Файл: Рефератконспект Практический материал. Вопросы к занятию по теме Что представляет собой реферат.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Решение экологических проблем предполагает разработку и осуществление природоохранных программ на национальном, региональном и международном уровнях. Особое значение приобретают совместные мероприятия стран мирового сообщества по улучшению состава атмосферы, сохранению озонового слоя планеты, рациональному использованию природных ресурсов, установлению международных экологических стандартов и контроля в области охраны окружающей среды, внедрению безотходных и природосберегающих технологий, созданию экозащитных систем и т. д.

В современных условиях неотъемлемой составной частью внутренней и внешней политики государств мирового сообщества становится экологическая политика, основным содержанием которой являются оптимизация социоприродных процессов, охрана окружающей среды. Наряду с природоохранными экологическая политика включает и другие аспекты – биосоциальные, демографические, социоэкокультурные, природопреобразующие. В ней получают свое выражение общественная мораль, ценностные установки, человеческое измерение прогресса.

Необходимое условие эффективности экологической политики – создание природоохранного законодательства, предусматривающего ответственность за его нарушение и широкую систему мер, побуждающих к охране окружающей среды (например, введение налоговых льгот для экологически чистых производств).

Важной задачей сегодня становится развитие экологического образования, под которым понимается процесс приобретения знаний об экологических проблемах, причинах их возникновения, необходимости и возможности их решения. Расширение системы экологического образования должно способствовать формированию экологического сознания и экологической культуры. Необходимо также постоянно и правдиво информировать людей о состоянии среды их обитания.

Экологические вопросы находятся в центре внимания ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Их деятельность направлена на разработку международных программ охраны окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий мирового масштаба, создание системы международного контроля за состоянием природной среды, развитие экологической политики и экологического образования и т. д. Свой вклад в дело защиты окружающей среды вносят и многочисленные экологические организации и движения, деятельность которых приобретает сегодня значительный размах в разных странах мира.

4. Глобальные социально-гуманитарные проблемы
охватывают широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к Человеку. Это – материальная и духовная необеспеченность жизни; нарушение прав и свобод личности; физическое и психическое нездоровье человека; горе и страдания от войн и насилия и др. Стихийные бедствия, локальные войны, кровавые межнациональные конфликты приводят подчас к настоящим гуманитарным катастрофам, ликвидация последствий которых требует объединенных усилий стран мирового сообщества. Растущие потоки беженцев, общее число которых достигает во всем мире 50 млн человек в год, создают серьезные трудности для многих стран (обеспечение огромных людских масс питанием, жильем, их трудоустройство, опасность распространения эпидемий, преступности, наркомании и т. д.). В значительной степени сходные проблемы порождает нелегальная миграция, которая захлестывает процветающие страны мира.

Загрязнение окружающей среды приводит к росту тяжелых заболеваний людей, в частности сердечно-сосудистых и онкологических. Особую опасность сегодня представляет СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), от которого уже умерло около 6 млн человек. Озабоченность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) вызывают также нездоровый образ жизни, распространение наркомании, алкоголизма, курения, увеличение психических отклонений и др.

В России обострение этих и многих других проблем привело к снижению средней продолжительности жизни населения. Если в 1987 г. она составляла 74,6 лет у женщин и почти 65 лет у мужчин, то во второй половине 1990-х гг. – уже около 72 лет у женщин и лишь 58 лет у мужчин. Такую высокую разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин некоторые исследователи считают специфически российским феноменом и объясняют его преимущественно распространением пьянства и алкоголизма.

Таким образом, глобальные проблемы тесно переплетены между собой и в конечном итоге все они «выходят» на Человека. В их основе – общепланетарного масштаба противоречия, затрагивающие само существование современной цивилизации. Осознание растущих угроз человечеству побудило многих ученых мира объединить усилия для исследования глобальных проблем и поиска путей их решения. В 1968 г. возник Римский клуб – международная неправительственная организация, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран мира. Основателем этой организации был видный итальянский экономист, бизнесмен и общественный деятель А. Печчеи (1908–1984).



Широкую известность приобрели исследовательские проекты Римского клуба «Пределы роста» (1972), «Человечество у поворотного пункта» (1974), «Цели для человечества» (1977), «Третий мир: три четверти мира» (1980) и др. Они заставили по-новому взглянуть на многие стороны современной цивилизации, изменить традиционные представления о возможностях экономического роста и использования природных ресурсов. Выводы и рекомендации ученых Римского клуба, их прогнозы и инициативы в области планетарного моделирования, построение первых компьютерных «моделей мира», разработка конкретных вопросов будущего общества оказали большое влияние на мировую общественность и стимулировали деятельность, направленную на решение глобальных проблем современности.

Конечно, реализация программ и планов по решению проблем такого масштаба представляется крайне сложным делом. Прежде всего требуются громадные финансовые средства, которыми не располагает мировое сообщество. Выход здесь видится в развитии конверсии, сокращении военных расходов, перераспределении средств, идущих на содержание многочисленных армий.

Определенные надежды специалисты возлагают на перестройку технологий, использование чистых источников энергии, применение ресурсосберегающих производственных циклов, переход к экологической экономике, предполагающей расходы на охрану и восстановление окружающей среды. Необходимы также меры по оптимизации демографической ситуации, налаживанию механизма рационального природопользования, развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, обеспечению наделе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей. Разработка мировым сообществом стратегии выживания человечества позволит избежать глобальной катастрофы и продолжить поступательное движение современной цивилизации.

5.1. Выпишите из текста термины и терминологические сочетания, дайте им развёрнутое определение, опираясь на информацию текста.

5.2. Разделите текст на смысловые части. Сформулируйте основную мысль каждой смысловой части в виде тезисов.

5.3. Сформулируйте вывод с позиций автора статьи и референта.

5.4. Составьте реферат текста.
Задание 6. Рассмотрите таблицу. Выразите свое отношение к данной информации. Расскажите о глобальных проблемах современного мира. Как вы думаете, существует ли связь между ними? возможно ли решение и каких проблем в ближайшем будущем. Представьте информацию в виде кластера.

Классификация глобальных проблем


Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

1“Озоновая дыра”.

2Истребление лесов.

3“Парниковый” эффект (глобальное потепление).

4/Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

5.Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

6.Освоение космоса и мирового океана.

1.Продовольственная проблема.

2.Полюса развития: “С-Ю”.

3.Проблема пределов экономического роста.

4.Истощение ресурсов.

5.Экономический глобализм.

1.Демографическая проблема.

2.Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).

4.Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

5.Этнические, конфессиональные конфликты.

1Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

2.Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

3.Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

4.Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

1.Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

2.Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

3.Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

4.Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

6.1. Используя дополнительные источники, сформулируете вывод: Пути решения по каждой проблеме (групповая работа)

6.2. Творческое задание. Представьте, что вы издаёте книгу по теме «Глобальные проблемы человечества», какую эмблему вы разместите на обложке этой книги?
Задание 7. Сделайте реферативный обзор одного из последних выпусков журнала по вашей специальности по плану: 1) общая характеристика текста: выходные данные, формулировка темы, проблемы; 2) описание содержания; 3) заключение: оценка и выводы. Используйте материал для справок.

Тема и проблема:

Данная [рассматриваемая] статья [работа] посвящена (чему?)

работа представляет собой анализ [обзор, описание] (чего?)

в статье описывается [анализируется, излагается, обобщается] (что?)

ставится[вопрос] проблема (чего?)

автор затрагивает вопрос (о чем?)

автор касается проблемы (чего?)

Цель:

Цель статьи – показать (что?)

целью работы является описание [уточнение, выявление, определение, анализ] (чего?)

Описание содержания:

Автор рассматривает [считает, утверждает, доказывает, подчеркивает, выделяет, противопоставляет, разрабатывает, обобщает, объясняет, разбирает, предлагает] (что?);

останавливается (на чем?)

исходит (из чего?)

отмечает незначительность, особое значение, важность (чего?)

подтверждает (что?) (чем?)

сравнивает (что?) (с чем?)

иллюстрирует (что?) (чем?)