Файл: Окружающий мир претерпевает изменения изо дня в день. Преобразования среды, подчас непредсказуемые и значимые, формируют новые качества субъекта и стимулируют развитие личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В частности, выявление личностных особенностей конкретного подростка, видимое выражение интереса к его проблеме, открытость и честность психолога становятся основными принципами использования новейших методик. Это позволяет настроить обучающегося на продуктивное (в рамках коррекции) взаимодействие; течение данных процессов предполагает выявление актуальных рычагов взаимодействия педагога-психолога и обучающегося, а также его родителей с проработкой возможных последствий тех или иных действий.

Психолог должен четко выстраивать такую траекторию общения с ребенком, которая, по его мнению, в наибольшей мере позволит учесть личностные особенности и в большей степени нивелировать риски отторжения (незаинтересованности) подростка. Это также строится на степени доверительности отношений, что требует максимально грамотного подхода во взаимодействии [11].

В данном контексте, особую актуальность приобретают методы интерактивного взаимодействия педагога-психолога и обучающегося. Интерактивные (или же диалоговые) методы взаимодействия позволяют в полной мере раскрыть субъект-субъектность участников педагогического процесса и сформировать особые условия улучшения социального опыта, формируемого у ребенка в период взаимодействия с педагогом-психологом.

Главное преимущество интерактивных форм работы заключается в установлении личного контакта и активного сопереживания собеседнику. Это предполагает возможность многостороннего обмена информацией на добровольной основе, в том числе, имеющей ярко выраженный эмоциональный окрас. В таком случае важно понимать, что в структуре организации коррекционной работы в области самооценки ребенка, интерактивные методы предполагают реализацию творческих начал в том числе.

Хотя опыт осуществления деятельности не может передаваться от субъекта к субъекту, именно диалог, выступающий в качестве центра взаимодействия субъектов, позволяет получить опыт осуществления тех или иных действий, поступков, наличия переживаний и мнений ребенка. Так, главная возможность интерактивных форм работы – это широта открываемых возможностей в социализации личности с позиции организации взаимодействия.

Конечно же, это предполагает применение дополнительных технологий и достижений современного научно-технического прогресса, а именно компьютера, смартфона, сети «Интернет». Помимо инновационных направлений, важно также учитывать и традиционные методы взаимодействия, которые по праву можно отнести к интерактивным: тренинги, ролевые игры, кейс-ситуации, проектные направления взаимодействия и ряд других. С одной стороны, они сочетают в себе традиционные преимущества, которые, ко всему прочему, получают ряд достоинств благодаря инновационной субъект-субъектности [5].


Возвращаясь к вопросам активного использования современных информационных технологий в психолого-педагогическом процессе, можно отметить особую значимость сети, как способа организации взаимодействия подростка и психолога.

Во-первых, распространенность и доступность (в частности, для подростков) говорит не просто о важности, а о необходимости включения психолога в жизнедеятельность подростка в рамках социальной сети.

Именно социальная сеть позволит производить первичную оценку текущего уровня самооценки ребенка на основе косвенных факторов (например, использование определенных изображений, аватаров, прослушиваемая музыка, видеоролики и т. д.); кроме того, использование функций чата позволяет продолжать диалоговое общение между педагогом-психологом и ребенком даже вне стен образовательного учреждения.

В случае хорошо налаженной доверительной коммуникации, ребенок может обратиться к психологу с текущими возникшими вопросами.

Во-вторых, коммуникационный аспект интернет-общения позволяет психологу выявлять такие показатели низкой самооценки ребенка как отсутствие идентификации.

В-третьих, в связи с последними событиями, связанными с пандемией, дистанционные формы взаимодействия обучающихся и педагогов отразили довольно высокий потенциал в налаженной коммуникации и сближении детей и взрослых.

В целом, интернет-технологии, при их правильном использовании, являются комплексным ресурсом по реализации интерактивных форм работы. Ярким примером выступает использование вебинаров и прямых трансляций для проведения игр с подростками и более тесной коммуникации. Конечно, использование данных методов взаимодействия предполагает практическую направленность и наличие заранее заготовленного плана работы (программы мероприятий).

В ином случае проводимое мероприятие приобретет хаотичный характер и не позволит в большей мере добиться того эффекта, который бы получился на выходе при комплексной проработке. Конкретизируя направления деятельности педагога-психолога в области повышения уровня самооценки младших и старших подростков, важно отметить необходимость разграничения характера проводимых мероприятий в зависимости от категории обучающегося.

Так, например, работа с младшими подростками предполагает более творческо-игровую, «детскую» направленность, выраженную в проведении классных часов (и прочих внеурочных мероприятий) на тематики, косвенно воздействующие на самооценку. В контексте индивидуальной работы важно основываться на факте того, что текущий уровень самооценки младшего подростка имеет зависимость от его интеграции в общество.



В частности, это возможность вхождения в определенные группы (адаптация в коллективе или микрогруппе) по интересам и наличие собственной позиции в них. В таком случае интерактивное взаимодействие позволяет выявить текущие переживания ребенка, конкретизировать проявления низкой самооценки и подчеркнуть отдельные особенности.

Кроме того, работа с младшим подростком имеет более простой характер с позиции налаживания двустороннего (субъектсубъектоного) контакта и поддержания дальнейшего взаимодействия. Это обусловливается малой степенью восприятия ребенком себя как взрослого (в сравнении со страшим подростком, для которого такой подход во взаимодействии является первоисточником возможности диалогового общения) [4].

Старший же подросток требует особого внимания к деталям общения – он более чувствителен и менее устойчив к различным ситуациям. Так, например, при неправильной постановке вопроса в рамках диалога со стороны педагога-психолога, старший подросток может счесть это за попытку его восприятия как ребенка, а не равного члена взаимодействия. Это станет поводом для большего усиления внутреннего конфликта и возникновения противоречий, в том числе и в области самооценки. Работа со старшими подростками с низкой самооценкой требует организации такого диалога, в котором каждый в полной мере будет чувствовать себя максимально свободно. Здесь возможно применение групповых методов взаимодействия субъектов – это предполагает организацию беседы в рамках конкретной темы с целью её обсуждения. Например, можно рассмотреть какой-либо проблемный (не имеющей исключительной точки зрения) вопрос в качестве центральной темы проводимой беседы. Это также включает аргументацию мнений и выслушивание собеседников (причем, оно имеет взаимный характер, что гарантирует возможность «слышать и быть выслушанным») как способ поддержания хорошего контакта. Кроме того, особенности старших подростков позволяют организовывать мероприятия на более высоком «взрослом» уровне, поскольку такие дети более включены в обсуждение серьезных (но в то же время интересных для них) тем. Здесь возможно чтение лекций, в том числе и с применением компьютеров [6]. В целом, обобщая подходы к организации взаимодействия с разными категориями подростков, важно отметить, что интерактивные принципы осуществления работы с детьми с низким уровнем самооценки предполагают возможность адаптации большей части методик с целью их более точного и обусловленного применения.


Например, возможно использование упражнения «Настроение», взятого из системы Н. Роджерса. в таком случае, ребенок может показать свое текущее состояние и поделиться своими эмоциями с окружающими – постепенное повышение уровня доверия детей, их постоянный эмоциональный контакт, совместная творческая деятельность, а также общение вне рамок проводимых педагогом-психологом занятий помогает сблизить подростков и позволить им вместе «справиться» с текущими трудностями.

Таким образом, на примере проведенного теоретического анализа можно отметить, что интерактивные формы работы педагога-психолога с детьми, имеющими низкий уровень самооценки, необходимы. Они позволяют максимально эффективно организовывать совместную деятельность как в рамках образовательной организации, так и во внешкольное время. Все это делает применение интерактивных форм работы психолога довольно актуальным, в том числе с позиции использования современных информационных технологий.


Заключение


В ходе подготовки научной работы нами было проанализировано понятие самооценки, её виды, основы изучения самооценки и подходы различных зарубежных и отечественных психологов.

В результате проведенного теоретического анализа было выявлено два основных направления в рассмотрении самооценки, согласно которым данный психологический феномен является совокупностью частных составляющих.

Наряду с этим, можно отметить, что тем не менее эти направления имеют существенные различия. Они состоят в том, что в первом случае самооценка‒меняющееся во времени самоотношение человека; в другом случае самооценка статична и, как правило, не зависит от наших достижений и неудач.

В результате проведенного эмпирического исследования получены следующие результаты:

- в исследуемой выборке доминирует адекватный уровень самооценки, т.е. большинство подростков принимают себя, удовлетворены собой, критично смотрят на себя со стороны;

- среди подростков выявлены лица с высоким и низким уровнями самооценки.

Современная психолого-педагогическая практика требует постоянной актуализации направлений и форм работы с обучающимися, испытывающими те, или иные трудности, в том числе, и связанные с низким уровнем самооценки. Главным образом, рассмотренные интерактивные формы работы предоставляют психологу широкий простор применения различных инновационных методик взаимодействия с подростками, в том числе посредством внедрения в практику информационных технологий. Их структурным преимуществом в таком случае становится субъект-субъектность, позволяющая организовывать взаимодействие с обратной связью между равными субъектами. Это становится основой возможности применения диалоговых форм работы с подростками, поскольку главное их требование в этот период формирования личности – восприятие их как равного члена взрослого общества.


Список литературы


  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 288 с.

  2. Бернс Р. Развитие «Я» концепции и воспитание / Р. Бернс. – Г.: Прогресс, 1986. – 421с

  3. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова //Вопросы психологии. – 2005. – № 4 – С. – 12-16.Джемс У. Психология. - М., 1991

  4. Болотова, Болотова Молчанова Молчанова А.К. О.Н. Психология развития и возрастная психология / Болотова Болотова Молчанова А.К. О.Н. Молчанова. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2012. - 0 c.

  5. Водяха, С. А., Водяха, Ю. Е. Особенности самооценки психологически благополучных школьников // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 3. – C. 68–73. https://doi.org.10.26170/po19-03-10

  6. Возрастная психология. - М.: Академия, 2015. - 624 c.

  7. Возрастная психология. Шпаргалки. - М.: АСТ, Полиграфиздат, Сова, 2016. - 48 c.

  8. Возрастная психология. Шпаргалки. - М.: АСТ, Сова, 2015. - 46 c.

  9. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2017. - 368 c

  10. Волков, Б. С. Психология молодости / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2012. - 0 c.

  11. Волков, Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2012. - 0 c

  12. Волков, Борис Степанович Психология юности и молодости / Волков Борис Степанович. - М.: Академический проект, 2016.

  13. Карауш, И. С., Куприянова, И. Е., Кузнецова, А. А. Кибербуллинг и  суицидальное поведение подростков // Суицидология. – 2020. – T. 11, № 1 (38). – С. 117–129. https://doi.org.10.32878/suiciderus.20-11-01(38)-117-129

  14. Киселева, Г. И. Развитие учебной мотивации средствами современных педагогических технологий // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 1 (48). – С. 52–55

  15. Кожемякина, О. А. Социальная адаптация подростков средствами культурно-досуговой деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 1. – С. 271–273.

  16. Комарова, И. В. Обогащение социального опыта подростка как субъекта интерактивного образовательного взаимодействия // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 83–87.

  17. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон – Г.: Политиздат, 1984. – 335с.Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978

  18. Кон, И. С. Открытие Я / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1996. - 495 с.

  19. Крылова, Т. Ю., Сухорукова, Л. Н. Формирование готовности старших школьников к диалоговому общению средствами естественно-научных предметов // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 1. – С. 35–39.

  20. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / под редакцией Д. А. Леонтьева. - Москва : НПФ «Смысл», 2020. - 880 с.

  21. Маниковская, О. В. Философский и психолого-педагогический аспекты становления субъектности ученика в диалоговых отношениях // Гуманитарный вектор. – 2008. – № 3. – С. 64–70.

  22. Маслова, Ю. В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков // ОТО. – 2013. – Т. 16, № 4. – С. 493–503.

  23. Мищенко, О. П., Латышева, А. Т. Комплексное исследование самооценки подростков, воспитывающихся в детских домах // Мир науки. – 2015. – T. 3, № 3. – С. 1–10.

  24. Мухина, Ю. Р., Яковенко, И. В. Эмоционально-волевой компонент в структуре комплекса неполноценности у подростков // Поволжский педагогический вестник. – 2020. – T. 8, № 3 (28). – С. 32–39.

  25. Овчинникова, О. Н., Чурекова, Т. М. Старшие подростки: мотивационная готовность к учёбе и познанию. В поиске оптимальных условий // Народное образование. – 2010. – № 2. – С. 195–199.

  26. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантилеев. - Москва : Московский университет, 1991. - 110 с.

  27. Показанкина, Д. Ю., Альперович, В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Концепт. – 2014. – № 10. – С. 86–90.

  28. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ– м», 2000. – 672 с.

  29. Рерке, В. И., Портная, Я. А. Интернет-зависимость младших подростков: изучение и организация профилактики // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2021. – № 2. – С. 25–33. https://doi.org.10.24147/2410-6364.2021.2.25-33

  30. Риппинен, Т. О., Слободская, Е. Р. Повседневное использование компьютера и благополучное развитие подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – № 1. – C. 15–23.

  31. Семенихина, Н. И. Исследование взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия подростком и уровня его самооценки // Перспективы науки и образования. – 2015. – № 3 (15). – С. 140–145.

  32. Смахтина, Т. А., Кубекова, А. С. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – T. 7, № 4. – С. 1–6

  33. Степаненко, В. И. Диагностика самооценки подростков, склонных к асоциальному влиянию религиозных культов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 3 (56). – С. 168–171.

  34. Чухрова, М. Г., Филь, Т. А., Юдина, С. Д., Александрова, А. А. Социокультурная педагогика в формировании этнической толерантности и ее связь с самооценкой личности // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 133–135. https://doi.org.10.24412/1991-5500-2020-685-133-135

  35. Шайдурова, О. В., Гончаревич, Н. А., Ростовцева, М. В., Ковалевич, И. А., Догадаев, О.Н, Шестаков, В. Н. Влияние родительского стиля воспитания на развитие самоотношения в подростковом возрасте // Science for Education Today. – 2019. – T. 9, № 3. – С. 28–41. https://doi.org.10.15293/2658-6762.1903.02

  36. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.