Файл: Руководство для начинающих ЛитРес Самиздат 2019 бонсай И. Бонсай руководство для начинающих И. бонсай ЛитРес Самиздат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Империя бонсай
Бонсай – руководство
для начинающих
«ЛитРес: Самиздат»
2019

бонсай И.
Бонсай – руководство для начинающих / И. бонсай — «ЛитРес:
Самиздат», 2019
Как часто нужно поливать бонсай? Нужно ли обрезать его? Хотя уход за бонсай совсем не так сложен, как считает большинство, необходимо освоить некоторые основные методы, позволяющие обеспечить здоровье вашего дерева. В этом руководстве для начинающих содержится вся важная информация, необходимая для успешного содержания бонсай.Иллюстрации автора.
© бонсай И., 2019
© ЛитРес: Самиздат, 2019

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
4
Содержание
1. Введение
5 2. Принципы композиции
6 3. История бонсай
9 4. Стили бонсай
10 5. Выбор бонсай
25 6. Руководство по уходу
31 7. Методы
44 8. Начинаем работу
65 9. Заключительные замечания
69

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
5
1. Введение
Введение в бонсай
Бонсай – это способ выращивания миниатюрных деревьев в плошке. Область искусства,
известная как часть культуры Японии. Живое искусство бонсай – это способ достижения состо- яния умиротворённости и спокойствия, а также всегда процесс многолетнего труда, терпения и заботы о живых существах.
«Бон» в переводе с японского – это лоток или плоская плошка, а «сай» означает расте- ние или посадка. Первоначально возникшее в Китае, искусство бонсай насчитывает сотни лет.
Деревья бонсай хорошо известны благодаря своей миниатюрности. Они могут быть самых раз- ных видов и выращиваться различными способами. Они требуют ежедневного ухода, который,
однако, не сложнее ухода за другими домашними питомцами.
В этой книге вы почерпнёте основные сведения об искусстве бонсай и его истории, а также получите советы по уходу за своим собственным деревом бонсай.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
6
2. Принципы композиции
Принципы композиции и источники вдохновения
Конечной целью выращивания бонсай является создание миниатюрного и при этом реа- листичного образа дерева в природе. Бонсай не являются генетически карликовыми дере- вьями, на самом деле любые древесные растения могут использоваться для создания бонсай.
Лучший бонсай – будь то отдельное дерево, или роща, или композиция на камне – тро- гает нас за душу, помогает остановить «бег» и суету. Он пробуждает эмоции и будоражит вооб- ражение, демонстрируя нам что-то качественно новое.
Слово “бон-сай” (часто употребляемое с ошибками, например, бонзай или банзай) явля- ется японским термином, который в буквальном переводе означает «посаженный в плошку».
Этот вид искусства является производным от древнего китайского садоводства, которое впо- следствии развивалось под влиянием японского дзен-буддизма. Это искусство с нами уже более тысячи лет. Конечной целью выращивания бонсай является создание миниатюрного, но реа- листичного образа дерева в природе.
Такие приемы, как прищипывание почек, обрезка ветвей и наложение на них прово- локи, осторожное применение удобрения (но не полный отказ от него) используются для огра- ничения и перераспределения энергии здорового роста. Хотя высота бонсай обычно не пре- вышает одного метра, они не являются генетически карликовыми растениями. Растения с более мелкими листьями действительно легче превратить в бонсай, но на практике для этого могут использоваться любые виды растений с древесным стеблем или стволом и ветвями,
подходящие для содержания в контейнере, который сдерживает рост корней и обеспечивает запасы питания. Предпочтительнее будет выбрать виды, обладающие относительно не слиш- ком большими листьями, или размер листа которых можно существенно уменьшить. Огляни- тесь вокруг: посмотрите на деревья, кустарники, живые изгороди, посадки в вашем дворе или парке, на растения в питомнике или в дикой природе. По сути, любое из них может послужить исходным материалом для бонсай. Ваша композиция начнется с растения, которое вы, имея соответствующее разрешение, осторожно выкопаете во время периода его покоя.
Большинство растений местных видов можно (и нужно) выращивать на открытом воз- духе; материал из более теплого климата нуждается в дополнительной защите. В данном руко- водстве вы найдёте подробную информацию об уходе за некоторыми видами деревьев.


И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
7
Классификации бонсай по размеру
Существует несколько классификаций бонсай по размеру. В стародавние времена для этого использовалось число: количество людей, требуемое для поднятия конкретного дерева.
Конечной целью в бонсай является создание реалистичного образа дерева в природе.
Чем меньше бонсай (иногда всего несколько сантиметров в высоту), тем более абстрактным, а не реалистичным становится образ. В наши дни для классификации по размеру используются названия. Соответствующие им размеры не являются жёстко заданными, однако они помогают понять эстетические и ботанические аспекты бонсай.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
8

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
9
3. История бонсай
История бонсай
Хотя слово «бонсай» является японским, это искусство возникло в китайской империи.
К 700 году н. э. китайцы начали заниматься искусством «пенчин», используя специальные методы выращивания карликовых деревьев в контейнерах.
Изначально только элита общества практиковала пенчин из местных деревьев, собран- ных в природе. Эти деревья распространялись по всему Китаю в виде роскошных подарков.
В период Камакура (XII–XIV в) Япония переняла большинство культурных традиций
Китая, в том числе искусство выращивания деревьев в контейнерах. Японцы развили бонсай в определенном направлении под влиянием дзен-буддизма и малой площади Японии (не превы- шающей 4 % материкового Китая) и большей однообразности ландшафтов. Многие известные техники, стили и инструменты были разработаны в Японии на основе китайских оригиналов.
Хотя в какой-то степени бонсай «просачивался» за пределы Азии и в предыдущие сто- летия, только в XX веке он по-настоящему распространился за пределы своего региона.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
10
4. Стили бонсай
Стили бонсай
Стили, лежащие в основе классификации бонсай, напоминают различные формы дере- вьев в природе. Эти стили могут трансформироваться в процессе индивидуального творче- ского осмысления, т. е. деревья не должны обязательно соответствовать какой-либо конкрет- ной форме. Тем не менее, важность этих стилей состоит в том, что они помогают получить общее представление о формах деревьев и служат в качестве ориентира для успешного фор- мирования бонсай.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
11
Веерный стиль или метла
хокидати
Веерный стиль подходит для лиственных деревьев с длинным и тонким ветвлением.
Ствол – прямой и вертикальный, однако он не доходит до верхушки дерева, так как разветвля- ется в разные стороны в точке, находящейся на расстоянии около 1/3 от общей высоты дерева.
Ветви и листья образуют густую шарообразную крону, которая и в зимнее время поражает воображение.


И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
12
Формальный вертикальный стиль
тёккан
Формальный вертикальный стиль весьма распространен в бонсай. Такая форма дерева часто встречается в природе, особенно если дерево растет в солнечном месте, не конкурируя с другими деревьями. Ствол дерева в этом стиле должен обладать хорошей сбежистостью, т. е.
постепенно сужаться от основания к макушке. Ветки должны появляться на расстоянии около
1/4 от общей высоты ствола.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
13
Неформальный вертикальный стиль
мойоги
Неформальный вертикальный стиль распространен как в природе, так и в искусстве бон- сай. Ствол растет в целом вертикально, но имеет форму, напоминающую английскую букву
«S», а на внешней стороне каждого изгиба растут ветки. Сбежистость ствола должны быть хорошо видна, т. е. основание ствола должно быть толще, чем его верхняя часть.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
14
Наклонный стиль
сяккан
Если ветра дуют преимущественно в одном направлении, или дерево растет в тени, оно вынуждено сгибаться в сторону солнца и наклоняться в определенном направлении. В бон- сай дерево в наклонном стиле должно расти под углом около 60 – 80 градусов по отношению к поверхности грунта. Со стороны, противоположной наклону, корни должны быть мощные,
чтобы удерживать дерево. На другой стороне корни не так хорошо развиты. Первая ветвь, как правило, растет на стороне, противоположной наклону, чтобы обеспечить визуальную сбалан- сированность композиции. Ствол может быть слегка изогнутыми или совершенно прямым, но при этом более толстым у основания, чем в верхней части дерева.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
15
Каскадный стиль
кенгай
Дерево, растущее в природе на крутом обрыве, может согнуться под воздействием тяже- сти снега, упавших камней или других факторов. В бонсай сохранять такое направление роста дерева может быть непросто, поскольку это противоречит естественному стремлению дерева расти вертикально вверх. Каскадный бонсай сажают в высокие горшки. Основание дерева может быть относительно вертикальным, но потом ствол загибается вниз. Макушка дерева, как правило, находится выше края горшка, а остальные ветки чередуются справа и слева на внеш- них изгибах зигзагообразного каскадного ствола. Ветки расположены горизонтально, чтобы обеспечивать визуальную сбалансированность композиции.


И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
16
Полукаскадный стиль
хан кенгай
Полукаскадный стиль, как и каскадный, встречается в природе на скалах берегах водё- мов. Нижняя часть ствола растет вертикально, а затем наклоняется вниз и в сторону. В отличие от каскадного стиля, в этом случае каскад оканчивается не ниже дна горшка. Макушка самого дерева, как правило, возвышается над верхним краем горшка.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
17
Литературный (богемный) стиль
бунзинги
В природе такой стиль дерева можно найти в местах, где деревья растут так густо, а конку- ренция между ними настолько ожесточенная, что дерево выживет, только если вырастет выше других. Ствол – вертикальный, но несколько кривой, и полностью без веток, так как только верхушка дерева освещается солнцем. Для визуального состаривания дерева некоторые ветви
«заджиниваются» (искусственно умертвляются). Если кора удаляется с одной стороны ствола
– это называется «сяри». Эти приемы призваны продемонстрировать борьбу дерева за выжи- вание. Бонсай в этом стиле часто сажают в маленькие круглые горшки.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
18
Стиль: дерево, согнутое ветром
фукинагаси
Этот стиль также ярко демонстрирует деревья, которые борются за выживание. Ветви, а также ствол растут по направлению доминирующих ветров. Ветви могут расти по всей окруж- ности ствола, но в конечном итоге сгибаются в одну сторону.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
19
Стиль двойной ствол
сёкан
Двойной ствол распространен в природе, но на самом деле не так часто встречается в искусстве бонсай. Обычно оба ствола растут из одной корневой системы, но возможен вариант,
когда маленький ствол растет из большого ствола чуть выше основания. Два ствола отличаются толщиной и длиной, более толстый и взрослый растет почти вертикально, а меньший – немного наклонно. При этом они образуют единую крону.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
20
Многоствольный стиль
кабудати
По сути многоствольный стиль аналогичен двухствольному, но с 3 или более стволами.
Все они растут из одной корневой системы. Стволы образуют единую крону, при этом самый толстый из них является самым высоким.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
21
Стиль роща или групповая посадка
йосе-уэ
Стиль роща похож на многоствольный, но разница в том, что роща состоит из несколь- ких отдельных деревьев. Наиболее развитые деревья высаживают в середине большого мелкого поддона. По бокам сажается несколько небольших деревьев, которые все вместе образуют еди- ную крону. Деревья высаживают не по прямой, а в произвольном порядке, чтобы роща выгля- дела реалистично и естественно.


И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
22
Стиль корни на скале
секийою
В каменистой местности деревья вынуждены искать своими корнями богатую питатель- ными веществами почву, которая иногда скапливается в трещинах и углублениях. Пока корни не попали в землю, они защищают себя от солнца, покрываясь грубой корой. В случае бонсай,
корни растут, оплетая камень, а затем погружаются в грунт в горшке, поэтому уход за таким деревом на самом деле не отличается от ухода за деревом в любом другом стиле бонсай. Для этого стиля подходят, в частности, можжевельники и фикусы.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
23
Дерево на камне
исицуки
У деревьев, сформированных в этом стиле, корни растут в трещинах и полостях камня.
Это означает, что у них ограниченные возможности для роста и получения питательных веществ. Деревья, растущие в камне, никогда не выглядят действительно здоровыми, что дополнительно демонстрирует сложности их борьбы за выживание. Их необходимо часто поли- вать и удобрять, поскольку у них мало места для хранения влаги и питательных веществ.
Камень, в котором растет такой бонсай, часто помещают в мелкий поддон, который иногда заполняется водой или засыпается мелким гравием.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
24
Стиль упавшее дерево
икадабуки
Иногда упавшее дерево может выжить, а его ветки начинают расти вверх. Старая корне- вая система может обеспечивать эти ветви достаточными для выживания питательными веще- ствами. Через некоторое время у них начинают расти новые корни, в конце концов замещаю- щие старую корневую систему. Бывшие ветки, растущие теперь вертикально, превращаются в новые стволы уже со своим собственным густым ветвлением, что происходит за счёт улуч- шенного питания благодаря новым корням. Эти стволы образуют единую крону.

И. бонсай. «Бонсай – руководство для начинающих»
25
5. Выбор бонсай
«Комнатный» бонсай
Распространено заблуждение о том, что бонсай содержится в закрытом помещении. На самом деле, большинство видов деревьев бонсай должны стоять на улице, чтобы подвергаться воздействию явлений природы на протяжении четырех сезонов так же, как и обычные деревья.
Только тропические и субтропические растения могут постоянно находиться внутри помеще- ния, где высокая и стабильная температура поддерживается в течение всего года.
Выбор вида тропических деревьев для комнатного содержания бонсай
Существует несколько видов деревьев, которые можно выращивать в помещении. На сегодняшний день наиболее распространенным (и самым простым в уходе) является бонсай из фикуса. Фикус, который переносит низкую влажность и устойчив к различным неблагоприят- ным воздействиям – хороший выбор для начинающих.
Комнатные» деревья бонсай: фикус, кармона и китайский вяз.
Другие распространенные виды деревьев «комнатного» содержания – денежное дерево
(Crassula), бирючина (Ligustrum), эретия (Carmona), шефлера (Schefflera arboricola) и сагере- ция (Sageretia).