Файл: Антарктика особенности правового режима.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Антарктика: особенности правового режима»

Оглавление


Введение 2

Глава 1. Особенности международно-правового статуса Антарктики 6

1.1 Система международных соглашений об Антарктике 6

1.2 Деятельность мирового сообщества по укреплению международно-правового режима Антарктики 15

Глава 2. Современные тенденции в развитии правового статуса 20

Антарктики 20

2.1 Возможные решения проблемы юрисдикции Антарктики 20

2.2 Взаимодействие ведущих государств мира в Антарктике в 2020-2030 гг.: ситуационный анализ 26

Заключение 32

Список использованных источников и литературы 35


Введение


Система Договора об Антарктике (СДА), состоящая из взаимосвязанных конвенций, мер и рекомендаций, основанная на Договоре об Антарктике 1959 года, оказалась одним из успехов современного международного права и дипломатии. Последние 50 лет десятая часть Земли регулируется мирным путем и в интересах научных исследований. Договор, заключенный во время холодной войны, позволил избежать потенциального конфликта по поводу семи в значительной степени непризнанных и оспариваемых претензий на территориальный суверенитет в Антарктике. Действительно, как заявил Филип С. Джессап перед Комитетом Сената США по международным отношениям, важность Договора об Антарктике «заключается в том, что это позволит последнему огромному пустынному континенту превратиться в яблоко международного раздора, арену споров и настоящих боев»1.

Договор об Антарктике выдержал испытание временем и политическими, технологическими и экономическими изменениями. Сейчас в ней 46 членов, представляющих значительное большинство населения мира. Устойчивость договора была недавно продемонстрирована, например, когда, несмотря на глобальную озабоченность по поводу энергетической безопасности, 28 Консультативных сторон Договора об Антарктике (ATCP) подтвердили свою приверженность запрету на разработку полезных ископаемых2.

Мы считаем, что Договор об Антарктике является главным средством предотвращения такого развития событий и нуждается в дальнейшем развитии и укреплении. В настоящее время Антарктика привлекает все большее внимание различных государств, в том числе главным образом Антарктики, и является объектом пристального внимания. Таким образом, проблема разделения Южного полярного региона является актуальной на сегодняшний день и представляет интерес для международного сообщества.


Объектом исследования является Антарктический регион в современной системе международно-правовых отношений.

Предметом исследования является международное сотрудничество в Антарктике в постбиполярный период.

Степень изучения темы. Данное исследование опирается на теоретическую основу, представленную научными работами как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, отечественные авторы, работающие над проблемами и перспективами международного сотрудничества в Антарктиде, включают В. В. Лукина, Н. В. Прокопенко, И. И. Скрипника, С. Филатова, К. Н. Карташова и других.

В своей работе «Система Договора об Антарктике: правовые акты, комментарии», В. В. Лукин исследует правовую систему, созданную Договором об Антарктике 1959 года, предоставляет подробное описание принципов и структуры системы, а также разъясняет механизм ее функционирования3.

Автор также представляет материалы по хронологии формирования системы Договора об Антарктике, членству и статусу государств, входящих в систему.

В своей диссертации "Проблема международно-правового регулирования рекреационной деятельности в Арктике и Антарктике", Наталья Прокопенко, кандидат юридических наук и доцент кафедры уголовного права и процесса, исследует вопросы, связанные с правовым регулированием рекреационной и туристической деятельности в полярных регионах, а также решение проблем, связанных с неэффективностью данного регулирования. В работе уделяется особое внимание правовому регулированию туризма в Арктике и Антарктике, безопасности пассажиров и другим важным аспектам.

В своей статье "Международный механизм соблюдения государствами обязательств по управлению охраняемыми природными территориями", Иван Иванович Скрипник, кандидат юридических наук и доцент кафедры международного права, рассматривает основные международные соглашения и программы, направленные на защиту национальных и трансграничных охраняемых природных территорий. В статье определены специальные международные механизмы, которые обеспечивают выполнение государствами своих обязательств в соответствии с положениями этих соглашений и программ.



Целью исследования является изучение правового положения и анализ проблем и перспектив международного сотрудничества в Антарктиде.

Согласно данной цели, в исследовании были поставлены следующие задачи:

- Провести описание системы международных соглашений, действующих в Антарктике;

- Изучить деятельность мирового сообщества по укреплению международно-правового режима, действующего в Антарктике;

- Определить интересы ведущих государств мира в отношении Антарктики;

- Проанализировать взаимодействие ведущих государств мира в Антарктике в период с 2020 по 2030 годы.

Источниковая база представлена:

- Официальными документами и законодательными актами;

- Специализированной учебно-правовой литературой;

- Материалами периодических изданий.

Методы, используемые при написании работы - анализ, синтез, описание, причинно-следственный анализ, ситуационный анализ, метод контент-анализа.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы.


Глава 1. Особенности международно-правового статуса Антарктики

1.1 Система международных соглашений об Антарктике


В середине 20-го века возникла срочная необходимость создания международного документа, который бы установил нормы и правила правообладания территорий ледовитого материка в свете возникших территориальных претензий. В результате был заключен Договор об Антарктике в 1959 году, который вступил в силу в 1961 году. Этот договор устанавливает статус-кво, запрещая выдвигать новые претензии и расширять старые4.

На январь 2020 года 46 государств, из которых 28 являются консультативными участниками, являются участниками Договора об Антарктике. Эксперты выделяют три группы стран: те, чьи территориальные претензии были выдвинуты до подписания договора, те, кто зарезервировал право на претензии, и те, у кого нет официальных территориальных претензий5.

История переговоров о режиме Антарктики в начале двадцатого века отражает преобладающую озабоченность государств-претендентов и государств, проводящих там научно-исследовательскую деятельность, защиты своих интересов. Претензии на территориальный суверенитет над секторами Антарктиды были сделаны Великобританией (1908 г.), Чили (1940 г.), Францией (1924 г.), Норвегией (1939 г.) и Аргентиной (1927-1957 гг.) на традиционных правовых основаниях открытия, эффективное занятие и географическая близость.6 Претензии Новой Зеландии и Австралии основаны на передаче статуса заявителя Соединенным Королевством в 1923 и 1933 годах, соответственно, и с тех пор сохраняются на основании оккупации и разведки. Из этих заявителей только пять, Австралия, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Соединенное Королевство, взаимно признают требования остальных. В подавляющем большинстве случаев международное сообщество либо возражало против заявлений, среди прочего, на том основании, что Антарктика не подлежит сомнению с точки зрения территориального суверенитета, либо игнорировало их. Хотя к 1940-м годам Соединенные Штаты и Советский Союз вложили самые значительные ресурсы в исследования и разведку Антарктики, ни один из них не претендовал на суверенитет. Скорее, каждый оставил за собой право сделать это в будущем6. Другие государства, такие как Бельгия, Япония и Южная Африка, имели исторические и исследовательские интересы в Антарктиде и стремились обеспечить свою роль в определении будущего управления регионом. Хотя Индия, Бразилия, Уругвай и Перу также выразили свою заинтересованность в антарктических делах, они в конечном итоге не были включены в переговоры по соглашению.


Необходимо отметить, что некоторые латиноамериканские страны, которые не успели выдвинуть свои территориальные претензии на Антарктиде до вступления в силу Договора об Антарктике в 1961 году, не согласились с этим и не отказались от своих прав. В 1967 году Эквадор включил свои права на западный сектор Антарктики в свою Конституцию 2008 года (Статья 4).

Также, как видно из примеров с Южной Африкой, Бразилией, Уругваем и Перу, неофициальные претензии на Антарктику могут сохраняться на протяжении десятилетий, несмотря на формальное признание Договора об Антарктике7.

В контексте исследования международного права в области территориальных претензий, стоит обратиться к официальному документу, устанавливающему нормы и правила для Антарктики. Статья I Договора об Антарктике гласит, что Антарктика должна быть использована только в мирных целях и что запрещено какое-либо использование ее территории в военных целях.

Данная статья устанавливает основной принцип международного режима Антарктики, который заключается в том, что Антарктика должна оставаться зоной мира и научного исследования. Это означает, что на территории Антарктики не должно быть никаких военных баз, арсеналов, военных учений или иных военных действий.

Кроме того, статья I устанавливает, что Антарктика должна использоваться только в мирных целях. Это означает, что любое использование ресурсов Антарктики, таких как рыба, нефть, газ и минералы, должно осуществляться в соответствии с принципом сохранения биологического разнообразия и экологической целостности региона.

Это первый случай в истории международных отношений, когда целый континент и прилегающая к нему большая территория были превращены в зону мира, где запрещена любая военная деятельность, что важно для обеспечения мира и стабильности в регионе8.

Договор об Антарктике запрещает использование территории Антарктики в военных целях, однако он не запрещает присутствие военного персонала или оборудования на Антарктике для научных исследований или мирных целей.

Научные исследования на Антарктике могут включать в себя исследования геологических, биологических, климатических, физических и других аспектов, которые могут быть полезны для науки и общества в целом. Некоторые научные исследования могут потребовать наличия военного персонала или оборудования для обеспечения безопасности и поддержания логистической инфраструктуры в регионе. Например, многие страны используют авиационную технику для перевозки научного оборудования и материалов на Антарктику.