Файл: Анализ содержания художественного произведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ содержания художественного произведения



Общее понятие анализа художественного произведения в школе подразумевает деление на части и рассмотрение этих частей, каждая часть рассматривается в её отношении к целому. (Литературное произведение есть система, некая целостность). Анализом текста называют только такой разбор текста, который приводит к углубленному пониманию.

      Методика подразумевает анализ литературоведческий и анализ школьный. Литературоведческий  анализ описывает свои мысли, не заботясь о понимании других. Школьный анализ способствует литературному открытию, восприятию данного текста данным учеником.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АНАЛИЗА ТЕКСТА.

  1. Аналитическое чтение всегда вторично. Анализ совершается после целостного, непосредственного восприятия прочитанного (первичное восприятие не направлено, хотя первичному восприятию должна предшествовать подготовка).

  2. Анализ должен опираться на восприятие учеников, учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности.

  3. Анализ должен соответствовать потребности ребенка разобраться в прочитанном произведении.

  4. Анализ должен быть целенаправленным. Цель – постижение идеи произведения.

  5. Избирательность анализа предполагает, что все детали произведения анализировать необязательно. Выбирается либо композиция, либо название, либо характеристика героя.

  6. Анализ должен учитывать родовую и жанровую специфику произведения, т.е. приемы выбираются в зависимости от жанра и рода.

  7. Анализ завершается синтезом при обобщении текста.

  8. Анализ должен способствовать литературному развитию ученика, формировать у него читательские умения.

  9. В процессе анализа текста должен совершенствоваться навык чтения, т.е. каждое задание должно обращать ребенка к тексту (анализируем не жизненную ситуацию, а изображение этой ситуации автором).

Произведение должно анализироваться только в контексте творчества автора, эпохи, литературного направления. (10)

В начальной школе очень важно учить детей полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора. Выражать собственное отношение к этой позиции.


Анализ произведения должен строится на научных основах, исходя из природы литературы как искусства.


Основные принципы анализа сводятся к следующему:

Цель анализа художественного произведения – осознание его идеи, то есть отношение автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого. Следовательно, анализу подлежат текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.

Опираясь на непосредственное восприятие произведения учащимися, анализ должен корректировать и углублять это восприятие. Обсуждению на уроке подлежат мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, описание внешности персонажей их переживаний, размышлений, особенности композиции. Все элементы произведения рассматриваются не сами по себе, а в их отношении к идее. Так как идея раскрывается в выборе изобразительных средств языка, построении предложений, образах героев.

Очень важно не ограничиваться воссозданием портретов персонажей, констатацией мотивов поведения действующих лиц, составлением плана произведения. Нужно, чтобы школьники задумались, зачем дан портрет, как в нём выражается отношение автора к герою, как оценивает автор поступки персонажей, почему именно так построено произведение.
Рассмотрим например, как идея рассказа раскрывается через его композицию. Два рассказа: «Котёнок» Л.Толстого и «Плохо» В. Осеевой
В основу произведений положена одна та же ситуация: собака нападает на котёнка, но на этом сходство рассказов заканчивается. В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для неё не важно, чей котёнок, как он оказался рядом с разъярённой собакой. Рассказ начинается с описания события: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.
Произведение Л. Толстого построено иначе. Писатель рассказывает о том, как они играли с ним. Заботились о нём. Этому посвящена вся первая часть рассказа. И только во второй части описывается основное событие. Зачем нужно было такое длительное вступление7 для Л. Толстого принципиально важно, что дети взяли в поле любимое живое существо и забыли о нём. В том. что случилось с котёнком, их вина. Идею рассказа можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».


Анализ художественного произведения должен учитывать жанровые особенности произведения, исходя из внутренних законов жанра. Например, основу рассказа как эпического произведения составляет изображение персонажей, действующих в определённых обстоятельствах. Автор выражает своё отношение к жизни не прямо, а опосредованно, через описание поступков, переживаний, размышлений героев.

Например, восприятию произведений, раскрывающих процесс становления характера героя ( Н. Носов «На горке», «Заплатка»), поможет анализ композиции. Можно использовать такой приём, как составление плана. Это позволит установить причинно-следственные связи между эпизодами, проследить развитие образа персонажа.

При изучении рассказов, основу которых составляет одно событие, раскрывающие жизненные позиции героя, анализировать композицию нецелесообразно. Лучше использовать приём словесного рисования, позволяющий воссоздать в воображении картину жизни, проникнуть в эмоциональную тональность произведения, понять позицию каждого героя.
Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию ребёнка, формировать у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.

Структурными элементами анализа художественного произведения являются:

  1. Определение жанровой разновидности произведения (рассказ, стихотворение, басня, былина, сказка…).

  2. установление темы произведения.

  3. Восстановление сюжета:

а) пролог, экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются дальше;

б) завязка – начало, исходный пункт каких-либо событий, действий;

в) развитие действий (событий о которых идёт речь);

г) кульминация – точка высшего напряжения, подъёма, развития чего-либо;

д) развязка – конец, завершение событий, ситуаций

е) эпилог (иногда) – заключительная часть литературного произведения.

4. Раскрытие композиционных особенностей текста. Существуют следующие виды композиций:

  • Последовательное повествование; развёрнутое повествование в хронологической последовательности включает в себя все компоненты сюжета, свёрнутый тип такой композиции содержит большинство компонентов;

  • Повествовательно-описательная композиция позволяет автору подробно развернуть отдельные. Наиболее существенные с его точки зрения компоненты сюжета, включить в него описания и объяснения явлений;

  • Диалоговая, драматургическая композиция. Даёт сюжеты как сценки из жизни героев, авторский текст при этом выступает как ремарка, поясняющая действия и характеры. Подсказывающая особенность реплик;

  • Непоследовательное повествование с разрозненной композицией, лирическими отступлениями, вставками.




Самым доступным типом композиции является последовательное повествование, так как, следуя за ходом развёртывания сюжета, ребёнок осваивает логику произведения в целом. Такую структуру имеют многие произведения: «Страшный рассказ» Е.Чарушина, «Знакомые следы» Е. Пермяка и другие. На этом типе композиции легче проводить обучение детей полноценному пересказу.

Повествовательно-описательный тип поддаётся как полному, так и частичному пересказу, словесному рисованию эпизодов: «Приспособился» В. Бианки, «Славка» Е. Пермяка, «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского.

Творческих подходов к себе требуют диалоговая и сказовая композиции: чтения в лицах, драматизация, пересказ с изменением лица рассказчика, составление и разыгрывания сценариев, кадров фильма. Постановки живых картин.
5. Составление описания художественных образов произведения:

  • Портрет (изображение основных черт внешности и характера героя)

  • Речь

  • Поступки (мотивы их поведения, чувства и мысли)

  • Отношения (автора к герою и других действующих лиц и героя к окружающим)

  • Образ – пейзаж

  • Событие – интерьер

6. Провести анализ языка (трудные слова для чтения или для понимания слова, образные выражения, ключевые слова и выражения)

  1. Формирование идейных выводов произведения.