Файл: Ситуационный подход к менеджменту (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА
1.2 Основные положения ситуационного подхода
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1 Ситуационные модели принятия решений
2.2 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению
Применение каждого из этих стилей зависит от ситуации или проблемы. Для оценки ситуации Врум и Йеттон разработали семь последовательно используемых критериев в процессе принятия решений: ценность качества решения; наличие у менеджера достаточной информации и опыта для принятия эффективного решения; степень структурированности проблемы; значение причастности подчиненных для эффективного выполнения решения; вероятность поддержки автократического решения руководителя; степень мотивации подчиненных при решении проблемы; вероятность конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.[12]
Первые три критерия относятся к качеству решения, а последние четыре – к факторам, ограничивающим согласие подчиненных.
Чтобы определить, который из пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует «дерево решений». Руководитель последовательно в семь этапов оценивает ситуацию по предложенным критериям и на этапах с четвертого по седьмой выбирает подходящий стиль из числа пяти рекомендуемых.
Итак, центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.
В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними. Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.[13]
Практическое применение модели менеджерами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации.
При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот – выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
2.2 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению
Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
Ситуационные теории организации дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:
• Руководство должно уметь анализировать ситуацию с точки зрения того, какие требования эта ситуация предъявляет к организации и что для нее характерно;
• следует выбрать соответствующий подход к внедрению менеджмента, который наилучшим образом и наилучшим образом отвечает требованиям организации в зависимости от ситуации;
• Руководство должно наращивать потенциал организации и необходимую гибкость для перехода к новому стилю управления, соответствующему ситуации;
• Руководство должно внести соответствующие изменения, чтобы адаптироваться к ситуации.
Происходит постепенное смещение акцентов с активного использования системного подхода в управлении организацией к ситуативно гуманизированному.
Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление - это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий характер и универсальный характер.
2.3 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте
Решение управленческих задач - основа работы менеджеров. Из-за растущей сложности и динамики бизнеса только топ-менеджеры перестали нести ответственность за принятие сложных решений, и теперь с этим сталкиваются менеджеры всех уровней в организации.
Сейчас существует множество моделей, программных пакетов и инструментов аналитики, которые пытаются уменьшить количество решений по формуле. Какими бы привлекательными ни были эти теории, трудность заключается в том, что реальность более сложна и противоречива, чем показано в таких моделях. Помимо математического подхода, возникает ряд спорных предположений, например, что принятие решений - это всегда один и тот же процесс, основанный на точной информации, свободный от эмоций и предрассудков, т.е. рационально. Реальность такова, что менеджеры принимают решения, основываясь на сочетании интуиции, опыта и анализа. Этот недостаток устраняется ситуационной теорией, которая учитывает влияние неопределенности на принятие решений, при этом описывая эти решения как рациональные.
Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции(рис.1):
Ситуационный подход акцентирует внимание на том, что пригодность различных методов контроля зависит от ситуации, поэтому алгоритм решения включает этапы сбора и анализа информации о ситуации, постановку задач управления для решения проблемы и прогнозирования последствий мер контроля для ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы.
Ситуационный подход носит преимущественно прикладной характер: он использует возможность непосредственного применения науки к конкретным ситуациям и условиям. Определяющим фактором является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данный момент.
Ценность такого подхода заключается в возможности заранее определить, какие методы будут более благоприятными для достижения целей организации в текущей ситуации. Ситуационный подход сопоставляет определенные техники, методы и концепции с конкретными ситуациями для достижения максимальных целей.
Методологию ситуационного подхода можно рассматривать как четырехэтапную процедуру:
- ознакомление руководителя с четко эффективными профессиональными инструментами управления. Это требует знания процесса управления, способности анализировать поведение отдельных лиц и групп, знания методов системного анализа, планирования и контроля, а также использования количественных методов принятия решений;
- характер управления государственным счетом определенным образом меняет метод или концепцию налогообложения;
- своевременная и адекватная реакция менеджера на ситуацию, правильный выбор наиболее важных факторов, прогноз развития ситуации при изменении одной или нескольких переменных;
- умение выбирать приемы, которые наименее негативно повлияют на ситуацию.
Ситуационный подход - это самая широкая и наиболее удовлетворительная система, предназначенная для оптимизации управления.
Ситуационный подход внес значительный вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации относительно применения научного мнения в практике управления в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и инструменты лучше всего помогут достичь целей организации в конкретной ситуации.
Однако, применяя ситуативный подход к управлению, компания обеспечивает согласованность между внутренней и внешней средой организации только на короткий период времени. Если вы хотите установить такую корреспонденцию на более длительный период, вы можете использовать стратегическое планирование. Использование этих двух методов - современный тренд в развитии менеджмента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
15. Семенов, А.К. Основы менеджмента / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 300 с.
16. Семенова, И.И. История менеджмента / И.И. Семенова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
17. Теория управления / Под ред. В.Г. Норина. – Хабаровск: ДВАГС, 2004. – 299 с.
18. Теория управления / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 608 с.
19. Уткин, Э.А. История менеджмента / Э.А. Уткин. – М.: ЭКМОС, 2009. – 224 с.
20. Уткин, Э.А. Курс менеджмента / Э.А. Уткин. – М.: Зерцало, 2008. – 175 с.
21. Цыпкин, Ю.А. Менеджмент / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 439 с.
22. Шеметов, П.В. Менеджмент: управление организационными системами / П.В. Шеметов, Л.Е. Череднекова, С.В. Петухова. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. – 406 с.
-
Семенова, И.И. История менеджмента / И.И. Семенова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. с-108 ↑
-
Питерс, Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уортмен. – М., 1992. -с.170 ↑
-
Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. - М.: МНИИПУ, 2008. - C.98.. ↑
-
Мескон, М. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хоуди. – М.: Дело, 2005. –132 с. ↑
-
Менеджмент: конспект лекций / Под ред. А.В. Земцова. – М.: Издательство «ПРИОР», 2008. – 192 с. ↑
-
Питерс, Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уортмен. – М., 1992. – 215 с. ↑
-
Семенова, И.И. История менеджмента / И.И. Семенова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с. ↑
-
Теория управления / Под ред. В.Г. Норина. – Хабаровск: ДВАГС, 2004. – 299 с. ↑
-
Уткин, Э.А. Курс менеджмента / Э.А. Уткин. – М.: Зерцало, 2008. – 175 с. ↑
-
Менеджмент: конспект лекций / Под ред. А.В. Земцова. – М.: Издательство «ПРИОР», 2008. – 192 с. ↑
-
Радугин, А.А. Основы менеджмента / А.А. Радугин. – М.: Дело, 2006. – 155 с ↑
-
Теория управления / Под ред. В.Г. Норина. – Хабаровск: ДВАГС, 2004. – 299 с ↑
-
Питерс, Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уортмен. – М., 1992. – 215 с. ↑