Файл: Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования о том, что личностные особенности медицинских сестёр, могут являться предрасполагающими факторами формирования у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

В исследовании использовались следующие методы сбора и обработки информации: анкетирование; методика цветовых выборов М. Люшера; методики – «Оценка темперамента» А. Белова, 16PF – опросник Р. Б. Кеттелла, «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко; методы математической статистики – параметрические критерии Фишера и Стьюдента для независимых выборок, коэффициент многоклеточной сопряжённости Пирсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Методологической основой исследования стали работы К. Маслач и С. Е. Джексона, В. В. Бойко, согласно которым синдром эмоционального выгорания представляет собой трёхмерный конструкт.

В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у медицинских сестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности: консервативность как особенность интеллекта, эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента.

Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.

Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.

Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.

Результаты исследования были заслушаны на конференции медсестёр МУЗГКБ-2 и могут быть использованы в практической работе психолога системы здравоохранения для разработки мероприятий по профилактике формирования синдрома эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 1998. – С. 231–244.

3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – № 6. – С. 107–115.

4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.

5. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова//Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.

6. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.

7. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/М.С. Афанаскина//Медицинская сестра. – М.: Русский врач, 2001. – № 6. – С. 34.

8. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.

9. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.

10. Белов В.М. Психология здоровья/В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.

11. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.

13. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова//Медицина Санкт-Петербурга. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. – № 11. – С. 28.

14. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.

15. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/Н.Е. Водопьянова//Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – № 7. – С. 12.

16. Захаров С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие?/С. Захаров//Интернет: http://forums.rusmedserv.com/ show thread.php?t=8748

17. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела/А.Г. Заховаева//Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. – № 2. – С. 28–29.

18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

20. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие/Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.

21. Караванов Г., Коршунова В. Индивидуально-психологические особенности личности врача-хирурга/Г. Караванов, В. Коршунова. – Львов: Вища Школа, 1974. – 84 с.

22. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине/Р. Конечный, М. Боухал. – Прага: Авиценум, 1974. – 405 с.

23. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова //Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 27–38.

24. Крон Т. Помощь находящимся в кризисном состоянии/Т. Крон//Интернет: http://home.perm.ru

dmitry/archive/p010.htm#ссылка 3

25. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки/Е. Лешукова//Интернет: http://home.perm.rudmitry/archive/p010.htm# 


26. Наенко Н.И. Психическая напряжённость/Н.И. Наенко. – М.: Наука, 1976. – 235 с.

27. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения/Т.А. Немчин. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – 187 с.

28. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.

29. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21.

30. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. – 245 с.

31. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Мадьянова В.В. Инновационная деятельность лечебно-профилактических учреждений, её эффективность и влияние на состояние здоровья врачей/Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова//Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – М.: Медиа Сфера, 2002. – № 4. – С. 3–8.

32. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина – В 2х-т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 312 с.

33. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей/А.А. Реан, А.А. Баранов//Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1997. – № 1. – С. 45–53.

34. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.

35. Сандомирский М.Е. Выгорание – профессиональная болезнь фармацевта?/М.Е. Сандомирский//Интернет: http://marks.on.ufanet.ru/RE3TXT.HTM

36. Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания/А. Сергеева//Интернет: http:www.tsale.ru/index.htm

37. Семенова Н.Д. Балинтовские группы для врачей, работающих с умирающими пациентами/Н.Д.Семёнова//Интернет: http://www.doctor.ru/onkos/ together/conf2.htm#5

38. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. Трунов//Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С. 84–89.

39. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 8–13.

40. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России/Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова//Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2003. – № 3. – С. 24–27.

41. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.



42. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк//Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994. – № 6. – С. 57–63.

43. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 286 с.

44. Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала/А.К. Хетагурова//Сестринское дело. – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. – № 6. – С. 34–35.

45. Ширинский В. Слуга народа или нахлебник у государства/В. Ширинский//Интернет: http://www.medvestnik.ru/Gazette/2002/03/p06-02.html

46. Burisch M. In search of a theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout/M. Burisch//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – P. 75–93.

47. Burke R.J., Richardsen A.M. Stress, burnout and health/R.J. Burke, A.M. Richardsen//In Handbook of stress, medicine and health/Ed. C. Cooper. – London: CRC Press, 1996. – P. 101–117.

48. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burnout/C. Cherniss//In Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – P. 135–149.

49. Hobfoll S.E., Freedy J. Conservation of resources: A general stress theory applied to burnout/S.E. Hobfoll, J. Freedy//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – P. 115–129.

50. Pines A. Burnout an existential perspective/A. Pines//In Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 1993. – P. 35–51.