Файл: Аннотация. Составляющие процессного подхода в управлении промышленным предприятием с использованием инструментов индустрии 0 систематизированы по принципам, инструментам и подходам к управлению..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аннотация. Составляющие процессного подхода в управлении промышленным предприятием с использованием инструментов индустрии 4.0 систематизированы по принципам, инструментам и подходам к управлению. Обозначены преимущества их использования в реальном секторе экономики. Дальнейшие исследования следует направить на разработку системных показателей оценки уровня зрелости цифровизации бизнес процессов и изучение рисков цифровизации.
Ключевые слова: предприятие, бизнес-процесс, цифровые инструменты, стандартизация, регламентация, цифровизация бизнес-процессов
Abstract. The components of the process approach in the management of an industrial enterprise using the tools of industry 4.0 are systematized according to the principles, tools and approaches to management. The advantages of their use in the real sector of the economy are outlined. Further research should be directed to the development of system indicators for assessing the maturity level of digitalization of business processes and studying the risks of digitalization.
Keywords: enterprise, business process, digital tools, standardization, regulation, digitalization of business processes
Введение
Усиление трендов на автоматизацию и цифровизацию бизнес-процессов в современных мировых производственно-технологических системах ставит на повестку дня вопросы обеспечения IT-решениями управления процессами производства на промышленных предприятиях. Цифровая трансформация бизнес-процессов— это мировой тренд, без которого невозможна эффективная работа промышленных предприятий. На определенном этапе своего развития промышленное предприятие в условиях индустрии 4.0 начинает применять профессиональные IT-решения для управления бизнес-процессами, внедряя специальные программные приложения, которые необходимо не только обслуживать, но и развивать.
Кроме того, с расширением бизнеса возникает все больше запросов на автоматизацию, предполагающих детальное описание требований и изменений в бизнес-процессах и системах. Таким образом, информационное обеспечение бизнес-процессов на промышленных предприятиях ставит целью поддержку и развитие информационных систем, анализ текущих потребностей в автоматизации, формирование функционального и технического дизайна, описание технического задания, разработку и доработку процессов, внедрение новых систем управления. При этом любые изменения и доработки в рамках информационных систем могут проводиться как собственными силами, так и посредством привлечения сторонних специалистов, когда необходимо решить несколько сложных задач одновременно.
К наиболее востребованным IT проектам в сфере цифровизации бизнес-процессов на промышленных предприятиях относятся следующие: внедрение web-систем с доступом для каждого сотрудника; проекты по управлению знаниями; внедрение проектного портала по управлению жизненным циклом промышленной продукции; микросервисы для бизнес функций; клиентские сервисы и личные кабинеты; автоматизация бизнес процессов на основе искусственного интеллекта.
В научной литературе в настоящее время рассматриваются такие важные аспекты управления бизнес-процессами на промышленных предприятиях в условиях цифровой трансформации реального сектора экономики, как показатели эффективности внедрения проектов цифровизации [3], «бережливые организационные структуры» [2, 6], место бизнес-процессов в системе управления предприятием [1], драйверы цифровой трансформации [7, 8], технологии искусственного интеллекта в управлении производственными бизнес-процессами [9], инновационные подходы к повышению производительности труда с использованием цифровых технологий [11] и другие. Круг обозначенных направлений исследований подчеркивает важность данной области для повышения конкурентоспособности промышленного комплекса в целом в условиях перехода к индустрии 4.0.
Таким образом, задачу автоматизации и цифровизации бизнес-процессов можно рассматривать как сложный проект, для администрирования работы над которым целесообразным видится создание офиса или отдела по управлению проектами. Деятельность проектного офиса направлена на поддержку инициаторов бизнес идей и проектных менеджеров в части определения целей, показателей эффективности, планирования сроков и бюджетов, подготовки к защите в инвестиционном комитете, с коммуникациями и администрированием. По мере роста реестра проектов по цифровизации производства возможно снижение эффективности управления ими, что требует использования действенного инструмента, аккумулирующего все проекты в едином информационном пространстве — проектном портале. Использование проектного портала на предприятии дает возможность каждому сотруднику описать собственную идею и превратить ее в важный для бизнеса проект.
Бизнес-процессы способны значительно повысить эффективность бизнеса в любой сфере. Бизнес-процесс является уникальным средством, чтобы взглянуть на процессы предприятия со стороны, увидеть узкие места и слабые стороны в процессе и улучшить процесс, оптимизировать его, если это будет необходимо. Технология описания бизнес-процессов позволяет обеспечить ясность и понятность каждой операции бизнеса, помогает проанализировать результаты различных сбоев, которые могут произойти на определенном этапе выполнения работ, а также своевременно обнаружить ошибки и исправить их.
Основное свойство бизнес-процесса заключается в том, что это взаимосвязанная и конечная совокупность определенных действий, которая определяется отношениями, ограничениями, ресурсами и мотивами внутри конечного множества субъектов и объектов, которые объединяются в систему с целью удовлетворения общих интересов и для получения конечного конкретного результата, потребляемого самой системой.
Для графического представления деятельности учреждения используются блок-схемы процессов. Любой бизнес-процесс, как правило, берет свое начало со спроса потребителя и заканчивается удовлетворением этого спроса. Владельцем бизнес-процесса чаще всего выступает должностное лицо, имеющее в подчинении персонал, распоряжающееся инфраструктурой, оборудование и программным обеспечением, обладающее нужной информацией о процессе, управляющее течением бизнес-процесса и несущее ответственность за эффективность и результативность процесса.
Процессное управление помогает заниматься организацией и усовершенствованием бизнес-процесса более планомерно и осмысленно, а также изменять масштабность изучаемого бизнес-процесса. Люди, которые организуют и проектируют бизнес-процесс, напрямую связаны с менеджерами и с другими подразделениями предприятия. Эта связь состоит в передаче полномочий другим сотрудникам и распределении поручений между ними.
Именно поэтому, сначала обязательно определяется порядок взаимодействия подразделений и руководителей, которые участвуют в управлении бизнес-процесса, а уже потом запускается процесс. Чтобы знать, кто, чем занимается, разрабатываются специальные документы, регламентирующие порядок работы каждого отдела и менеджеров, управляющих процессом. На самом деле, объектом управления выступает сам процесс — его описание, контроль, измерение процесса, доведение до автоматизма согласно инструкциям, различным алгоритмам и критериям. Управление бизнес-процессом — это сложная постоянная работа над бизнес-процессом.
Процесс проектируется, организуется и совершенствуется в деятельности учреждения в динамике. Из-за усиления конкуренции и недостатка времени и запасов главные ресурсы для роста эффективности процессов содержатся внутри самих бизнес-процессов. Для того чтобы разобраться, как повысить эффективность и результативность бизнес-процесса, необходимо осуществить его моделирование. Именно поэтому сейчас компании активно описывают бизнес-процессы, их регламентацию, занимаются проектированием и аудитом.
На сегодняшний день это является необходимостью. Нужно отметить, что финансовая деятельность учреждений требует особого внимания. Финансовые бизнес-процессы во многих учреждениях являются второстепенными. Они выполняют обслуживающую или вспомогательную функции. Задача финансовых бизнес-процессов заключается в следующем: они помогают всем остальным функциям учреждения (производство, продажи, снабжение, логистика и администрирование) извлекать максимальную прибыль, при этом разумно используя основные и оборотные средства.
Помощь финансовых бизнес-процессов состоит в оценке управленческих решений, обеспечении приемлемого объема финансирования операционной деятельности по доступной стоимости. Бизнес-процессы финансового отдела тоже бывают несовершенны, и в них часто имеются недостатки, поэтому им тоже очень важно уделять внимание, проектировать, анализировать и совершенствовать, обращая внимание на проблемные места. Основная задача предприятия — управление финансовыми процессами.
Предприятие должно анализировать, обрабатывать уже имеющиеся данные предыдущих периодов, выявлять недостатки, проблемные места и заниматься их исправлением. Планирование дает возможность учреждению стремиться к определенным целям, которые поставлены на основе уже имеющихся реальных данных.
Таким образом, функции планирования и контроля гарантируют постоянную прибыль учреждению. Финансовое планирование и контроль происходят постоянно в деятельности компании. Перед началом описания любого бизнес-процесса необходимо сначала определиться с входными и выходными данными процесса, а также полностью описать окружение бизнес-процесса.
Только после этого можно приступать к его моделированию и проектированию.
Деятельность промышленного предприятия характеризуется большим количеством бизнес-процессов, каждый из которых заканчивается «благом» для клиента, сотрудника или целого подразделения. Ведущие мировые транснациональные компании еще в 1970–1990 годах внедряли и полностью перешли на процессное управление для сведения к минимуму технических и организационных ошибок. В реальном секторе российской экономики внедрение процессного подхода только начинает формироваться.
Требования клиентов постоянно изменяются, и для быстрого реагирования на них особенно важны прозрачность и гибкость всех процессов, и та компания, которая реагирует на изменения быстрее, получает конкурентное преимущество. В этой связи по аналогии с проектным офисом начинает приобретать популярность и востребованность на промышленном предприятии идея встраивания в организационную структуру управления процессного офиса, целью создания которого является формирование системы управления бизнес-процессами для
повышения эффективности производства и управления, а также возможности их быстрого масштабирования и развития.
Следует выделить следующие основные преимущества процессного подхода при создании процессного управления на промышленном предприятии:
1) понимание: описание процесса «как он есть» и выявление слабых мест его протекания;
2) общий язык: единый формат представления информации о протекании процесса, доступный и понятный для всех сотрудников предприятия;
3) преемственность информации: при смене исполнителей в процессе информация о нем (алгоритм, требования) транслируется к новому участнику благодаря выстроенной системе коммуникации;
4) разграничение сфер полномочий и ответственности: каждый участник процесса должен знать свою роль, направления передачи и получения информации, сроки выполнения работ, методы и способы оценки результата выполнения процесса.
Рассмотрим основные инструменты цифровизации бизнес-процессов промышленного предприятия в условиях развития индустрии 4.0. Одним из таковых выступает система искусственного интеллекта. Внедрение искусственного интеллекта во внутренние бизнес-процессы промышленного предприятия имеет целью повышение точности прогнозирования и планирования, повышение уровня существующих сервисов для клиентов, предоставление новых сервисов онлайн-заказов и продаж, автоматизацию процессов производственной диспетчеризации, материально-технического снабжения и исключение человеческого фактора.
В целом можно обобщить, что задачами проекта по внедрению искусственного интеллекта на промышленном предприятии являются: прогнозирование заказов и потребностей в сырье и материалах на основе искусственного интеллекта; определение оптимальной партии заказов и автоматический расчет даты поставки; определение оптимальной мощности загрузки оборудования и другие.
Система искусственного интеллекта предполагает, что на основе ретроспективных данных выдвигаются гипотезы и определяется, как данные коррелируют друг с другом. Затем такое информационное взаимодействие исследуется определенный период времени, а в последующем временном отрезке подтверждается, насколько гипотеза верна. Расширение сферы искусственного интеллекта может иметь и более широкие масштабы применения — например разработку и внедрение цифровой платформы, которая позволит значительно повысить уровень сервиса и надежности, уменьшить время поставки продукции, повысить общую операционную эффективность, что приведет не только к росту