Файл: Методические рекомендации к выполнению практических заданий по дисциплинам 2 Психологопедагогическая диагностика.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
Технический институт (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Северо-Восточный федеральный университет имени
М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри
Диагностический комплекс
психолого-педагогического изучения
познавательной деятельности детей
младшего школьного возраста
Методические рекомендации
к выполнению практических заданий по дисциплинам
Б3. В4.2 «Психолого-педагогическая диагностика»,
ДПП.Ф.10 «Психодиагностика»
(для студентов
направления подготовки
050400.62 «Психолого-педагогическое образование»,
специальности 050706.65 – «Педагогика и психология»)
Нерюнгри, 2014
Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Рукович Александр Владимирович
Должность: Директор
Дата подписания: 31.12.2020 12:58:07
Уникальный программный ключ:
f45eb7c44954caac05ea7d4f32eb8d7d6b3cb96ae6d9b4bda094afddaffb705f
УДК
ББК
Утверждено учебно-методическим советом ТИ (ф) ФГАОУ ВПО СВФУ
Авторский знак
Составители:
Иванова В.А., к.п.н., Мамедова Л.В., к.п.н., доцент
Рецензент:
Кобазова Ю.В., к.психол.н., доцент
Подготовлено на кафедре ПиМНО ТИ (ф) ФГАОУ ВПО СВФУ
Печатается в авторской редакции
В методических рекомендациях представлен материал к методико-
практическим занятиям учебных дисциплин Б3.В4.2 «Психолого-
педагогическая диагностика», ДПП.Ф.10 «Психодиагностика». В нем
даны рекомендации для проведения процедуры психолого-педагогического
обследования познавательной деятельности детей младшего школьного
возраста. В приложении даны образцы оформления результатов
обследования.
Методические рекомендации разработаны
для студентов очного и
заочной форм обучения направления подготовки 050400.62 - «Психолого-
педагогическое образование» и специальности 050706.65 – «Педагогика и
психология»).
© Технический институт (ф) СВФУ, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................... 4 1.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................................................................................... 5 2.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИЗУЧЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ........ 9 1. Исследование памяти ....................................................................................................... 9 1.1. Исследование слухоречевой памяти ............................................................................ 9
1.1.1. Запоминание 10 слов по А. Р. Лурия .......................................................................... 9
1.1.2. Запоминание двух групп слов ................................................................................... 10
1.2. Исследование зрительной памяти ............................................................................. 12 2. Исследование внимания ................................................................................................. 13 2.1. Исследование устойчивости, переключения внимания ........................................... 13
2.1.1. Методика Пьерона-Рузера ...................................................................................... 13
2.1.2. Корректурная проба - 1 ........................................................................................... 14
2.1.3. Корректурная проба - 2 ............................................................................................ 15 2.2. Исследование объема динамического внимания ....................................................... 16
2.2.1. Таблицы Шульте ....................................................................................................... 16 2.3. Исследование переключаемости внимания ............................................................... 18
2.3.1. Счет по Е. Крепелину в модификации Р. Шульте ................................................. 18 3. Исследование мышления ............................................................................................... 19 3.1. Исследование вербально-логического мышления .................................................... 19
3.1.1. Подбор парных аналогий .......................................................................................... 19
3.1.2. Подбор простых аналогий ....................................................................................... 20
3.1.3. Выделение двух существенных признаков .............................................................. 21
3.1.4. Исключение понятий ................................................................................................ 22
3.1.5. Последовательные картинки .................................................................................. 23 3.2. Исследование невербального мышления .................................................................. 24
3.2.1. Кубики Косса ............................................................................................................. 24
3.2.2. Продолжи ряд ........................................................................................................... 25 3. Задания для выполнения практических занятий ......................................................... 26 4.
Список рекомендуемой литературы .......................................................................... 26
Приложение 1 ...................................................................................................................... 28
Приложение 2 ...................................................................................................................... 29
Приложение 3 ...................................................................................................................... 30
Приложение 4 ...................................................................................................................... 31
Приложение 5 ...................................................................................................................... 32
Приложение 6 ...................................................................................................................... 33
Приложение 7 ...................................................................................................................... 34
Приложение 8 ...................................................................................................................... 35
Приложение 9 ...................................................................................................................... 37
Приложение 10 .................................................................................................................... 38
Приложение 11 .................................................................................................................... 39
Приложение 12 .................................................................................................................... 41
Приложение 13 .................................................................................................................... 42
Приложение 14 .................................................................................................................... 43
Приложение 15 .................................................................................................................... 52
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с ГОС ВПО и ФГОС ВПО студенты, обучающиеся по направлению подготовки 050400.62 - «Психолого-педагогическое образование» и специальности 050706.65 - «Педагогика и психология» должны овладеть специальными знаниями и умениями, которые отражаются в формировании таких компетенций как готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов и способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.
В содержании методических рекомендаций раскрыты основные требования к проведению психолого-педагогического обследования и схема наблюдения за деятельностью ребенка в процессе обследования. При составлении комплекса методов изучения познавательных процессов детей младшего школьного возраста учитывался опыт и рекомендации таких российских психологов как М.М. Семаго,
Н.Я. Семаго, И.Ф. Марковской, Е.А. Екжановой, О.В. Беловой, Г.С. Абрамовой,
Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова, Т.И. Пашукова, А.И. Допира,
Г.В.Дьяконовой. В приложении представлены протокол обследования и примерное заключение по результатам диагностики познавательной сферы ребенка.
1.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Прежде чем приступить непосредственно к работе с ребенком любого возраста, к оценке особенностей его психического развития, исследователь должен ознакомиться с имеющимися записями и заключениями специалистов (педагогическим, логопедическим и медицинским). Следует обратить особое внимание на описание поведения ребенка как на уроке (в группе), так и в свободное время, особенности его двигательной активности, работоспособности, отношений со сверстниками, педагогами, воспитателями и родителями. Необходимо получить у педагога (воспитателя) или родителей дополнительную информацию о семье и специфике внутрисемейных отноше- ний, собрать дополнительные сведения об особенностях раннего развития. Все сведения, полученные психологом от родителей или других лиц, пришедших с ребенком на консультацию, кратко записываются в виде психологического анамнеза (истории развития). Одним из наиболее важных его разделов являются сведения о раннем психомоторном (от 0 до 2 лет) и речевом развитии ребенка.
Психолог должен владеть диагностическим материалом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, а при необходимости иметь возможность дублировать, проверять некоторые результаты с помощью их близких по содержанию методик. Это удобно делать, например, при сравнении результатов выполнения вербального исключения понятий и стандартного варианта исключения предметов.
При проведении обследования необязательно жестко следовать конкретной последовательности предъявления тех или иных методик, достаточно придерживаться общей логики обследования. Так, например, оценка особенностей слухоречевого запоминания (как один из первых ключевых моментов диагностики) обязательно должна предшествовать оценке специфики сформированности познавательной деятельности. Сама познавательная деятельность, в свою очередь, может быть оценена как сформированность когнитивной сферы, с одной стороны, и произвольной регуляции деятельности (возможности удержания инструкций к сложным вербальным заданиям, типа простых аналогий, подбора парных аналогий, выполнения корректурных проб и др.) с другой стороны.
Нагрузочные с точки зрения ресурсных затрат методики
(Корректурные пробы, Счет по Крепелину, Таблицы Шулъте) должны использоваться до наступления выраженного утомления ребенка, в особенности в тех случаях, когда необходимо получение не только качественной, но и количественной оценки выполнения.
Предлагаемые методики позволяют использовать их в процессе проведения углубленной психологической диагностики или проведения краткого исследования (оценки) всего спектра высших психических функций детей младшего школьного возраста, оценки специфики формиро- вания такой базовой составляющей познавательной деятельности, как пространственные представления.
Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются: помещение, оборудованное для индивидуальной работы; обязательное «освоение» ребенка в комнате, где проводится обследование; установление достаточного контакта ребенка с психологом перед проведением обследования; адекватность поощрения и адекватность стимуляции ребенка; относительность оценочных характеристик в процессе самой работы; присутствие (или письменное согласие) родителей на проведение обследования.
Перед проведением диагностической работы желательно выяснить, как ребенку хочется, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теплоты. Ни в коем случае нельзя называть ребенка по фамилии.
В случаях, когда ребенок особенно непоседлив, «гипердинамичен», отказывается от взаимодействия, не вступает в контакт со специалистом, не следует заставлять его делать что-либо насильно. Лучше предоставить ему 10-15 минут для самостоятельной игры. С некоторыми детьми, особенно трудно входящими в контакт, может помочь совместная игра (например, игра в мяч или другая подвижная игра).
При непосредственной работе психолога с ребенком лучше, если ребенок сидит рядом со специалистом, а не напротив него (избегание позиции «глаза в глаза»). В этом случае контакт устанавливается быстрее, а общение становится более естественным и продуктивным. Для установления и поддержания продуктивного контакта с детьми дошкольного возраста или детьми, трудно вступающими в контакт, психологу имеет смысл сесть так,
чтобы его лицо находились на одном уровне с лицом ребенка. При проведении обследования ребенок должен хорошо видеть предъявляемые ему бланки.
В процессе работы с ребенком не допускаются небрежные комментарии или оценки со стороны психолога, обращенные не только к родителям, но и к коллегам, присутствующим на обследовании. Более того, психолог должен корректно пресекать все оценочные характеристики родителей, обращенные к ребенку. Необходимо попросить родителей не высказывать критические замечания по поводу неуспеха ребенка или отказа от работы после окончания диагностической процедуры, по дороге домой и т.п.
В процессе диагностического взаимодействия необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком. Выполнение любого задания следует подкреплять короткими фразами: «Молодец», «У тебя
получается». Подобные поощрения допускаются и со стороны родителей.
В случае расторможенного поведения ребенка нельзя резко одергивать его, запрещать перебирать листы рабочих материалов, трогать что-либо на столе. Лучше заранее или в ходе работы убрать со стола посторонние вещи, другие методики, которые в ближайшее время не будут использоваться, чтобы они не отвлекали ребенка. Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрослому.
Следует помнить, что все выделяющиеся особенности внешнего вида и поведения, отношения к заданиям и их непосредственного выполнения, а также особенности взаимоотношений с родителями или другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностичными и обязательно отмечаются в протоколе обследования.
Для начала совместной деятельности необходимо дать ребенку заведомо доступное и интересное для него задание, позволив при этом расположиться в удобном для него месте и позе (например, на ковре на коленях). Только через некоторое время (при уже установленном контакте) возможно усаживание ребенка за стол в более удобную для специалиста позицию.
К 7 годампри норме развития ребенку не требуются специальные приемы при работе с предлагаемым диагностическим материалом, но часто он еще нуждается в стимулирующей помощи, особенно это касается детей, недостаточно уверенных в своих силах. На фоне утомления детям даже этого возраста в определенной степени нужна организующая помощь в небольшом объеме.
Ребенку с 8 - 9 летможно предложить самостоятельно выбрать стиль и
В процессе работы с ребенком не допускаются небрежные комментарии или оценки со стороны психолога, обращенные не только к родителям, но и к коллегам, присутствующим на обследовании. Более того, психолог должен корректно пресекать все оценочные характеристики родителей, обращенные к ребенку. Необходимо попросить родителей не высказывать критические замечания по поводу неуспеха ребенка или отказа от работы после окончания диагностической процедуры, по дороге домой и т.п.
В процессе диагностического взаимодействия необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком. Выполнение любого задания следует подкреплять короткими фразами: «Молодец», «У тебя
получается». Подобные поощрения допускаются и со стороны родителей.
В случае расторможенного поведения ребенка нельзя резко одергивать его, запрещать перебирать листы рабочих материалов, трогать что-либо на столе. Лучше заранее или в ходе работы убрать со стола посторонние вещи, другие методики, которые в ближайшее время не будут использоваться, чтобы они не отвлекали ребенка. Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрослому.
Следует помнить, что все выделяющиеся особенности внешнего вида и поведения, отношения к заданиям и их непосредственного выполнения, а также особенности взаимоотношений с родителями или другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностичными и обязательно отмечаются в протоколе обследования.
Для начала совместной деятельности необходимо дать ребенку заведомо доступное и интересное для него задание, позволив при этом расположиться в удобном для него месте и позе (например, на ковре на коленях). Только через некоторое время (при уже установленном контакте) возможно усаживание ребенка за стол в более удобную для специалиста позицию.
К 7 годампри норме развития ребенку не требуются специальные приемы при работе с предлагаемым диагностическим материалом, но часто он еще нуждается в стимулирующей помощи, особенно это касается детей, недостаточно уверенных в своих силах. На фоне утомления детям даже этого возраста в определенной степени нужна организующая помощь в небольшом объеме.
Ребенку с 8 - 9 летможно предложить самостоятельно выбрать стиль и
меру сложности заданий (с более трудного или, наоборот, легкого задания он хочет начать работу, будет ли он «доделывать» задание до конца или прервется на трудном этапе и т.п.), а также учесть его желание работать наедине со специалистом или, наоборот, в присутствии родителей. Такая мера доверия со стороны специалиста позволяет быстрее и надежнее сформировать необходимые эмпатийные отношения.
Работу целесообразно начать с оценки объема слухоречевой памяти и особенностей запоминания. Этот этап обследования относится к ключевым моментам, поскольку все инструкции к заданиям (как вербальным, так и невербальным) подаются ребенку в основном в речевой форме и часто бывает трудно определить, что произошло: ребенок не понял инструкцию или не сумел запомнить. Для исследования различных параметров слухоречевого запоминания используется методика Запоминание двух групп
слов, а также методика Запоминание двух фраз. Для исследования слухоречевого запоминания используется методика Запоминание 10 слов
по А.Р. Лурия.
На следующем этапе работы целесообразно оценить уровень понятийного развития. Такое исследование проводится с использованием методик Исключение предметов, Исключение понятий, Выделение двух
существенных признаков.
Для выявления особенностей мышления и изменения динамики мыслительной деятельности (наличие элементов разноплановости, опоры на латентные признаки при обобщении, соскальзывание и т.п.) – методики
Исключение предметов и Исключение понятий, Выделение двух
существенных признаков.
После этого удобно и технологично, сменив вид деятельности ребенка, предложить ему задания совершенно иного плана. Например, сложить картинку или узор (это позволит оценить степень сформированности пространственного анализа и синтеза на наглядно- действенном уровне). При работе с детьми школьного возраста можно начинать это исследование непосредственно с работы с методикой Косса.
Характеристики внимания и сформированности произвольной регуляции собственной деятельности анализируются (исследуются) фактически на протяжении всего обследования, в основном путем анализа возможности удержания инструкций и программы выполнения того или иного задания.
Такая последовательность психологического обследования позволяет провести диагностику максимально и эффективно использовать
Работу целесообразно начать с оценки объема слухоречевой памяти и особенностей запоминания. Этот этап обследования относится к ключевым моментам, поскольку все инструкции к заданиям (как вербальным, так и невербальным) подаются ребенку в основном в речевой форме и часто бывает трудно определить, что произошло: ребенок не понял инструкцию или не сумел запомнить. Для исследования различных параметров слухоречевого запоминания используется методика Запоминание двух групп
слов, а также методика Запоминание двух фраз. Для исследования слухоречевого запоминания используется методика Запоминание 10 слов
по А.Р. Лурия.
На следующем этапе работы целесообразно оценить уровень понятийного развития. Такое исследование проводится с использованием методик Исключение предметов, Исключение понятий, Выделение двух
существенных признаков.
Для выявления особенностей мышления и изменения динамики мыслительной деятельности (наличие элементов разноплановости, опоры на латентные признаки при обобщении, соскальзывание и т.п.) – методики
Исключение предметов и Исключение понятий, Выделение двух
существенных признаков.
После этого удобно и технологично, сменив вид деятельности ребенка, предложить ему задания совершенно иного плана. Например, сложить картинку или узор (это позволит оценить степень сформированности пространственного анализа и синтеза на наглядно- действенном уровне). При работе с детьми школьного возраста можно начинать это исследование непосредственно с работы с методикой Косса.
Характеристики внимания и сформированности произвольной регуляции собственной деятельности анализируются (исследуются) фактически на протяжении всего обследования, в основном путем анализа возможности удержания инструкций и программы выполнения того или иного задания.
Такая последовательность психологического обследования позволяет провести диагностику максимально и эффективно использовать
имеющийся потенциал ребенка, в том числе и энергетический.