известия Института систем управления СГЭУ. — 2019. — № 1 (19). — С. 163-166.