Файл: Обеспечение населения лекарствами и изделиями медицинского назначения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 949

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23 ретение лекарственных препаратов для ее дочери, являющейся ребенком – инвалидом. Лекарственные средства «Э***», «К***», Г***» не входят в
Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Кроме того, финансирование расходов на указанные цели проводится по предложению муниципальных образований не из средств субъекта федерации, а из сумм, выделенных из федерального бюджета в виде субвенций.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Из материалов дела следует, что
Коробова Е.П. является ребенком – инвалидом. 21.09.2010 лечащим врачом
ФГУЗ МСЧ №*** ФМБА России Коробовой Е.П. были выписаны г***, э***, к***, которые бесплатно в аптеках города Д*** выданы не были, а приобретены на деньги матери ребенка Коробовой Н.М. за 3 075 руб. 30 коп.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1. В
Приложении №1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно. Таким образом, право на получение несовершеннолетней
Коробовой
Е.П. бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано названным постановлением.
По делу было установлено, что финансирование затрат на обеспечение бесплатными лекарственными средствами в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 30.07.1994. № 890 на территории г.Димитровграда производилось не в полной мере. При таких обстоятельствах суд первой

24 инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Доводы кассационной жалобы
Министерства финансов Ульяновской области о том, что финансирование указанного выше Постановления Правительства РФ осуществляется на основании предложений муниципальных образований из средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе и материалах дела.
Таким образом, поскольку в г. Д*** не организовано бесплатное предоставление детям-инвалидам лекарственных препаратов на бесплатной основе, то суд обоснованно взыскать в пользу Коробовой Н.М. расходы в связи с приобретением лекарственных препаратов для ребенка-инвалида
Коробовой Е.П. с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны области .
В рамках реализации Стратегии лекарственного обеспечения плани- руется совершенствование механизмов реализации Постановления № 890. В частности, планируется создать единый федеральный регистр лиц, имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также провести мероприя- тия по снижению межрегиональной дифференциации в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой. Это необходимо осуществить на основе установления единообразных подходов, в том числе к организации формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом их фармако-экономической эффективности и клини-ческих рекомендаций .
Можно рассчитывать, что дальнейшее совершенствование механизмов бесплатного обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями поможет повысить фактический уровень реализации государственных гарантий и будет способствовать улучшению социальной защищенности населения.


25 2.2 Порядок обеспечения изделиями медицинского назначения
В Российской Федерации бесплатная медицинская помощь оказывается в рамках программы государственных гарантий. В эту помощь входят такие ее виды, как специализированная и высокотехнологичная, скорая медицинская помощь, при этом в стационарных условиях осуществляются оперативные вмешательства. Достаточно часто при проведении операций применяются современные методики с использованием медицинских изделий. Существующей нормативной базой, а именно частью 2 статьи 80 ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и частью 2 статьи 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» определен перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании бесплатной медицинской помощи.
Кроме того, бесплатными медицинскими изделиями в нашей стране обеспечиваются пациенты, имеющие группу инвалидности, которым предоставляется набор социальных услуг. Такие, например, как больные
Сахарным диабетом. При этом, бесплатные медицинские изделия отпускаются по рецептам, выписанным лечащим врачом. В случае Сахарного диабета, например, пациенты бесплатно обеспечиваются глюкометрами, наборами скарификаторов, индикаторными полосками для определения уровня сахара в крови [12].
Порядок формирования перечней вышеуказанных медицинских изделий постановлением Правительства от 22.09.2014 №968 «О порядке формирования перечней медицинских изделий». Правила, утвержденные постановлением, определяют перечни медицинских изделий, имплантируемых в организм человека и медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия. Так же перечислены требования, предъявляемые к медицинским изделиям из этих перечней [13].
Перечни пересматриваются не реже, чем 1 раз в 2 года. В настоящее время действующие перечни содержатся в Распоряжении Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. №3053-р, последние коррективы в них внесены

26 распоряжением Правительства РФ от 08.10.2019 г. №2333-р «Об внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. №3053- р».
Порядок обеспечения медицинскими изделиями
Предельные отпускные цены производителей на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам на указанные медицинские изделия подлежат государственному регулированию и определяются в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской
Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 12 мая 2015 г. №855-р
Росздравнадзору на основании предоставляемой медицинскими организациями информации об объемах и о ценах закупаемых медицинских изделий рекомендовано обеспечить ежегодный расчет средневзвешенных цен медицинских изделий (по видам) за каждый календарный год в период с 2017 по 2022 год включительно и доведение средневзвешенных цен медицинских изделий (по видам) до медицинских организаций в первом квартале каждого года, следующего за расчетным годом.
На Сайте Росздравнадзора в разделе «Медицинских изделий», подразделе «Регулирование цен на медицинские изделия» расположены
Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Информация о средневзвешенных отпускных ценах на медицинские изделия по видам согласно номенклатурной классификации


27 медицинских изделий, а также Автоматизированная система «Регистрация цен на медицинские изделия».
2.3 Проблемы лекарственного обеспечения и изделий медицинского назначения в РФ
Лекарственное обеспечение является одним из структурных элементов конституционных гарантий на охрану здоровья и медицинскую помощь, прописанные в федеральном законе «Об охране здоровья и медицинскую помощь». Статья 41 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Активное оказание высококачественной медицинской помощи, в целом, без применения каких- либо лекарственных средств - невозможно. То есть, лекарственная помощь в данной ситуации приобретает главенствующий характер при осуществлении современной медицинской помощи. Она должна быть гарантирована населению в порядке, установленном законодательством.
Предоставление качественной и доступной лекарственной помощи в настоящее время является приоритетом государства. Лекарственная политика
Российской Федерации, реализуемая в виде стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2024 года, направлена на усовершенствование и расширение возможностей применения системой здравоохранения современных и эффективных механизмов финансирования лекарственного обеспечения населения.
Текущее направление основывается на реальных ресурсах бюджета страны, частного сектора и граждан, при условии сохранения и расширения существующих государственных гарантий в области медицинской помощи.
Выделяют основные группы внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование рынка фармации:

политические (эффективность взаимодействия разных ветвей и уровней власти, уровень политической и национальной стабильности);

географические (климат, расположение относительно основных

28 торговых путей);

инфраструктурные
(наличие и уровень развития инфраструктуры);

экономические (уровень обеспеченности региона ресурсами, научно-технический потенциал, др.);

социально-демографические
(уровень жизни населения, отношение населения к изменениям, работе и др.);

финансовые (степень доступности финансовых средств из федерального и регионального бюджетов) [13].
Основные проблемы при осуществлении государственной лекарственной политики:
1)
Острой проблемой лекарственной политики остается вопрос финансирования программ лекарственного обеспечения.
В Российской Федерации обеспечение лекарственными средствами населения осуществляется с помощью бюджетно-страховой системы. Однако распределение долей между федеральным бюджетом и средствами обязательного медицинского страхования неравномерны. В настоящее время за счет средств федерального бюджета финансируется основная часть расходов по лекарственному обеспечению граждан Российской Федерации.
Источниками отчислений являются средства федерального и региональных бюджетов, средства системы ОМС, личные средства граждан и иные допустимые законодательством источники. Принимая во внимание невозможность повышения процентной ставки по ОМС и дефицит бюджета,
Правительство РФ пытается найти и привлечь дополнительные средства. Тем не менее, следует указать на сложность регулирования данной области в связи с особой социальной и общественной значимостью. Кроме того, процесс планирования бюджета на предоставление жизненно необходимых лекарственных средств сопряжен с невозможностью точного прогнозирования необходимого количества денежных средств для обеспечения нуждающихся граждан.


29 2)
Недостаточный уровень информированности и знаний врачей о нормативной документации, регламентирующая использование и сбыта лекарственных средств.
Современный регистр лекарственных средств включает в себя порядка
16 тысяч наименований лекарственных препаратов. Практикующие врачи и медицинские организации не используют весь обширный перечень препаратов, представленных на рынке, а применяют лишь их ограниченный набор, сформированный чаще всего собственным, или же коллег, опытом, что формирует ограничительный список препаратов.
Данный ограничительный список по своей клинической и экономической эффективности не является оптимальным. Неудовлетворительный уровень знаний специалистов в сфере клинической эффективности и переносимости лекарственных средств определяется как низкое качество оказания медицинской помощи.
3)
Недостаточный доступ к основным лекарственным средствам.
Основные лекарственные средства – это подгруппа общей совокупности фармацевтических препаратов, необходимых для обеспечения первостепенных потребностей граждан в медицинской помощи. Они отбираются при должном учете актуальности для общественного здравоохранения, подтвержденной действенности и безопасности, а также экономической эффективности.
Ежегодно Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) Перечень основных лекарственных средств и Перечень основных диагностических средств являются важнейшими руководящими документами, помогающими странам выбирать жизненно необходимую медицинскую продукцию, которая должна быть широкодоступной и приемлемой по цене на всех уровнях системы здравоохранения. Однако не все медицинские организации и учреждения используют этот перечень, в основном из-за отсутствия лекарственных средств в своих регионах, при осуществлении лекарственного обеспечения, отсюда и возникает данная проблема.

30 4)
Проблема формирования обоснованной потребности в лекарственных средствах в учреждениях здравоохранения.
Это достигается доказыванием объемных и качественных характеристик заявок на приобретение лекарственных средств.
Осуществление использования лекарств с учетом эффективности их назначения и организационно- экономические механизмы управления социальной программой лекарственного обеспечения позволят сократить расход и количество закупаемых неэффективных, небезопасных лекарств.
Для этого используется критерий: цена - качество - эффективность. Данный критерий позволит адекватно осуществлять процесс рационирования, который экономически неизбежен. Этот критерий позволит надлежащим образом осуществить экономически неизбежный процесс нормирования.
Рационирование не должно означать, что пациентам необходимо отказывать в том или ином виде медицинского вмешательства. Рационирование в современной
России должно сделать скрытые, незаконные и неконтролируемые ограничения видимыми, законными, контролируемыми и более справедливыми [14].
5)
Разграничением полномочий государственных органов при осуществлении лекарственного обеспечения.
Чаще всего эта проблема возникает при финансировании покупки различных фармацевтических средств. Закупка производится в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Указанные перечни утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» [8].
Указанная проблема приобретает особую остроту в ситуациях, когда


31 недостаток финансирования или споры, связанные с компетенцией различных уровней власти в Российской Федерации, не позволяют своевременно оказывать необходимую медицинскую помощь гражданам, нуждающимся в такой помощи по медицинским показаниям. Кроме того, вопросы финансирования закупок лекарственных средств, играют важную роль в вопросах обеспечения реализации конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 17, 18, 21, 39 и 41 Конституции РФ.
Анализ организации системы лекарственного обеспечения граждан
России показывает, что в настоящее время данная система только набирает своё развитие, а также нуждается в ежегодном реформировании различных структурных элементов данной системы, среди приоритетных направлений которого можно выделить следующие:

пересмотр категорий граждан, которым лекарственные средства отпускаются на бесплатной и льготной основе;

утверждение на федеральном уровне единого порядка ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

принятие и реализация федеральных программ по обеспечению граждан отдельными фармакологическими группами жизненно важных лекарственных средств;

усовершенствование механизмов закупок лекарственных средств на региональном уровне;

совершенствование подготовки врачей по вопросам клинической фармакологии.
Для улучшения оказания медицинских услуг на разных уровнях можно сделать следующее:

органам государственного управления в условиях недостатка финансовых средств целесообразно: минимизировать провозглашение прав граждан на получение лекарственных средств бесплатно при амбулаторном лечении;

32

предусмотреть личную долю граждан в оплате лекарств, отпускаемых по льготным рецептам;

по федеральным программам осуществлять централизованные закупки лекарственных средств, исходя из потребности, что существенно снизит стоимость лекарственного обеспечения больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой и другие;

рассмотреть возможность использования механизмов более эффективного льготного лекарственного обеспечения амбулаторных больных.

органам управления фармацевтической отраслью добиваться создания системы государственного регулирования цен на лекарственные средства путем предоставления льготных режимов для тех субъектов фармацевтического рынка, которые выполняют социальные функции по лекарственному обеспечению.

33
Заключение
В рамках представленного исследования, направленного на исследования обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения населения, определена такая цель, как исследование обеспечения населения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения как элемента правоотношений по защите и охране прав граждан на здоровье и медицинскую помощь.
Сообразно установленной цели сделаны следующие выводы:
Во-первых, лекарственное обеспечение является, прежде всего, правоотношениями в рамках социального обеспечения, где сторонами выступают граждане и органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также медицинские организации, содержанием которых является предоставление лекарственных препаратов и изделий медицинской направленности на безвозмездной или частично оплачиваемой основе, в том числе обеспечение по регулируемым государством ценам .
Такие правоотношения стоит разделять с правоотношениями по реализации лекарственной терапии, выступающие структурным элементом правоотношений по оказанию медицинских услуг как самостоятельных правоотношений. Они прямо не связаны с социальной функцией государства, хоть и представляют смежную правовую природу и направленность, но, вместе с тем, реализация такого рода отношений не влечет за собой участие государства, общественных фондов в процессе перераспределения.
Во-вторых, обеспечение лекарственными препаратами и средствами медицинского назначения для особых категорий граждан: инвалидов, лиц с орфанными заболеваниями, семей и детей, а также лиц, нуждающихся в паллиативной помощи, и болеющих сахарным диабетом, представляет собой заинтересованность государственных органов в защите прав таких граждан и стремление обеспечить достойный уровень жизни при условии специфики участия в общественных отношениях различного рода.