Файл: Доклад Система подготовки к огэ по русскому языку из опыта работы учителя русского языка и литературы Ирха С. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОУ «СОШ №2 ст. Архонская» |
ДОКЛАД «Система подготовки к ОГЭ по русскому языку» |
из опыта работы учителя русского языка и литературы Ирха С.В |
|
[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.] |
Система подготовки к ОГЭ по русскому языку.
(из опыта работы учителя русского языка и литературы Ирха С.В.)
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Бернард Шоу
Реалии современной жизни давно доказали, что успешность человека определяется не объёмом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме. С момента введения ГИА по русскому языку в форме ОГЭ вопрос подготовки учащихся стал одним из актуальных. Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит его результат.
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
-
лингвистическую; -
языковую; -
коммуникативную.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену, свои формы, методы, примы.
Работа по подготовке к экзамену начинается, как правило, с:
-
Психологического настроя учащихся:
Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием психологической готовности школьников к посто-янно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: сомнение в полноте и прочности знаний, сомнение в собственных способностях, неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание, быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе. Чтобы исключить все вышеперечисленные факторы, вызывающие боязнь экзамена, а отсюда нежелание к нему готовиться и его сдавать, необходимо вести информационную работу.
-
Организовывать информационную работу нужно как с детьми, так и с родителями.
Информационная работа- важноеусловие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ очень важна тесная связь с родителями. Необходимо информировать учащихся и их родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий всю необходимую информацию: представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, план работы по подготовке к экзамену, критерии оценивания, бланк заполнения.
-
Создание методической базы.
С согласия родителей приобретаются учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.
Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ, позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Собрана коллекция аудиотекстов ФИПИ.
Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью
Когда начинать подготовку к ОГЭ
?
Подготовка к аттестации начинается с 5класса. Просто дети еще этого не осознают вплоть до 8 класса, поэтому я, несмотря на то, что часто детям напоминаю простую истину о том, что в 5-7 классах мы учим все орфограммы, чтобы грамотно написать письменные работы, в 8 –простое предложение с разными видами осложнения и словосочетание, в 9 классе –сложное предложение для того, чтобы справиться с тестом, сознательно готовлю детей к экзаменам только в 8 и 9 классах.
Как готовить к ОГЭ? Где брать для этого время?
Как контролировать ход подготовки?
На самых первых уроках повторения в 8 классе я знакомлю детей со структурой КИМОВ, подробно объясняю, как читать задания, как, в какой последовательности решать тесты, как проверять свои работы (дети в течение года потом самостоятельно работают на доверии учителя с печатными изданиями или в интернете скачивают электронные версии). Я завожу таблицы для мониторинга, ребята приносят мне свои работы, я проверяю и отмечаю в таблице, что тест решен. Параллельно на уроках русского языка мы более тщательно изучаем темы по словосочетанию и правила постановки знаков препинания в простом предложении. Ученики более осознанно относятся к урокам: знают, что данные темы им нужны для экзамена. (Но, разумеется, не все !) Материал 8 класса есть в заданиях 2, 3, 4. Задание 5 отрабатываем во время словарных диктантов на данные орфограммы и отдельно на консультациях разбираем трудные случаи. Задание 6, 7 (подобные им) выполняем на уроках литературы во время работы с текстом. Чтобы справиться с 8 заданием, объясняю, как находить фразеологизмы по значению.
Во втором полугодии 8 класса и в 9 классе на этапах повторения на уроках я уже вызываю учащихся к доске решать тесты на оценку и обращаю внимание на ошибки, объясняю, как можно их избежать.
Вот поэтому к концу 9 класса ребята уверенно выполняют, в основном, все тестовые задания, и я за них спокойна. Сколько баллов они наберут на экзамене-это уже их задача. Моя- научить , дать им инструменты для работы).
Как готовить к изложению?
По программе сжатое изложение мы учим писать детей, начиная с 5 класса, поэтому определенные навыки сжатия текста к 8 классу у учащихся уже есть. В 8 классе я провожу консультации, знакомлю с основными требованиями к этой работе и с правилами сжатия с помощью презентации, в которой есть следующие сведения:
Сжатое изложение проверяет:
-
умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте, выделять в тексте микротемы; -
умение в каждой микротемеразделять информацию на главную и второстепенную; -
умение сжимать второстепенную информацию, то есть удалять ее из текста; -
умение письменно передавать извлеченную главную информацию связно, логично и последовательно.
Обращаю внимание на то, что при написании сжатого изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте, а количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротемисходного текста. Последовательность их должна соответствовать оригиналу.
Указываю на то, что нельзя удалять из текста авторский тезис, аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли и вывод автора.
Далее знакомлю с приемами сжатия текста: исключением, обобщением и упрощением.
Исключить – убрать из текста вводные слова, однородные члены, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы и восклицания, цитаты, описания и т.п.
Обобщить- объединитьряды предложений, связанных одной мыслью, части предложения, единичные события, явления, факты.
Упростить- заменить однородные члены обобщающим словом, сложное предложение простым, части предложения или ряд предложений общим понятием, прямую речь косвенной, части текста одним предложением и т.п.
После такой консультации работаем с текстом, сокращаем его. И все изложения я провожу в 8 и 9 классах, используя аудиозаписи. Конечно, сложно справиться сразу всем учащимся, но уже к концу полугодия работу выполняют практически все учащиеся, большинство очень хорошо, слабые ученики с недочетами, но работа будет оценена уже не «нулями», а впереди еще полтора года тренировок. Лучше идет подготовка, если познакомить сразу учащихся с критериями оценивания, чтобы они понимали, в чем их ошибки, что от них требуется. Сейчас они твердо знают, что в изложении 3 абзаца, значит, три красных строки и три микротемы, объединенные общей темой всего текста. Знают о том, что предложения между собой должны быть связаны и логически, и грамматически. При такой подготовке к концу 9 класса ребята будут чувствовать себя уверенно.
Подготовка к сочинению-рассуждению (з.9.1, 9.2, 9.3).
Так сложилось, что в своей практике я не готовлю детей к сочинению 9.1. Только 9.2 и 9.3.
На консультации обязательно обращаю внимание на строгую структуру данного вида работы: тезис-доказательства(аргументы) – вывод. Знакомлю с инструментами, которые в первое время учат держать ее: с вводными словами. Впоследствии детям достаточно соблюдать абзацы и логику изложения своих мыслей, а вводные слова можно и опустить.
При объяснении особенностей сочинения-рассуждения 9.2 я обращаю внимание на внимательное чтение задания и на те ДВА направления, которые есть почти во всех фразах формулировки данного задания. Например, в тесте 8 сборника Егораевой Г.Т. читаем: «Объясните, как вы понимаете смысл: «Кто-то умный сказал, что отношения между СОБАКОЙ и ЧЕЛОВЕКОМ гораздо сложнее, чем думают многие...Она дарит ВАМ ЧУВСТВО, и это чувство пробуждает ОТВЕТНОЕ чувство, которое нельзя измерить никакими известными вам эталонами». В данном задании я выделила ключевые слова , которые подсказывают школьникам, что надо искать в тексте один аргумент о том чувстве, которое собака проявила к герою рассказа, и второй аргумент об ответном чувстве .. Номера предложений отметить, чтобы потом их указать в своей работе.
Сам же тезис можно сформулировать, исходя из данного предложения, объяснив его смысл коротко. Ученикам надо обязательно рассказать о том, что после дежурной фразы: «Финал текста (смысл данной фразы…) я понимаю так:» им надо объяснить сначала смысл слов, потом обратиться к примерам из текста, то есть к аргументам.
Учащиеся должны знать, что вывод и тезис по своему смыслу, по логике должны совпадать. Не может быть правильным вывод, если он совершенно не о том, о чем говорится в тезисе. В выводе другими словами подтверждается то, о чем сказано в тезисе.
Когда и как я учу ребят писать сочинения- рассуждения? Во-первых, по программе есть такие виды работ на уроках русского языка. Во-вторых, на консультациях или дома они пишут сочинения-рассуждения, а также при самостоятельной работе с вариантами тестов учащиеся выполняют и одно из заданий по выбору: 9.2 или 9.3. В-третьих, на уроках литературы даю домашние задания в виде сочинений. Например, после изучения комедии «Недоросль» Фонвизина Д.И. и «Капитанской дочки» Пушкина А.С. я дала сочинение на такую тему: «Что объединяет недорослей в произведениях Фонвизина и Пушкина и чем герои различаются?». В результате получились очень интересные работы. Учащиеся написали о том, что у Пушкина недоросль-молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу, а у Фонвизина – глуповатый и простоватый юноша-недоучка. Их сближает то, что они сверстники, что им не повезло с учителями. Митрофан представления не имеет, что такое география, а Петр из географической карты сделал змея… Отличаются их характеры: