Файл: Исследовательская работа Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5
с углубленным изучением отдельных предметов»
Исследовательская работа
«Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения»
Выполнила: Ружицкая Дарья Ивановна
Ученица 10б класса
МАОУ « СОШ №5 с УИОП» г.Первоуральска
Руководитель: Семёнова Жанна Дмитриевна
Первоуральск
2021
Оглавление
Введение 3
1. Теоретическая часть
1.1 Виды средств массовой информации 4
1.2 Способы влияние СМИ на человека и общество 5
2. Практическая часть
2.1 Определение значимости процесса формирование мнения с помощью средств массовой информации у подростков школы № 5 6
2.2 Анализ статистических данных, полученных в ходе опроса сверстников 7
Заключение
Использованные источники
Приложение №1 Результат опроса
Приложение №2 Сколько времени в неделю дети и подростки проводят в интернете
Приложение №3 Результаты опроса о влиянии СМИ на общественное мнение
Введение
В 21 веке более 57 процентов подростков проводят 12-14 часов в интернете за неделю, диаграмма 2, а взрослые люди тратят на просмотр телевизора более 3 часов в сутки. [2] Всё это отлично доказывает, что современный человек не может обойтись без таких технологий как интернет, телевизор, радио и многое другое.
Мы решили детально разобрать этот вопрос и выбрала подходящую тему: «Влиянием СМИ на формирование общественного мнения»
Так как информация является основой любого вида деятельности в современном мире, актуальность моего проекта очень велика. В настоящее время у многих людей сформировалась привычка стремления к получению новых знаний, нужда в получении новых сведений и новостей. [3]
[4]Именно СМИ удовлетворяют эту потребность. Из-за того, что средства массовой информации не всегда работают сами на себя, а на государство, в их возможности входят освещение и распространение информации, которая способствует смягчению общества или напротив привлекает интерес людей.
Гипотеза моего проекта состоит в том, что многие люди придерживаются мнения, что СМИ оказывает влияние на поведение человека в обществе, восприятие информации и его психику. Гипотеза моего проекта состоит в том, чтобы подтвердить это или опровергнуть [5]
Объект исследования данного проекта является общественное мнение.
Предмет исследования влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения.
Основная цель проекта – это выделение способов влияния СМИ на мнение общества.
Задачи проекта включают в себя следующие пункты
-
Изучить виды СМИ -
Изучить способы влияние СМИ на человека и общество -
Выделить значимость процесса формирование мнения с помощью СМИ -
Проанализировать статистические данные, полученные в ходе опроса сверстников
1 . Теоретическая часть
1.1 Виды средств массовой информации
Печатное издание – издание, размноженное при помощи печатания. Это могут быть: книги; газеты; журналы; альманахи; сборники; бюллетени и др.
Радио — разновидность беспроводной передачи информации, при которой в качестве носителя информации используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве
Интернет — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть
Телевидение— технология электросвязи, предназначенная для передачи на расстояние движущегося изображения. В большинстве случаев одновременно с изображением передаётся звуковое сопровождение[6].
Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются любые печатные или сетевые издания, теле- и радиоканалы (или отдельные программы) или отдельные теле- радио- видеопрограммы, а также любые другие средства донесения информации до широких кругов читателей/зрителей/слушателей
1.2 Способы влияние СМИ на человека и общество
СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение.
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. [7]
-
Стереотип - принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.
-
Внушение - это воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. -
Информационный резонанс - одновременное повышенное искусственное привлечение средствами массовой информации общественного внимания к тому или иному социальному или политическому событию, сопряжённое с замалчиванием других событий, имеющих равную информативную значимость. -
Дезинформация - распространение искаженных иди заведомо ложных сведений для достижения определенных целей. -
Метод семантического манипулирования - предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации. Применение такого подхода позволяет влиять на восприятие информации и ее восприятие. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. -
Немедленность подачи информации, по мнению Г. Шиллера, не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом его осуществления. Однако такое ложное чувство срочности создает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может таковой вовсе не являться, наоборот, отвлекая внимание человека от действительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, так как большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного времени. -
Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение - это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ. Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.
Основными аспектами влияния СМИ на общественное сознание является воздействие на все половозрастные группы населения, изменение сознания, по средствам повторения определенной информации, уменьшение личного пространства человека, в котором он мог бы находиться без воздействия рекламы либо иной информации целевого назначения. [7]
2. Практическая часть
2.1 Определение значимости процесса формирование мнения с помощью средств массовой информации у подростков школы № 5
Описание объекта исследования: общественное мнение учащихся школы номер 5
Описание опыта: Для подтверждения гипотезы проекта, составлю анкету, на основе которой сделаю выводы о влиянии СМИ на общественное мнение.
Составление и применение анкеты для получения данных:
-
«Влияние СМИ на формирование мнения среди учащихся 5 школы
-
Откуда вы узнаете о происходящих событиях? (Семья, СМИ, одноклассники и знакомые) -
Какими СМИ Вы чаще всего пользуетесь? (Печатными, Радио, Интернет, Телевидение) -
Как часто Вы пользуетесь источниками информации? -
Какие темы, освещающиеся в СМИ, интересуют Вас? -
Как часто Вы меняете собственное мнение под влиянием СМИ?
-
Проведение опрос:
-
Попросим учащихся школы 5 ответить на вопросы анкеты, размещённой в соц. сетях -
Соберём полученные данные в таблицу, Таблица 1 -
Проанализируем данные опроса. -
Составим наглядную диаграмму, Диаграмма 2
2.2 Проведение опроса в социальной сети instagram.
Описание объекта исследования: общественное мнение сверстников в соц. сети
Описание опыта: Для подтверждения гипотезы проекта, сделаю опрос в социальной сети instagram, в котором узнаю какие чаще товары покупают подростки.
Составление вопросов и их применение:
-
Молоко какого производителя вы выберите?
-
«Простоквашино» -
«Ирбитское»
-
Какой вещи вы отдадите своё предпочтение?
-
Китайская реплика на брендовую вещь -
Качественная вещь местного производителя
Результат: Между молоком «Простоквашино» и «Ирбитское» большинство выбрали «Простоквашино» с отрывом в 22 голоса. Между китайской репликой и одеждой местного производителя также предпочтение отдали одежде с хорошей рекламой, с отрывом в 13 голосов.
2.3 Анализ статистических данных, полученных в ходе опросов сверстников
Гипотез: Современное общество является активным потребителем средств массовой информации, которые в свою очередь оказывают большое влияние на мнение людей.
Доказательство гипотезы: Проведением двух социальных опросов я доказала, что больший процент населения узнаёт информацию именно по средствам СМИ, а также люди чаще выбирают для потребления именно хорошо известные, разрекламированные товары, соответственно СМИ не только могут оказывать влияние на восприятие информации человеком, но и навязывать потребление определённых товаров.
Вывод из проведённых опросов: СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан. Именно средства массовой информации дают огромную возможность человеку получить самые свежие и актуальные новости из любой части света, узнать об обстановке в мире.
Также реклама, которая является неотъемлемой частью. СМИ формирует отношение общество к тому или иному товару, создавая его личный бренд. Таким образом чаще всего люди покупают товар именно за его разрекламированный средствами массовой информации бренд.
Заключение
Стоит заметить, что гипотеза подтверждена и поставленные нами цели достигнуты. В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через СМИ, он находит для себя что-то ценное, в том числе и идеал своего существования. Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества".