Файл: Окружающий мир претерпевает изменения изо дня в день. Преобразования среды, подчас непредсказуемые и значимые, формируют новые качества субъекта и стимулируют развитие личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В-четвертых, при вмешательстве в самооценку следует также обратить внимание на собственные теории человека о причинах его низкой самооценки. В целом дети и подростки с низкой самооценкой склонны приписывать свои неудачи внутренне. Одна из стратегий заключается в когнитивном переосмыслении детских атрибуций, что приводит к глобальным, стабильным, внутренним атрибуциям собственных успехов. Harter (1999) также предлагает две стратегии, направленные на социальные факторы, влияющие на самооценку молодежи. Во-первых, вмешательства в самооценку должны попытаться увеличить поддержку одобрения. Если восприятие социальной поддержки нереалистично, вмешательства должны быть направлены на формирование более реалистичной оценки предоставляемой поддержки. Для детей и подростков, испытывающих недостаток поддержки со стороны родителей, могут быть полезны терапевтические вмешательства (например, семейная терапия), направленные на межличностные отношения между подростками и родителями. Кроме того, успех в областях академической компетентности и поведенческого поведения также может привести к большей поддержке одобрения со стороны родителей. Для детей и подростков, испытывающих недостаток поддержки со стороны сверстников, вариантом может быть улучшение навыков в областях, которые ценятся сверстниками (например, привлекательность, спортивные результаты, межличностные качества).

Вмешательства в самооценку можно разделить на программы лечения и программы первичной профилактики. Программы лечения направлены на повышение самооценки среди тех, кто уже имеет низкую самооценку, тогда как программы первичной профилактики нацелены на неклиническое население. Когнитивно-поведенческая терапия особенно эффективна для изменения самооценки.

Этот тип вмешательства направлен на выявление дисфункциональных убеждений и превращение их в более реалистичные убеждения в сочетании с методами модификации поведения. Очевидно, что подходы к лечению должны быть нацелены на детерминанты низкой самооценки, описанные в предыдущем абзаце. Эти результаты показывают, что повышение самооценки требует формирования и принятия реалистичных целей в областях, которые важны для личности, и благоприятной социальной среды.

Например, если ребенку не хватает компетентности в важных областях, терапевт может попытаться повысить компетентность или снизить важность этой области для самооценки человека (Harter, 1999). Если ребенку не хватает одобрения со стороны других, терапевт должен работать над факторами, связанными с социальным функционированием. Большинство программ первичной профилактики, ориентированных на детей и подростков, сосредоточены на повышении общей самооценки. Часто эти вмешательства сосредоточены не только на самооценке, но и на уменьшении проблемного поведения или улучшении функционирования в различных областях.


Многие вмешательства в самооценку представляют собой школьные программы, которые могут охватить большое количество детей и могут быть рентабельными, если они станут частью обычной учебной программы и будут проводиться учителями.

Существует огромное количество программ первичной профилактики, направленных на повышение самооценки у детей и подростков.

Например, некоторые вмешательства направлены на развитие компетенций путем обучения определенным навыкам, в то время как другие направлены на изменение отношения и восприятия. Поскольку программы также значительно различаются по продолжительности, интенсивности и форме и, как правило, состоят из нескольких компонентов, трудно определить детерминанты эффективности программы.

Haney и Durlak (1998) провели метаанализ для оценки эффективности вмешательств по изменению самооценки у детей и подростков. Их обзор 116 исследований выявил умеренное влияние (0,27) на показатели самооценки и самооценки. В целом, программы были успешными в повышении самооценки молодежи и, по всей видимости, привели к положительным изменениям в поведении, личности и успеваемости. Однако этот метаанализ также показал, что эффективность вмешательства в решающей степени зависит от типа и направленности вмешательства, а также от степени, в которой эти программы были основаны на теории и фактических данных. Во-первых, программы лечения оказались более эффективными, чем программы первичной профилактики. Объяснение заключается в том, что уровень самооценки детей и подростков, направленных в больницу, часто намного ниже, чем у детей в общей популяции, и поэтому вмешательство может дать более значительный эффект. Во-вторых, вмешательства, направленные конкретно на повышение самооценки, были более эффективными, чем вмешательства, направленные на другие аспекты, такие как поведение или социальные навыки. В-третьих, программы, основанные на теории или фактических данных, давали больший эффект, чем программы, не имевшие такой теоретической или эмпирической основы. В целом, эти данные свидетельствуют о том, что вмешательства в области самооценки могут быть более успешными, если они сосредоточены исключительно на самооценке и ее детерминантах и ​​когда такие программы основаны на теории и фактических данных.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте

2.1 Описание исследования



В рамках обозначенной темы был проведен эксперимент на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».

Общая численность выборки составила 28 подростков. Программа диагностического исследования включала методики:

- «Изучение общей самооценки (методика Г. Н. Казанцевой)»;

- «Вербальная диагностика самооценки личности (методика Н. П. Фетискина)».

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования


Для диагностики общей самооценки подростков была использована методика Г. Н. Казанцевой (см. рис. 1).



Рис. 1. Количественный анализ данных по методике Г. Н. Казанцевой

Анализ полученных данных по методике «Изучение общей самооценки», позволил выделить три группы испытуемых с разными уровнями развития самооценки.

У большинства испытуемых (50 %) выявлен адекватный уровень самооценки. Они реально оценивают свой внутренний потенциал, стремятся работать над своими ошибками, их восприятие себя совпадает с оценкой окружающих.

Высокий уровень самооценки наблюдается у 28,6 % испытуемых. Для подобной категории подростков свойственно ставить цели и задачи, которые могут оказаться не по силам.

Восприятие учащимися себя далеко от объективного, что способствует снижению коммуникациям и учебным достижениям. Низкий уровень самооценки обнаружен у 21,4 % подростков. У данной группы испытуемых преобладает самокритичность, застенчивость, нерешительность, впечатлительность.

Все эти качества мешают подростку добиться успехов в учебной деятельности и творчески самореализоваться. У детей с заниженной самооценкой может появиться враждебность по отношению к окружающим, сформироваться негативное мировоззрение и пессимизм. Для более детального изучения самооценки подростков была использована методика «Вербальная диагностика самооценки личности (методика Н. П. Фетискина») (см. рис. 2).



Рис. 2. Количественные данные по методике «Вербальная диагностика самооценки личности (методика Н. П. Фетискина)»

На основании представленных данных можно констатировать, что у 57,1 % подростков зафиксирован адекватный уровень самооценки. Данная категория учащихся объективно воспринимает свои возможности, способности и личностные качества.

Подростки уверены в своих силах, достаточно критичны к себе, способны ставить достижимые цели и предвидеть результаты своих действий. У 25 % испытуемых обнаружен высокий уровень самооценки. Подростки с завышенной самооценкой не замечают недостатков характера, часто переоценивают свои возможности и способности.


Низкий уровень самооценки выявлен у 17,8 % испытуемых. В процессе учебной деятельности подростки не уверены в себе, понижают свои достоинства, часто зависят от мнения окружающих, сомневаются, обычно ощущают чувство неловкости в классе, имеют повышенный уровень тревожности. Итак, исходя из диагностических результатов экспериментального исследования выявлено:

1) в исследуемой выборке доминирует адекватный уровень самооценки, т.е. большинство подростков принимают себя, удовлетворены собой, критично смотрят на себя со стороны;

2) среди подростков выявлены лица с высоким и низким уровнями самооценки.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости решения обозначенной проблемы.


2.3 Направления коррекции уровня самооценки в подростковом возрасте


Проблема низкого уровня самооценки подростков является одной из центральных в части отечественных теоретических и практико-ориентированных работ. Так, данное направление имеет особую значимость, поскольку от хода преодоления проблем с самооценкой в подростковом возрасте зависит будущее благополучие школьника, в том числе и профессиональное [12]. Формирование адекватной самооценки – это одна из первостепенных задач коррекционной работы с подростками; однако, важно отметить, что сегодня ее значение приобретает все более значимый характер, поскольку в течение последних лет было выявлено, что многие подростки имеют низкие показатели уровня самооценки [2, 10, 13, 18].

В то же время, современная степень проработанности данной проблемы требует некоторого уточнения в области возможностей применения тех или иных форм работы с целью преодоления трудностей, связанных с низкой самооценкой, а также последующего ее нормального формирования. Так, подростковый возраст подразделяется на младший и старший.

В ходе младшего подросткового возраста (11–12 лет), ребенок стремится к отражению собственной самостоятельности, как независимой от окружающих взрослых личности; в данный период у ребенка происходят активные изменения физиологических функций организма – в первую очередь, наблюдается активный внешний рост. С позиции психических функций, происходит ряд изменений в области поведения и особенностей восприятия окружающего мира.

В частности, у младшего подростка формируется некоторый идеал личности, в сторону которой производятся изменения черт его характера, в том числе и с учетом текущих взаимоотношений с окружающими, как взрослыми, так и сверстниками. Общение с последними становится ведущим типом деятельности, что приводит к построению особых социальных отношений, в рамках которых каждый член малого сообщества стремится занимать комфортное для него положение. Все это становится основой дальнейшего протекания старшего подросткового возраста, в рамках которого вышеизложенные процессы усложняются.


Так, социализация выходит на новый уровень, связанный с необходимостью отражения собственной позиции в обществе как взрослого; течение данных процессов усиливается за счет полярности мышления – наблюдается частая смена настроений, интересов, склонностей, а также симпатий. Ребенок в таком случае воспринимает себя как полноценного взрослого с устоявшимся мнением и позицией, которые, на его взгляд, являются истинными. В этом контексте, «колкость» старшего подросткового возраста требует от окружающих взрослых особого трепетного отношения к проблемам. Так, родители должны учитывать мнение ребенка и в то же время понимать его проблемы и заботы; в противном случае, высокая чувствительность реагирования старшего подростка приведет к формированию иных мировоззренческих (в том числе духовно-нравственных) черт [7].

В целом все вышеизложенное становится основой, подчеркивающей необходимость осуществления поддержки подростка со стороны взрослых; в отношении низкого уровня самооценки важно отметить особую роль психолого-педагогической поддержки, реализуемой в рамках школьного обучения. В данном случае, со стороны педагога-психолога должна осуществляться комплексная работа по выявлению (диагностике) особых групп подростков (в число которых входят подростки с неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой), проведению профилактических мероприятий (как групповых, так и индивидуальных) с детьми и их родителями, а также комплексной проработке и актуализации используемых в практике методик.

Так, в этой связи, особую актуальность приобретают современные психолого-педагогические методы, основанные на инновационной организации работы с детьми на принципах субъект-субъектного отношения. Данный подход предполагает создание таких педагогических условий осуществления образовательной деятельности, в рамках которых ребенок будет чувствовать себя не просто максимально комфортно, но и сможет стать лично заинтересованным с позиции организации образовательного процесса. Формирование социального опыта (влияющего на самооценку) в ходе применения инновационных методик организации деятельности (а именно применение современных субъект-субъектных образовательных технологий в рамках учебного процесса и адаптация некоторых методик взаимодействия психолога и обучающегося в контексте личного взаимоотношения) предполагает необходимость организации диалогового взаимодействия между педагогом и подростком с целью обмена социальным опытом [3].