Файл: Ситуационный подход к менеджменту (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА
1.2 Основные положения ситуационного подхода
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1 Ситуационные модели принятия решений
2.2 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Формирование стратегии предприятия в условиях переходной экономики, требует разработки новых методов, позволяющих работать в динамичной, неопределенной, нечеткой среде.
Изучаемая тема очень актуальна в современном мире, что можно объяснить объективными особенностями современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение сотрудничества, увеличение скорости финансовых потоков и усиление конкуренции на рынке. Каждый руководитель должен постоянно разъяснять свои личные и организационные ценности, эффективно управлять, поддерживать собственное развитие.
Важным моментом в успешной работе менеджера является учет такого очень важного факта, что нет двух абсолютно одинаковых организаций. Попытки руководить на основе каких-то общих принципов, игнорируя все, что отличает учреждения или компании, неизбежно обернутся серьезными проблемами. Ситуационный подход доказал, что помогает менеджерам искать ответы на вопрос, какая стратегия будет наиболее эффективной в уникальном контексте их организации.
В этом контексте изучение ситуационного подхода к управлению представляется чрезвычайно важным, поскольку он объединяет различные школы и подходы, которые позволяют лидеру выбирать из арсенала менеджмента те методы, которые соответствуют преобладающим условиям. Используя ситуативный подход, менеджеры могут понять, какие методы и инструменты лучше всего будут способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Анализ изученных источников и литературы. Проблемы исследования ситуационного подхода в менеджменте нашли свое широкое отражение в работах таких авторов, как: О.С. Виханский, В.И. Кнорринг, Г. Кунц, С. O'Доннел, Т. Питерс, Р. Уортмен, В.Г. Норин, И.И. Семенова, П.В. Шеметов, и др.
Так, в своих работах О.С. Виханский и В.Г. Норин подробно раскрывают сущность ситуационного подхода и его методологию. В.И. Кнорринг, Г. Кунц, С. O'Доннел, Т. Питерс, Р. Уортмен дают описание метода анализа ситуаций. И.И. Семенова исследует ситуационные переменные. Ситуационные модели лидерства освещаются подробно П.В. Шеметовым.
Работы этих авторов дают целостный взгляд на проблему ситуационного подхода в управлении.Вместе с тем говорить о том, что проблема принятия управленческих решений на основе ситуационного подхода менеджмента исчерпана, преждевременно. Успешная реализация управленческих решений во многом зависит от грамотного подхода современного лидера к процессу принятия управленческих решений.
Цель работы. Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов ситуационного подхода в менеджменте.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты ситуационного подхода в менеджменте;
2. Описать классификацию ситуационных моделей в управлении;
3. Исследовать практическое применение ситуационного подхода в управлении;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА
История возникновения
«Ситуационный » означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они происходят. Это понятие составляет основу теории ситуационного управления, которая исследует зависимость эффективности методов управления от позиции организации, которая их использует.
Теория ситуационности в управлении утверждает, что не может быть единственного универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных стратегий. Когда сторонников этой концепции спрашивают о правильном способе решения какой-нибудь организационной задачи, то их ответ начинается со слов: «это зависит от...» и «если..., то...»[1] .
Нет двух абсолютно одинаковых организаций. Попытки руководить на основе каких-то общих принципов, игнорируя все, что отличает учреждения или компании, неизбежно обернутся серьезными проблемами. Ситуационный подход доказал, что помогает менеджерам искать ответы на вопрос, какая стратегия будет наиболее эффективной в уникальном контексте их организации.
Ситуационный подход не противоречит традиционной теории менеджмента или теории межличностных отношений как таковых, но заверениям их сторонников в том, что эти теории можно использовать с одинаковым успехом при любых условиях.В действительности и теория, и построенная на ней модель управления могут эффективно применяться в одном контексте и не давать ожидаемых результатов в другом. Чтобы избежать этого, важно установить связи между типом ситуации и применимостью к ней теорий и принципов управления [2]
Понятие «ситуационная теория управления» впервые введено в оборот Р. Моклером. Однако, как он сам признает это, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым Так, например, Питер Дракер в своей книге «Практика управления», вышедшей еще в 1954 г., в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Наряду с Дракером необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений отстаивалась многими теоретиками управления. Новым сегодня являются попытки рассматривать ситуационную теорию как объединяющую концепцию, превращающую ее в базовый принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на многие области исследований, обучения и переподготовки менеджеров.
Появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности. [3]
Таким образом, появление концепции «ситуационного подхода» напрямую связано с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Предприниматели критикуют теорию менеджмента за ее «непрактичность», за «оторванность от реального мира», невозможность на практике служить конкретным инструментом. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство.
Одна из школ менеджмента - научная школа. Он возник в результате широкого использования количественного анализа при решении военно-логических задач. Во время Второй мировой войны ученые искали решения сложных проблем, таких как повышение точности бомбометания и улучшение процедур поиска для определения местонахождения базы снабжения противника. Когда война закончилась, многие исследователи увидели огромный потенциал в применение этого широкого междисциплинарного подхода к изучению индустрии.
Ситуационный подход, появившийся в 60-70-е годы XX столетия, способствовал дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.
Этот подход развился в результате попыток применить концепцию наиболее важных школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Дело в том, что не существует универсального подхода и что разные проблемы и ситуации требуют разного подхода. В «управлении ситуацией» также тщательно учитывается прошлый опыт менеджеров и опыт других компаний.
Целью разработки концепций ситуационного подхода к теоретическим проблемам организации и управления является повышение практической значимости научных исследований в этой области. В этом отношении он не связан с конкретной школой или областью, а представлен как своего рода общий принцип, применяемый во всех областях теории управления (включая развитие системы), чтобы обеспечить более упорядоченную научную основу для решения проблем управления
.Как видно из вышеизложенного, ситуационный подход к проблемам управления начинает становиться доминирующей тенденцией в теории организации и управления. Хотя многие современные теоретики пытаются подтвердить это как «открытие» нового подхода, на самом деле он всегда был довольно широко распространенным.. Новизна, пожалуй, проявляется лишь в том, что этот метод возводится в абсолют и превращается во всеобщий метод исследования проблем организации и управления.
Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении.
1.2 Основные положения ситуационного подхода
«В оригинале cоntingency apprоach- вероятный, зависит от шансов, обстоятельств и ситуации. "
Суть ситуационного подхода заключается в определении термина «ситуация», означающего определенный набор обстоятельств, переменных, влияющих на организацию в данный момент времени. Поскольку основное внимание уделяется ситуации, ситуативный подход подчеркивает важность «ситуативного мышления». Используя указанный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.[4]
Согласно ситуационной теории, менеджерам необходимо определить подход, который будет легче всего служить им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей. Например, столкнувшись с задачей увеличения выпуска продукции обувной фабрики, менеджеры, которые привержены случайному подходу, анализируют как научное управление, так и поведенческие доходы. Затем они задаются вопросом: «Какие методы будут здесь наиболее эффективны?»
Следующее, что они могут сделать - изучить время операций на производственной обувной линии в классическом стиле Тейлора или Гилбреттов, подбирая техническое решение проблемы путем разделения труда. Но что, если необходимость в увеличении производства является временной? В этом случае менеджеры могут подыскивать административное решение путем организации сверхурочных работ. Сверхурочные работы могут и не понадобиться, если они разработают инициативный премиальный план. Таким образом, этот подход является случайным, зависящим от специфических факторов рассматриваемой проблемы.
Ситуационный подход также направляет внимание менеджеров на отношения между внутренней и внешней средой организации.
Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут повлиять на организацию. Внутренняя среда - это среда внутри организации. В соответствии с ситуационным подходом менеджеры должны знать о взаимодействиях между двумя средами. Ситуационный подход также направляет внимание менеджеров на отношения между внутренней и внешней средой организации.
Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут повлиять на организацию. Внутренняя среда - это среда внутри организации. Согласно ситуационному подходу, лидеры должны знать о взаимодействиях между двумя средами..
Внешняя среда, конечно, не ограничивается «окружающими представлениями». Она включает все факторы (исключая вовлеченные во внутреннюю деятельность компании), которые могут воздействовать на фирму, в том числе многообразные правительственные воздействия. Менеджеры, использующие ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций.
Основную роль в ситуационном подходе играет определение ситуационных факторов, которые являются ключом к пониманию ситуации и тем самым к принятию эффективных управленческих решений. Однако на ситуацию, хотя и несущественно, влияет ряд факторов (за исключением семейных проблем руководителя или задержек с изготовлением некоторых, казалось бы, незначительных деталей), поэтому проследить их все невозможно.
Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, ограничение в постановке задачи и человеческое ограничение. Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходится очень дорого. Из-за столь огромных капитальных расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей.
Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства.
Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.