Файл: Особенности новых религиозных движений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСОБЕННОСТИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Классификация

История человечества хранит свидетельства появления, распространения и исчезновения бесконечного числа религий и систем верований. Каждое из новых религиозных объединений представляет собой своеобразную субкультурную общность, в которой особым образом преломляются наиболее острые проблемы сегодняшнего дня и даются ответы на вопросы времени, убедительные для приверженцев этих религий.

«Нетрадиционные культы», «неорелигии», внеконфессиональ- ные, неканонические верования, «альтернативные культы» — так обозначают религиозные движения, получившие распространение в США и Европе в 60—70-е гг. XX в., а затем в России.

Причины, но которым люди примыкают к новым религиозным движениям, бывают разными. Они зависят от общественно-политической и духовной атмосферы общества, состояния каждого индивида, его готовности и способности отозваться на то, что данное религиозное движение ему предлагает. Привлекательность того или иного религиозного объединения может возникнуть от того, что новичок надеется наполнить свою жизнь смыслом, избавиться от чувства неуверенности. Молодежи может импонировать вызов движения обществу, суровое осуждение мирских пороков. На фоне социального конформизма традиционных верований подобные осуждения порой воспринимаются как проявление искреннего желания изменить мир к лучшему.

В отечественном и зарубежном религиоведении нет общепризнанной типологии новых религиозных движений. Во многом это объясняется трудностями, возникающими при выделении сущностных признаков большого многообразия вероучений, способов их функционирования, отношения к миру новых религиозных образований.

Новые религиозные движения называются новыми, поскольку в своей настоящей форме большинство из них возникло после Второй мировой войны в государствах Востока, в США, странах

Западной Европы. От традиционных верований они отличаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий. Вероучительная и обрядовая составляющие обуславливаются обстоятельствами возникновения конкретного типа нового религиозного образования, наличием квалифицированных теологов. Как правило, уже в первоначальных заявлениях основателей или авторитетных лидеров новых религиозных движений
сообщается о радикальной новизне учения, изменяющего вид традиционных религий или отвергающего вовсе существующие вероучительные доктрины. И даже если вероучение религиозного новообразования заимствовано из разных источников, оно провозглашается уникальным. Настойчивое подчеркивание неповторимости основ исповедания порой сочетается с признанием принадлежности к той или иной традиционной религии или конфессии. Так, приверженцы Международного общества сознания Кришны считают себя последователями одного из направлений индуизма. В то же время отмечается, что «А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада) принес на Запад в 60-е гг. нашего века древнюю традицию бхак- тислужения Богу с любовью и преданностью»[1].

Последователи новых религиозных движений — верующие первого поколения. В отличие от них традиционные религии исповедуют многие поколения народов данной страны, региона, нации и т.д. При этом приобщение к вере происходит постепенно — через семейное воспитание, культурные и национальные традиции, образование.

Новые религиозные движения могут быть отнесены к следующим направлениям.

  • 1. Значительную часть можно причислить к неохристианским течениям — «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», многочисленные группы харизматической направленности. Лидеры этих групп заявляют о «новом прочтении» христианства, открывшемся им в результате озарения или откровения.

  • 2. Неоориенталистские объединения — «Международное общество сознания Кришны», «Брахма Кумарис», «Миссия Божественного Света», «Ананда Марга». Объединения такого типа ведут свою родословную с Востока, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.

  • 3. Синкретические и универсалистские движения — «Церковь объединения», «Вера Бахай», «Саентологическая церковь», «Аум Синрике». Одни из подобных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психики.

  • 4. Оккультно-мистические учения и школы Ныо Эйдж (Нового Века). Они представлены внушительным конгломератом самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения «Нового Века» разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека. Особое место занимает учение о близости рождения «Нового Века», которое связывается с приходом Спасителя.

  • 5. Неоязычество. К новым религиозным движениям данного типа принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских верований как основы гармонического взаимодействия с природой и обществом. Ближе всего к язычеству стоит направление, у истоков которого был Порфирий Корнеевич Иванов.

  • 6. Сатанинские группы — «Церковь Сатаны», «Зеленый орден», «Южный крест», «Общество сатаны». В центре доктрины сатанинских культов находится поклонение силам зла. Сатана понимается как личностное существо или как символ, олицетворяющий все темные силы человеческой природы.


По характеру отношения к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироот- вергающие и мироисцеляющие (мироисправляющие). Миротерпимые движения в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему. К данной разновидности относятся разнообразные тантрические группы. Тантрическая религиозная и мировоззренческая доктрина провозглашается надсоциальной, стоящей выше всех мировых законов и социально-политических установлений. Истинная тантра (от санскр. — «хитросплетение», «сокровенный смысл») свободна от утопических идей построения идеального общества.

В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей направленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы — светлая и темная, добра и зла. Для движений такого типа характерны «эсхатологическая лихорадка» — постоянная актуализация библейского повествования и событий, предшествующих наступлению конца света. Демонизируя греховный мир, доктрина «Белого братства» осуждает существующие власти, не верящие в миссию «живого Бога» — Марину Цвигун. Мироотрицание так же являлось характерной чертой первых лет существования «Церкви Последнего Завета». Ее основатель Виссарион заявлял о нарастании противоречий между царством силы и царством добра, об умножении свидетельств торжества дикости и ничтожества. И спасение возможно через восприятие его, Виссариона, учения.

Новые религиозные движения с мироисправляющим (мироис- целяющим) типом отношения к земным реалиям в целом и конкретным порядкам в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей, избавления от наркологической зависимости (Церковь объединения, Саентологическая церковь).

В отличие от традиционных религий приобщение к новым религиозным движениям происходит не постепенно, эволюци- онно, а внезапно, сопровождаясь резким изменением взглядов, поведения, отношения к близким родственникам. По утверждению неофитов, после обращения в «новую веру» они видят, думают и слышат по-новому. Внезапное обращение представляется единственным способом, позволяющим вступить в религиозное и нравственное пространство.


Неожиданное приобщение человека к новому религиозному движению побуждает многих усомниться в истинности его религиозных переживаний и предположить, что внезапное обращение возможно лишь в результате воздействия на сознание. Подобные предположения обычно подкрепляются утверждениями о подчинении новообращенных жесткому и изнурительному распорядку внутри группы, который почти не оставляет человеку личного времени.

Новые религиозные движения характеризуются наличием центральных фигур — основателей этих движений или их лидеров. Создатели движений могут принадлежать к различным социальным и возрастным группам, быть обладателями университетских дипломов или иметь всего лишь школьное образование. Но при всем разнообразии статусных характеристик все они заявляют о своих особых отношениях с божественным миром. Основатели религиозных движений провозглашают себя божествами или их посланцами (мессиями), принесшими в мир новое единственно истинное учение. Признавая за лидерами эти качества и способности, члены движения признают и их право диктовать своим последователям веру и взгляды на жизнь.

Отмеченные типы отношения новых религиозных движений к миру не являются застывшими, неизменными, раз и навсегда присущими тому или иному религиозному новообразованию. Бескомпромиссное осуждение мирских порядков, отказ от всяких контактов с внешним миром обычно характерны для начальных этапов существования движения. Его основателям и лидерам, как правило, не удается длительное время поддерживать в движении состояние осажденной крепости, держаться строго обособленно от общества. Переход к компромиссным формам взаимоотношения с окружающей действительностью сопровождается или молчаливым отказом от прежних жестких мироотвергающих формулировок, или мягким их истолкованием. «Церковь Последнего Завета» сегодня избегает высказывать какие-либо суждения относительно предсказанного Виссарионом неизбежного наступления (с точным указанием сроков) различных бед — землетрясений, наводнений и т.д.

В отечественной и зарубежной литературе новые религиозные движения нередко именуются «тоталитарными или деструктивными культами». В качестве основных критериев причисления религиозных движений к таковым обычно выступают: сокрытие истинных целей объединения, полный
контроль над сознанием и поведением человека, нанесение серьезного вреда здоровью неофитов, вовлеченных в тоталитарные секты.