Файл: Окружающий мир претерпевает изменения изо дня в день. Преобразования среды, подчас непредсказуемые и значимые, формируют новые качества субъекта и стимулируют развитие личности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы понятия «самооценка» в психологии
1.1 Общая характеристика самооценки, ее видов и структуры в психологии
1.2 Формирование самооценки в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
2.3 Направления коррекции уровня самооценки в подростковом возрасте
Оглавление
Введение
Окружающий мир претерпевает изменения изо дня в день. Преобразования среды, подчас непредсказуемые и значимые, формируют новые качества субъекта и стимулируют развитие личности. Самооценка является одним из центральных психологических конструктов, составляющих личность человека. Она не только затрагивает отношения с самим собой, но и пронизывает остальные сферы человеческой жизни. Особенности каждого возрастного периода, а также гендер как социальный конструкт ролей для мужчин и женщин, могут оказывать влияние на формирование и изменение самооценки. На данный момент в научном сообществе вопрос о возрастном аспекте самооценки остается открытым. Это приводит к необходимости уточнения данных в рассматриваемой области.
В современных условиях внедрения инноваций в образование, актуальными становятся темы исследований, касающихся сочетания психолого-педагогических аспектов образовательного процесса. В частности, вопросы формирования адекватной самооценки у подростков имеют особую значимость, поскольку именно в данный возрастной период происходит закрепление основ мировоззрения ребенка, формирование широкого круга межличностных отношений с упором на идентификацию себя с определенной группой людей, а также принятие собственного «я» со всеми вытекающими особенностями. Педагогический процесс с этой позиции должен соответствовать возрастным особенностям подростка, главным образом ориентируясь не только на образовательный аспект, но и на своевременное выявление и компенсацию негативных проявлений личности.
Например, степень влияния самооценки определяет возможность комфортного существования подростка в социуме, что сказывается на процессах формирования его личности. К тому же, актуальность заявленной тематики в условиях цифровизации человеческой жизнедеятельности, в том числе популяризации социальных сетей, обусловливается проблематикой отсутствия правильной идентификации подростка в рамках общения, основанного на применении информационных технологий.
Такой подход приводит к формированию внутриличностного конфликта ребенка, где с одной стороны он стремится к расширению круга общения, а с другой – засчет наличия определенных проблем (в том числе и с самооценкой) не может проявлять открытый интерес к собеседнику (что приводит к ряду негативных проявлений в контексте формирующейся личности и наращения проблем в будущем).
Объект исследования – самооценка, как психологический феномен.
Предмет исследования – формирование самооценки в подростковом возрасте.
Цель исследования – изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
- определить общую характеристику самооценки, ее видов и структуры в психологии;
- исследовать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
- провести эмпирическое исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте;
- выделить направления коррекции уровня самооценки в подростковом возрасте.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1. Теоретические основы понятия «самооценка» в психологии
1.1 Общая характеристика самооценки, ее видов и структуры в психологии
Самоуважение относится к общей оценке собственной ценности или ценности как личности. Глобальная самооценка отличается от самооценки в конкретной области, такой как школьная компетентность, спортивная компетентность, симпатия сверстников, внешний вид и поведенческое поведение.
Способность к глобальной самооценке появляется только в середине детства. Дети младшего возраста способны судить о своих способностях в конкретных областях, но они не в состоянии судить о своей самооценке в целом.
В подростковом возрасте самооценка становится более дифференцированной, и становятся актуальными другие области, такие как близкая дружба, романтическая привлекательность и профессиональная компетентность.
В целом люди мотивированы поддерживать высокий уровень самооценки и защищать свою самооценку, когда она оказывается под угрозой.
Согласно Теории управления терроризмом, люди стремятся к позитивной самооценке, потому что самооценка служит буфером против тревоги, связанной со смертью.
В нескольких исследованиях были получены эмпирические доказательства буферных свойств самооценки. Однако, согласно теории социометра, самооценка служит индикатором социальной принадлежности. Он говорит нам, насколько мы ценны и приняты обществом в глазах других. Дети легко перенимают мнение других, таких как опекуны и другие соответствующие взрослые, о них.
Таким образом, родители, которые одобряют, реагируют и заботятся, скорее всего, создадут высокий уровень самооценки у своих детей, тогда как неодобрительные, невосприимчивые и незаинтересованные родители могут снизить уровень самооценки у своих детей. В подростковом возрасте связь между стилем воспитания и самооценкой еще достаточно сильна, но самым важным предиктором самооценки становится одобрение сверстников. Социометрическая теория признает важность убеждений, связанных с компетентностью, для высокой самооценки (например, академических достижений или спортивной компетентности), но утверждает, что влияние этих убеждений на самооценку опосредовано воспринимаемой реляционной ценностью.
В то время как уровень глобальной самооценки обычно относительно высок в детстве, он резко падает, когда дети достигают подросткового возраста.
Огромное снижение глобальной самооценки в подростковом возрасте можно объяснить значительными изменениями, происходящими при переходе от детства к подростковому возрасту. Ясно, что подростковый возраст является стрессовой стадией развития с заметными биологическими, когнитивными, социальными, психологическими и академическими изменениями.[1, с.12]
Во-первых, девочки и мальчики становятся репродуктивно зрелыми в раннем подростковом возрасте. Во-вторых, они приобретают способность формирующего мышления. В-третьих, подростки проводят меньше времени со своими семьями, а дружба, романтические или сексуальные отношения становятся все более важными. Таким образом, подростки становятся уязвимыми для чувства социальной неадекватности. Наконец, они переживают переход из начальной школы в среднюю. Исследования гендерных различий в детской самооценке дали противоречивые результаты. Некоторые исследования показали, что мальчики имеют более высокую самооценку, чем девочки, в то время как другие исследования не выявили гендерных различий/
Однако в подростковом возрасте картина кажется ясной. Большинство исследований показали, что у девочек-подростков самооценка снижается более резко, чем у мальчиков-подростков. [2, с.32]
Долгое время многие исследователи концентрировали внимание на общем уровне самооценки юношей. Однако за последние десять лет исследования выявили различные важные аспекты самооценки. [3, с.54]
Важным аспектом является стабильность самооценки. Нестабильная самооценка относится к кратковременным колебаниям самооценки и отражает хрупкое чувство собственного достоинства.
Корреляция между уровнем самооценки и стабильностью самооценки в целом низкая, что позволяет предположить, что это независимые проявления самооценки. Кроме того, исследования показали, что уровень самооценки и стабильность самооценки связаны с психологическим благополучием.
Стабильность самооценки низкая в детстве и раннем подростковом возрасте, но становится более стабильной в подростковом возрасте. [4, с.32]
Интересно, что мальчики и девочки не различаются по стабильности самооценки в детстве и подростковом возрасте.
Другая концепция, тесно связанная со стабильностью самооценки, — это условная самооценка, которая относится к степени, в которой самооценка зависит от результатов и достижений. [5, с.51]
Люди с условной самооценкой озабочены своей работой и оценками других. Их уровень самооценки колеблется в зависимости от успеха или неудачи. Условная самооценка также отражает хрупкую самооценку: люди с условной самооценкой должны постоянно добиваться успеха, чтобы чувствовать себя хорошо. Можно провести различие между глобальной условной самооценкой и условной самооценкой в конкретной области. Люди с условной самооценкой, зависящей от конкретной области, основывают свою самооценку на результатах и достижениях в определенных областях, таких как учеба, одобрение других, внешний вид и спорт. [6, с.54] Вполне возможно, что зависящая от предметной области контингентная самооценка (например, внешний вид) связана с психопатологией у детей или подростков (например, расстройствами пищевого поведения), но большинство исследований условной самооценки проводилось среди студентов или взрослых.
Последний важный аспект самооценки — имплицитная самооценка. Многие исследователи используют шкалы самооценки для измерения самооценки у детей и подростков. [7, с.90]
Однако эти меры явной самооценки измеряют сознательное восприятие себя. Имплицитная самооценка — это бессознательная форма самооценки, основанная на автоматических процессах самооценки. Это автоматическое отношение к себе, которое влияет на самооценку и оценку значимых для себя объектов.
Неявная и явная самооценка, как правило, слабо коррелированы, что позволяет предположить, что обе формы самооценки отражают независимые процессы.
Неявная самооценка связана с более низкими уровнями стремления после неудачи и кажется лучшим предиктором беспокойства во время очень личного интервью. Кроме того, люди с высоким уровнем эксплицитной самооценки и низким уровнем имплицитной самооценки, по-видимому, более склонны к защите и более высокому уровню нарцизма.
Недавние исследования показывают, что опыт общения с родителями в раннем детстве влияет на уровень имплицитной самооценки в более позднем возрасте.
Лица, у которых были заботливые родители, сообщали об относительно высокой имплицитной самооценке, тогда как испытуемые с гиперопекающими родителями демонстрировали относительно низкий уровень имплицитной самооценки. Несмотря на важность разграничения эксплицитной и имплицитной самооценки и несмотря на уникальное влияние имплицитной самооценки на психологические результаты, до сих пор ни одно исследование не изучало имплицитную самооценку у детей и подростков.
1.2 Формирование самооценки в подростковом возрасте
Согласно Хартеру, два фактора играют важную роль в развитии и поддержании самооценки у детей и подростков: (1) воспринимаемая компетентность в важных областях и (2) опыт социальной поддержки (Harter, 1999). Области предполагаемой компетентности не только оказывают непосредственное влияние на самооценку, но также влияют на одобрение и поддержку родителей и сверстников. То есть хорошая академическая компетентность и поведенческое поведение вызывают одобрение и поддержку родителей, в то время как хороший внешний вид, отношения со сверстниками и спортивная компетентность приводят к одобрению и поддержке сверстников.
Многие дети и подростки сохраняют позитивное представление о себе, добиваясь успеха в областях, в которых они воспринимаются как компетентные.
Например, мальчики, которые относительно хорошо играют в футбол, могут играть в футбол чаще и уделять больше времени тренировкам. Как следствие, их футбольные навыки еще больше повышаются, а самооценка остается высокой. Однако молодые люди не всегда способны добиться успеха, что заставляет их использовать стратегии для защиты, поддержания или повышения уровня своей самооценки. Перед лицом неудачи дети и подростки могут использовать такие стратегии, как нисходящее социальное сравнение (сравнение себя с теми, кто находится в худшем положении) и внешние атрибуции (приписывание неудачи внешним причинам), или они могут уменьшить важность области, в которой они находятся.
Согласно Harter (1999), вмешательство в самооценку должно быть направлено на ее когнитивные и социальные детерминанты. Можно выделить четыре стратегии, направленные на когнитивные детерминанты. Во-первых, вмешательство в самооценку должно уменьшить несоответствие между стремлениями и воспринимаемой компетентностью. Один из способов — улучшить навыки в областях, в которых существуют большие расхождения, что, в свою очередь, может привести к усилению восприятия компетентности. Другой способ состоит в том, чтобы подчеркнуть важность тех областей, в которых ребенок преуспевает, и сбросить со счетов те области, в которых он/она не имеет успеха. Во-вторых, вмешательство в самооценку детей старшего возраста и подростков может способствовать относительно точной самооценке.
Тем не менее, повышение восприятия компетентности у молодых людей с низкой самооценкой довольно сложно, поскольку они, как правило, склонны искать обратную связь, подтверждающую их самооценку, и, таким образом, относительно сопротивляются попыткам изменить свое представление о себе. В-третьих, вмешательства в самооценку должны оценивать возможность изменения валентности представлений о себе. Например, при переходе из начальной школы в среднюю молодые люди становятся уязвимыми, а уровень самооценки имеет тенденцию к резкому падению. Это представляется подходящим периодом развития для первичных профилактических вмешательств и попыток повысить самооценку тех подростков, у которых низкая самооценка.