Файл: Гражданскопатриотическое воспитание обучающихся цели, задачи, направления, результаты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся: цели, задачи, направления, результаты
(лекция)
Цель: дать раскрыть сущность понятия гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, охарактеризовать цели и задачи гражданско-патриотического воспитания в Луганской Народной Республике.
Задачи:
1. На научной основе проанализировать сущность понятий: «патриотизм», «гражданско-патриотическое воспитание», «гражданственность».
2. Закрепить знания и умения, приобретенные слушателями в результате освоения теоретического курса, выработка практических навыков, необходимых для гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
План
-
Сущность понятий «патриотизм», «гражданственность», «гражданско-патриотическое воспитание». -
Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания в Луганской Народной Республике. -
Направления гражданско-патриотического воспитания. -
Результаты гражданско-патриотического воспитания.
Основные понятия: патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание, национальное самосознание (идентичность), базовые национальные ценности.
1. Сущность понятий «патриотизм», «гражданственность», «гражданско-патриотическое воспитание».
Что? (Что такое патриотизм?)
Рассматривая патриотизм, необходимо остановиться на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».
Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С.И.Ожегов). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в то же время привычно словосочетание «Родина-мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
А) благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
Б) уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец как носитель социальных норм);
В) возможность детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
Г) возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п. В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
Для детей и молодежи нашего региона патриотизм, в первую очередь, – это любовь к своей Малой Родине. Любовь к Отчизне всегда начинается с любви к Малой Родине, ее населению, традициям, культуре, а на начальном уровне – к своей семье как части этого социума.
Механизмы формирования такого патриотизма давно известны и эффективны: уважение к Родине начинается со знания ее истории, выдающихся земляков, прославивших ее своими достижениями.
Что? (Что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания?)
Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается, самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности.
Чем? (При помощи каких средств можно патриотически воспитывать?)
Среди эффективных средств воспитания мне представляется особо адекватной символика. В воспитании патриотических чувств использовалось пять групп символов:
1.словесные (девиз, название, имя),
2.предметные (знамя, форма, нагрудный знак),
3.действенные (ритуалы),
4.музыкальные (мелодии, сигналы),
5.изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.
Гражданско-патриотическое воспитание детей является важным фактором развития ЛНР, обеспечения духовного единения народа нашей республики и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Характер становления общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивов, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития республики.
Гражданско-патриотическое воспитание– это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Гражданственность – это нравственная позиция, для которой характерны чувство долга и ответственности человека перед гражданским обществом. Чувство гражданственности связано с осознанием себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
Национальное самосознание (идентичность)
– чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
Базовые национальные ценности– основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Луганской Народной Республики.
2.Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания в Луганской Народной Республике
Целью гражданско-патриотического воспитания детей является становление высоконравственного, творческого, компетентного гражданина ЛНР, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа, подготовленного к жизненному самоопределению.
Закон«О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики» от 30.07.2015 г. № 51-II (с изменениями, внесенными Законом Луганской Народной Республики 08.11.2018 № 278-II), статья 3 «Цели и задачи системы патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики»:
Целями патриотического воспитания являются формирование патриотических чувств и сознания граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития на благо народа.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанных целей осуществляется через решение следующих задач:
– утверждение в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому Луганской Народной Республики, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;
– создание возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
– воспитание граждан в духе уважения к Конституции Луганской Народной Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;
– привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Луганской Народной Республики и исторических святынь Родины;
– привлечение, традиционных для Луганской Народной Республики, религиозных конфессий для формирования у граждан Луганской Народной Республики потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга;
– создание условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни;
– формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Системапатриотическоговоспитания включает в себя комплекс следующих мероприятий:
ознакомление воспитанников дошкольных учреждений, ученической и студенческой молодежи с историческими ценностями Луганской Народной Республики, героическими страницами истории республики, трудовой и боевой славой нашего региона в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных/очных путешествий по историческим местам и культурным памятникам; проведение сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания;
изучение родного края, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций нашей Родины;
ознакомление подрастающего поколения с народным творчеством;
ознакомление подрастающего поколения с деятельностью общественных организаций.
3.Направления гражданско-патриотического воспитания
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
-
Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.