Файл: Дипломная работа посвящена изучению влияния личностных особенностей медсестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результаты проведённого исследования по тесту Кеттелла позволяют сделать следующие выводы:

Личностные особенности медсестёр можно рассматривать в связи с такими качествами личности как уровень развития интеллекта, особенностями эмоционально-волевой сферы, коммуникативными особенностями, отношениями к делу, людям, социальным и групповым нормам.

1.Медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания характеризуются средним уровнем развития логического компонента интеллекта, выраженным уровнем развития образного компонента интеллекта, наличием интеллектуальных интересов, приверженностью новому, склонностью к экспериментированию.

Для медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания характерны эмоциональная устойчивость, средний уровень стрессоустойчивости, адекватная самооценка, средний уровень самоконтроля, низкая тревожность, уравновешенность.

Медсёстры, у которых отсутствует синдром эмоционального выгорания, характеризуются общительностью, жизнерадостностью, экстравертированностью.

В деловых отношениях медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания демонстрируют средний уровень ответственности и следования нормам, социальную расслабленность.

Медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания в отношении к людям проявляют дипломатичность, эмоциональную сдержанность.

В отношении к групповым нормам медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания демонстрируют склонность к риску, настойчивость, стремление к лидерству, самостоятельность, независимость суждений.

2.Медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием характеризуются средним уровнем развития логического и образного компонентов интеллекта, консервативностью.

Для медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием характерны эмоциональная неустойчивость, склонность к беспокойству, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, высокий уровень тревожности, эмоциональность, повышенный самоконтроль.

Медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием характеризует средний уровень общительности, средняя способность контактировать с людьми.

В отношении к делу и социальным нормам медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием демонстрируют обязательность, ответственность, дисциплинированность,
высокую совестливость, строгое следование нормам, социальную напряжённость.

В отношении к людям медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием проявляют настойчивость, стремление к независимости, подозрительность, недоверчивость, завистливость, раздражительность, высокомерие, прямолинейность.

В отношении к групповым нормам медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием демонстрируют зависимость от мнения других, баланс между независимостью и покорностью.

3.Медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием характеризуются средним уровнем развития логического и образного компонентов интеллекта, консервативностью.

Для медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием характерны эмоциональная неустойчивость, озабоченность, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность.

Средний уровень общительности, средняя способность контактировать с людьми – характерны для медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием.

Медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием в отношении к делу и социальным нормам демонстрируют строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокую совестливость, социальную напряжённость.

В отношении к людям медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием проявляют подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность.

В отношении к групповым нормам медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием демонстрируют зависимость от мнения других, склонность к подчинению.
3.2.4 Изложение и анализ результатов исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова

На данном этапе исследования был определён доминирующий тип темперамента испытуемых с помощью методики «Оценка темперамента» А. Белова. Результаты исследования представлены в Таблице 8.
Таблица 8 - Результаты исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова

Тип темперамента

Отсутствие эмоционального выгорания

Формирующееся эмоциональное выгорание

Сформировавшееся эмоциональное выгорание

Количество человек

В %

Количество человек

В %

Количество человек

В %

холерик

4

27

2

13

1

7

флегматик

1

7

6

40

5

33

сангвиник

9

59

3

20

2

13

меланхолик

1

7

4

27

7

47



В группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания ведущий тип темперамента – сангвиник: повышенная реактивность, но при этом активность и реактивность уравновешены, присущи быстрота движений, гибкость ума, быстрое включение в новую деятельность, высокая пластичность проявляется в изменчивости интересов, экстраверт (хорошая приспосабливаемость к среде, направленность на окружающие события), открытость в чувствах, уверенность в себе, стремление к лидерству (см. Рис.3.).

В группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием ведущий тип темперамента – флегматик: высокая активность преобладает над малой реактивностью, работоспособность, с трудом переключает внимание, интровертированность (направленность на свой внутренний мир, плохо приспосабливается к новой обстановке), косность стереотипов, постоянство интересов, инертность, обязательность, высокий самоконтроль, сдержанность, рассудительность (см. Рис.2.).

Ведущий тип темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием – меланхолик: малая реактивность, неуверенность в себе, мимика и движения не выразительны, обязательность, высокий самоконтроль, пессимистичность, интровертированность (направленность на свой внутренний мир, трудность в адаптации к реальности), замкнутость, чувствительность, нерешительность, тревожность, ригидность, изменчивость настроения (см. Рис.1.).

В ходе исследования с помощью коэффициента многоклеточной сопряжённости Пирсона выявлена зависимость между уровнем сформированности эмоционального выгорания у медсестёр в профессиональной деятельности и доминирующим типом темперамента χ²=15,165; С≈0,502 (р≤0,05).

Таким образом, можно предположить, что такие свойства темперамента как пластичность, экстравертированность (хорошая приспосабливаемость к среде, направленность на окружающие события), открытость в чувствах, уверенность в себе, стремление к лидерству – препятствуют формированию эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Выводы по главе 3.:

1.Результатом проведённого исследования по тесту Кеттелла и методике цветовых выборов Люшера можно назвать выделение следующих личностных качеств, являющихся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности: консервативности как особенности интеллекта; эмоционально-волевых особенностей – эмоциональной неустойчивости, низкого уровня стрессоустойчивости, низкой самооценки, склонности к чувству вины, чувствительности к замечаниям, повышенного самоконтроля, высокого уровня тревожности, эмоциональности; особенностей отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокую совестливость, социальную напряжённость; особенностей отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенностей отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других.


2.Основываясь на полученных результатах по методике «Оценка темперамента» А. Белова и выявленной в ходе исследования зависимости между уровнем сформированности эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности и доминирующим типом темперамента, можно предположить, что особенности темперамента играют не последнюю роль в формировании эмоционального выгорания. Такими особенностями темперамента можно назвать обязательность, высокий самоконтроль, интровертированность (направленность на свой внутренний мир, трудность в адаптации к реальности).
Заключение
Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.

Под синдромом эмоционального выгорания в дипломной работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [16].

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Деятельность медсестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность медсестры характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.

Ответственный характер деятельности медсестры обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.


Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях [14,447].