Файл: Программа построена на использовании электронного конструктора Знаток.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Знаток» (далее по тексту – Программа) для детей 8-10 лет и направлена на развитие основ инженерного мышления необходимые ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и роботов.
Программа построена на использовании электронного конструктора «Знаток» как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, изучают принципы работы многих механизмов.
Отличительные особенности программы заключается в том, что работа с конструкторами
«Знаток» позволяет детям в форме познавательной игры узнать основы электротехники и электроники.
Цель и задачи Программы
Цель: формирование основ технического мышления у дошкольников через электроконструирование.
Задачи:
Обучающие:
-
Дать общие сведения о природе электрического тока и показать основные приемы и правила выполнения простейших электромонтажных работ.
Развивающие:
-
Развивать коммуникативные качества. -
Развивать у детей познавательную активность и интерес к техническому творчеству.
Воспитательные:
-
Приобщать детей к научным ценностям и достижениям современной техники.
Отличительнойособенностьюпрограммыявляется то, что серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников.
Принципы обучения
Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной программы «Знаток»
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
-
систематичность подачи материала; -
наглядность обучения; -
цикличность построения занятия; -
доступность; -
проблемность; -
развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Подходыкформированиюдополнительнойобщеобразовательнойпрограммы«Знаток».
-
Реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка. -
Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности; -
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; -
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); -
Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.
Организационно-педагогические условия реализации Программы. Формы и режим занятий.
Общий срок реализации исходной Программы (количество лет) | сентябрь 2022 – май 2023 1 год |
Возраст обучающихся | 2 -4 класс |
Количество часов в неделю | 1 час |
Общее количество занятий в год | 34 |
Методыиприемы.
| Методы | Приѐмы | ||
| Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. | ||
| Информационно- рецептивный | Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.) Совместная деятельность педагога и ребѐнка. | ||
| Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) | ||
| Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. | ||
| Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. | ||
| Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. | ||
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. | | ||
Частично-поисковый | Решение проблемных задач | |
Структуразанятия:
-
организационный этап (создание эмоционального настроения в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей); -
мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме); -
практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике); -
рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия).
-
Планируемые результаты и способы проверки освоения программы
Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребѐнком качества, которые задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, 6 познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др., умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
Ожидаемые результаты по программе «Юный конструктор»
В результате освоения программы у воспитанников будут сформированы:
-
познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение); интегративные качества (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, овладение предпосылками учебной деятельности) -
-коммуникативные навыки (умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности); -
сформированность произвольности, моторики и координации; -
характеристика одарѐнности (любознательность, целеустремлѐнность, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас).
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие
виды мониторинга:
Промежуточный (декабрь)
Итоговый (апрель)
-
Содержание программы
Программа дополнительного образования «Знаток» предлагает использование конструкторов нового поколения: «Знаток».
Электронный конструктор «Знаток» предназначен для начинающих ребят. Этот конструктор включает в себя коробку с элементами и две книги. В книге содержатся методические указания для выполнения практических занятий, а именно схемы по которым воспитанники собирают электрические цепи. Элементы, входящие в данный конструктор имеют номер, который ориентирует воспитанников для составления цепи по схеме. В качестве элементов питания применяются батарейки размером АА и напряжением 1,5В. Все детали конструкторов яркие и имеют определенный цвет (красный, желтый, синий, зеленый), электроники минимум. Основная задача практических занятий – показать связь между школьной программой и окружающей нас современной жизнью. Именно поэтому конструктор содержит элементы, которые присутствуют практически во всей окружающей нас технике – компьютерах, телефонах, автомобилях, телевизорах, музыкальной аппаратуре.
Содержаниераздела1Программы
Тема | Теоретическая часть | Практическая часть |
Основы электро-конструирования | ||
Природа электрического тока | Теоретические занятия: Правила работы с электронным конструктором и техника безопасности и правила поведения. Понятие «электричество», «электрический заряд», «электрический ток», «электрическая цепь». История появления и развития электричества. | Изучение компонентов (электронные блоки и провода) электрической схемы. Методика сборки |
Источники питания. Источники света | Последовательное и параллельное соединение элементов цепи. Современные источники питания. Внешний вид, устройство и условное обозначение ламп накаливания. Внешний вид, устройство и условное обозначение светодиодов встречающихся в принципиальных схемах. Вольт-амперные характеристики светодиодов. Новые источники света. | Основные схемы включения ламп и светодиодов (Схемы 1, 5, 28, 38, 104). Влияние силы тока на яркость светодиодов (Схема 7,12, 70, 122, 129). Попеременное включение лампы и светодиода (Схемы 10, 11, 45, 48, 63, 113, 128, 130). |