Файл: Контрольная работа по дисциплине Технологии самореализации и саморазвития личности Вариант 4 Выполнил студент гр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный университет»

Интернет-институт


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Технологии самореализации и саморазвития личности»

Вариант № 4


Выполнил студент гр.
Научный руководитель:

канд.пед.наук,профессор

Тула 20

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Взаимосвязь самоорганизации и самообразования ……………………..3

1.1 Определение самоорганизации личности………………...…………..3

1.2 Понятие самообразования…………..……………………...………….7

1.3 Взаимосвязь и различия самоорганизации и самообразования…....10

Выводы к первому вопросу…………………………………..…………..13

  1. Результаты методики Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности» и их анализ ……………………………………….14

2.1 Назначение и краткое описание методики Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности»……………….…………….………14

2.2 Интерпретация полученных результатов методики Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности» их анализ………..………..15

3. Список литературы……………………………………………..…………17

1. ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Определение самоорганизации личности

На ранних этапах становления психологической науки изучения личности, она изучалась в философии и литературе. Основной проблемой теории личности являлись социальные и нравственные основы человека, личность понималась достаточно широко. В конце XIX века, начале XX века, феноменом личности стали интересоваться психологи, до этого сосредоточенные на изучение отдельных познавательных процессов человека. Личность и ее поведение в теории объясняется с точки зрения психодинамики, социодинамики, интеракционизма, когниций. Структура личности рассматривается с позиции психодинамической и глубинной психологии, поведенческой психологии, когнитивной психологии, экзистенциальной и гуманистической психологии. Структура личности так же может рассматриваться с точки зрения патопсихологии, диспозиционных моделей, в отечественной психологии структура личности рассматривалась с позиций культурно-исторической психологии, психологии деятельности, теории установки и других [3].


В теориях личности при классификации преимущественно обращают внимание на качества личности и ее поведение, как она проявляет себя внешне в действиях и поступках, внутренние свойства и черты личности. В теории личности выделяется теория черт личности, эти теории личности отличаются друг от друга, их отличие набор независимых черт личности и их развитость. Описание личности получают с помощью проведения тестов и других способов выявления черт личности, анализа продуктов ее деятельности, поведения, жизненных наблюдений за человеком. Выявление черт личности может быть осуществлено и через объединение людей в типологические группы. Люди, входящие в одну типологическую группу, имеют близкие психологические характеристики, похожи личностными особенностями и поведением. Этот подход усиливает дифференциацию между типологическими группами [6].

В гуманистической психологии личность рассматривается, как психологическое социальное образование и продукт развития опыта человека, который усваивает различные формы поведения [7]. Личность это самоактуализирующийся психический феномен, по мнению представителей гуманистической психологии, среди основателей которой К. Роджерс и А.Маслоу. Определений личности в психологии существует значительное множество, все научные психологические школы не сошлись к единому определению. К примеру, личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности [5].

Многие исследователи сходятся в мысли, что личность это те черты проявления и поведения человека, которые носят социальный характер, но закладываются в его индивидуальных основах. Самоорганизация и склонность к самообразованию – так же являются свойствами личности человека, наличие этих свойств в характеристике личности, обычно говорит об ее развитости и стремлении к развитию.

В естественнонаучном понимании самоорганизацию можно озвучить как процесс упорядочивания элементов системы при помощи использования внутренних факторов, при этом процессе наблюдается отсутствие специфических внешних факторов, хотя внешняя среда может оказывать как стимулирующий, так и подавляющий эффект. В ходе самоорганизации некоторая форма общего порядка возникает из локальных взаимодействий между частями изначально неупорядоченной системы. Если

есть достаточное количество энергии, этот процесс может иметь спонтанный характер. Самоорганизация приводит систему к новому качественному уровню. Новая организация распределена по всем компонентам системы, организация самой системы становиться более устойчивой, способной самостоятельно переживать существенные потрясения. Самоорганизация способ преодоления хаоса через добавление частей предсказуемости в хаотической непредсказуемости. Самоорганизация предполагает баланс использования и исследования, множественные взаимодействия, наличие целенаправленной энергии. Определение самоорганизации, данное Г. Хакеном в 1980-е гг.: «Самоорганизация – процесс упорядочения (в пространстве и времени) в открытой системе, за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих» [9,с. 78].

Если смотреть на личность, как систему компонентов и наполняющих ее качеств и свойств, то можно сказать, самоорганизация личности это ее упорядоченность всех составляющих элементов, которые отличаются наполненностью целеустремленной энергией, которая разумно расходуется, а сама структура личности отличается устойчивостью за счет действия внутренних факторов, способно противостоять внешней среде и ее влияниям. Самоорганизацию личности можно обозначит еще, как способность, деятельность по организацию у себя целеустремленности, активности, мотивации, самостоятельному планированию своей деятельности, принятие решений и ответственности за них, способность критично и адекватно оценивать собственные результаты и другие личностные особенности [5].

Самоорганизация напрямую связанна с самосознанием личности человека. Самосознание, как и самоорганизация, сводится к тому, что личность признает себя автором собственных действий и поступков, несет за них ответственность, это единство структур личности. Самосознание проявляется в том, что человек осознает свое Я, свою личность, как отдельным субъект, это является важной особенностью и для самоорганизации. Развитие самосознания связанно с реальным развитием личности, связанно с жизненными событиями на этом пути. Самосознание не изначальная данность в личности человека, а появляется в нем в ходе развития, приобретения опыта, происходит переосмысление жизни человеком, в последствие эти смыслыжизненных задач, которые стоять перед ним, становятся основой для его самоорганизации. Выработанная способность осмыслять и распознавать то, что подлинно значимо для человека, умения не только решать стающие перед ним задачи, но и самому определять свои задачи и цели в жизни, знать свое направление личности и его мотив и смысл, основа самосознания и самоорганизации личности [1].


Возрастной период, когда начинается формирование самоорганизации в личности человека, приходится на подростковый возраст. Далее самоорганизация развивается в юношеском возрасте, особенно ей способствует обучение в вузе либо получение практических и профессиональных навыков. Приобретенные в эти возрастные периоды навыки личностной самоорганизации, становятся одними из ведущих социальной успешности человека, его способностей достигать поставленных задач, организовывать себя и свое окружение. В современном мире перед человеком становятся жесткие условия к его уровню самоорганизации, слабые навыки ее могут заставить его потеряться в хаосе поступающей информации из окружающей среды, быть дезориентированным в потоке событий и поставленных задач, лишиться сил и энергии [10].

Психологи выделяют четыре вида определения самоорганизации: личностный, деятельный, интегрированный и технический. Процесс самоорганизации может натолкнуться на личностные барьеры, но его суть заключается в переходе от внешнего управления к самоуправлению. Самоорганизация играет немаловажную роль при обучении, когда умение без систематического внешнего контроля, без дополнительной помощи и стимуляции преподавателем, самостоятельно, максимально используя свои индивидуальные возможности, организовывать и проводить свою деятельность по реализации принятых целей и индивидуальному развитию у обучающихся. Навыки самоорганизации становятся в основе навыков личностного самообразования человека.
1.2 Понятие самообразования

Имея хорошие навыки самоорганизации, человек в своей личности может развивать навыки и самообразования. Эти два личностных качества взаимосвязаны, развивают и дополняют друг друга. Для рассмотрения понятия самообразования, как личностной особенности, требуется рассмотреть понятие образования в его научном представлении.

Образование – это комплекс мер обучения и воспитания личности человека, развитие в ней компетенций и ценностных ориентаций, навыков, знаний и умений, необходимых социальных функций, передача опыта и профессиональны качеств. Образование более широкое определение, чем обучение или воспитание. Оно включает в себя процесс формирования умственных способностей личности, продуктов ее умственной деятельности, формирование характера и набора реакций поведения, физических способностей личности и их развитие [8].


Образование связанно с развитием целостного образа личности, который формируется. В человеческом обществе накапливается опыт, который оно передает людям, которые живут в нем, сюда относятся и способности к коммуникации, именно накопление такого опыта и способствовало появлению феномена культуры. Именно культура является опытом не одного человека, а целого общества. Образование является способом передачи знаний и опыта, которые были накоплены в культуре того или иного общества. Для целенаправленности процесса образования в обществе в нем создается специальные образовательные учреждения, среди которых ДОУ, школы, гимназии, колледжи, вузы, другие государственные, частные и специализированные образовательные заведения. Именно самообразование, как феномен получает свое развитие сейчас при доступности информации и сети интернета, других коммуникационных и информационных технологий [1].

Со времен Античной Греции Пифагор говорил об образовании, как о таком процессе, который можно разделить с другим человеком, при этом сам человек не утрачивает его. Он говорил о том, что именно образование отличает человека от животного, отличает людей между собой.

В обычном понимании в обществе, образование определяется, как обучение и воспитание учителем учащихся, это понимание весьма ограниченно по сравнению с более широким определением образования. Учитель ученикам может передавать необходимые знания в различных отраслях науки, математики, физике, истории, литературе и т.д. Учитель может узкоспециализирован в предмете, которому обучает. Образование, которое получает человек, расширяется по мере его развития и взросления, становления его личности. Существует преподавание и специальных навыков, которые требуются человеку для жизни в современном мире, к примеру, вождение.Самообразование требует развитых интеллектуальных личностных навыков, наличия уже имеющегося базового образования [7].

Самообразование может совершаться личностью через посещение музеев, получения личного опыта, с использованием чтения специальной и художественной литературы, применяя сеть интернет.  Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Если личность человека сталкивается с какими-то затруднениями при выполнении поставленных задач, жизненными трудностями, нехваткой информации, она может прибегнуть к самообразованию.