Файл: Методические рекомендации к выполнению практических заданий по дисциплинам 2 Психологопедагогическая диагностика.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3. Исследование переключаемости внимания
2.3.1. Счет по Е. Крепелину в модификации Р. Шульте
Цель: исследование переключаемости, устойчивости внимания, работоспособности, упражняемости, выявление параметров утомляемости и
«врабатываемости». Рекомендуется для детей с 7,5 лет, при условии
Оборудование: стандартизированный бланк с парами слов (приложение
7).
Процедура проведения: ребенку предлагается подобрать слово по аналогии с предложенным примером. Задания по подбору парных аналогий выстроены в порядке возрастания уровня сложности. При условии достаточ- ного объема слухоречевой памяти задание может быть предъявлено ребенку на слух. Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.
Инструкция. «Давайте рассмотрим, какая связь между словами
«школа» и «ученик» (ребенок характеризует принцип связи в паре). Тогда какое слово подходит к слову «больница», также как к слову «школа» подходит слово «ученик»? Теперь скажи, какая связь между словами
«задача» и «решение». Тогда к слову «вопрос» подходит слово …». При правильном ответе ребенка, предлагается продолжить работу без объяснения связей между словами.
Анализируются показатели: возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца, доступность выполнения заданий по аналогии, стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями, наличие трудностей актуализации нужного слова, критичность ребенка к результатам своей деятельности, характер обучаемости и объем необходимой помощи со стороны взрослого.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Дети 8-9 лет, как правило, выполняют с небольшой помощью или самостоятельно 9-10 заданий.
Выполнение методики в полном объеме (13-14 правильных ответов) является условно нормативным для детей 10-11 лет.
3.1.2. Подбор простых аналогий
Цель: возможность установления логических связей и отношений между понятиями. Методика предъявляется детям со сформированным на- выком чтения (осмысленное чтение). Задание только в самом крайнем случае может быть предъявлено ребенку на слух с опорой на пассивное чтение, и только при условии достаточного объема слухоречевой памяти.
Оборудование: бланк с рядом задач (приложение 8). Задания по подбору простых аналогий выстроены в порядке возрастания уровня сложности.
Процедура проведения: ребенку предъявляется пара слов из левого столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое будет относиться к верхнему слову справа так же, как нижнее слово из левой части относится к своему верхнему (по аналогии).
Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левой части задания и подбора по аналогии с этим нижнего слова из правой части. Может быть выявлено утомление при работе с вербально-логическим материалом.
Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач.
«Посмотри, здесь написано два слова - сверху лошадь, снизу жеребенок.
Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово – корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову
«корова», как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.
Разберем еще пример: вот здесь слева – яйцо-скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа – картофель и внизу пять слов на выбор».
Анализируемые показатели: возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца, доступность выполнения заданий по аналогии, возможность анализа большого количества печатного (зрительного) материала, стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями, наличие ответов импульсивного характера, инертность в выборе связей, характер обучаемости и объем необходимой помощи со стороны взрослого.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Методика более адекватна для работы с детьми с мнестическими трудностями, может быть использована при работе с детьми 7-8 лет.
Условно нормативным является правильное выполнение заданий в полном объеме (11-12 заданий с выявлением существенных связей) с 10 лет.
3.1.3. Выделение двух существенных признаков
Цель: выявление способности выделять самые существенные признаки предметов и явлений и отличать их от несущественных (второстепенных), а также оценка последовательности рассуждений ребенка. Для исследования
Процедура проведения: перед ребенком выкладываются картинки.
Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжете и составить рассказ. Ребенок выполняет задание. Фиксируются особенности его деятельности.
Инструкция: «Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ».
Оценивается правильность выполнения задания, уровень сформированности логического мышления, способность понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Быстрота установления причинно-следственных связей. Способность обосновать правильность своего решения, правильность умозаключений, точность суждений, правильность, связность речи. Учитывается также скорость выполнения заданий (табл. 2).
Таблица 2
Время выполнения
Набор картинок
Высокий уровень скорость
Средний уровень
Ниже среднего
Низкий уровень
Фермер
QRST, SQRT
1-5"
6-10"
11-15"
16-45"
Пикник
EFGH, EFHG
1-5"
6-10"
11-15"
16-45"
Соня
PERCY
1-10"
11-15"
16-20"
21-60"
Садовник
FISHER, FSIHER
1-15"
16-20"
21-30"
31-75"
Дождь
MASTER, MSTEAR,
ASTEMR
1-15"
16-20"
21-30"
31-75"
3.2. Исследование невербального мышления
3.2.1. Кубики Косса
Цель: выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций.
Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением.
Оборудование: задание для выполнения, кубики Косса, секундомер
(приложение 12). Фигуры «А», «В», «С», № 1, 2, 3, 4 – выполняются 4 кубиками, фигуры № 5, 6, 7 – выполняются 9 кубиками.
Процедура проведения: при испытуемом сложить кубики, как показано
Приложение 1
Исследование зрительной памяти
Задание 1
Задание 2
2.3.1. Счет по Е. Крепелину в модификации Р. Шульте
Цель: исследование переключаемости, устойчивости внимания, работоспособности, упражняемости, выявление параметров утомляемости и
«врабатываемости». Рекомендуется для детей с 7,5 лет, при условии
автоматизированного владения счетными операциями в пределах двадцати.
Оборудование: бланк в модификации Р. Шульте (приложение 6), секундомер.
Процедура проведения: ребенку предлагается произвести сложение
(или вычитание – в зависимости от знака перед строкой) двух чисел.
Предварительно его предупреждают, что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30 секунд (или 1 мин.) делается отметка на листе, в том месте, где остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы. По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кривые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на наличие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.
Инструкция. «Перед тобой бланк, на котором напечатаны примеры.
Тебе необходимо выполнить математическое действие в уме, а результат произносить вслух. Я буду делать некоторые пометки на бланке, не обращай на них внимание. Готов? Начали!».
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Для детей любых возрастов большее количество ошибок делается при выполнении заданий на вычитание.
Безошибочно за 1 минуту ребенок 8-9 лет может выполнить от 10 до
17-18 математических действий со знаком «+», от 8 до 15-16 математических действий со знаком «–».
Нормативно возможна смена знака арифметического действия (не более 2-3 раз за всю работу) на фоне пресыщения или утомления и единичная
«потеря» знака при переходе к новой строке.
3. Исследование мышления
3.1. Исследование вербально-логического мышления
3.1.1. Подбор парных аналогий
Цель: исследование операции установления логической связи и отношения между понятиями, обнаружение нарушения последовательности суждений, проявляющегося в невозможности удержать в памяти само задание. Информативными считаются также рассуждения ребенка по поводу связей между словами и объяснения собственного выбора. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение).
Оборудование: бланк в модификации Р. Шульте (приложение 6), секундомер.
Процедура проведения: ребенку предлагается произвести сложение
(или вычитание – в зависимости от знака перед строкой) двух чисел.
Предварительно его предупреждают, что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30 секунд (или 1 мин.) делается отметка на листе, в том месте, где остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы. По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кривые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на наличие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.
Инструкция. «Перед тобой бланк, на котором напечатаны примеры.
Тебе необходимо выполнить математическое действие в уме, а результат произносить вслух. Я буду делать некоторые пометки на бланке, не обращай на них внимание. Готов? Начали!».
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Для детей любых возрастов большее количество ошибок делается при выполнении заданий на вычитание.
Безошибочно за 1 минуту ребенок 8-9 лет может выполнить от 10 до
17-18 математических действий со знаком «+», от 8 до 15-16 математических действий со знаком «–».
Нормативно возможна смена знака арифметического действия (не более 2-3 раз за всю работу) на фоне пресыщения или утомления и единичная
«потеря» знака при переходе к новой строке.
3. Исследование мышления
3.1. Исследование вербально-логического мышления
3.1.1. Подбор парных аналогий
Цель: исследование операции установления логической связи и отношения между понятиями, обнаружение нарушения последовательности суждений, проявляющегося в невозможности удержать в памяти само задание. Информативными считаются также рассуждения ребенка по поводу связей между словами и объяснения собственного выбора. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение).
Оборудование: стандартизированный бланк с парами слов (приложение
7).
Процедура проведения: ребенку предлагается подобрать слово по аналогии с предложенным примером. Задания по подбору парных аналогий выстроены в порядке возрастания уровня сложности. При условии достаточ- ного объема слухоречевой памяти задание может быть предъявлено ребенку на слух. Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.
Инструкция. «Давайте рассмотрим, какая связь между словами
«школа» и «ученик» (ребенок характеризует принцип связи в паре). Тогда какое слово подходит к слову «больница», также как к слову «школа» подходит слово «ученик»? Теперь скажи, какая связь между словами
«задача» и «решение». Тогда к слову «вопрос» подходит слово …». При правильном ответе ребенка, предлагается продолжить работу без объяснения связей между словами.
Анализируются показатели: возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца, доступность выполнения заданий по аналогии, стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями, наличие трудностей актуализации нужного слова, критичность ребенка к результатам своей деятельности, характер обучаемости и объем необходимой помощи со стороны взрослого.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Дети 8-9 лет, как правило, выполняют с небольшой помощью или самостоятельно 9-10 заданий.
Выполнение методики в полном объеме (13-14 правильных ответов) является условно нормативным для детей 10-11 лет.
3.1.2. Подбор простых аналогий
Цель: возможность установления логических связей и отношений между понятиями. Методика предъявляется детям со сформированным на- выком чтения (осмысленное чтение). Задание только в самом крайнем случае может быть предъявлено ребенку на слух с опорой на пассивное чтение, и только при условии достаточного объема слухоречевой памяти.
Оборудование: бланк с рядом задач (приложение 8). Задания по подбору простых аналогий выстроены в порядке возрастания уровня сложности.
Процедура проведения: ребенку предъявляется пара слов из левого столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое будет относиться к верхнему слову справа так же, как нижнее слово из левой части относится к своему верхнему (по аналогии).
Оценивается возможность выявления отношений между верхним и нижним словами в левой части задания и подбора по аналогии с этим нижнего слова из правой части. Может быть выявлено утомление при работе с вербально-логическим материалом.
Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач.
«Посмотри, здесь написано два слова - сверху лошадь, снизу жеребенок.
Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово – корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову
«корова», как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.
Разберем еще пример: вот здесь слева – яйцо-скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа – картофель и внизу пять слов на выбор».
Анализируемые показатели: возможность удержания инструкции и выполнения задания до конца, доступность выполнения заданий по аналогии, возможность анализа большого количества печатного (зрительного) материала, стратегия выявления ребенком логических связей и отношений между понятиями, наличие ответов импульсивного характера, инертность в выборе связей, характер обучаемости и объем необходимой помощи со стороны взрослого.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Методика более адекватна для работы с детьми с мнестическими трудностями, может быть использована при работе с детьми 7-8 лет.
Условно нормативным является правильное выполнение заданий в полном объеме (11-12 заданий с выявлением существенных связей) с 10 лет.
3.1.3. Выделение двух существенных признаков
Цель: выявление способности выделять самые существенные признаки предметов и явлений и отличать их от несущественных (второстепенных), а также оценка последовательности рассуждений ребенка. Для исследования
детей 7 - 11 лет.
Оборудование: бланк с заданиями, которые располагаются в порядке возрастания уровня сложности (приложение 9).
Процедура
проведения: методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти задание может быть предъявлено ребенку на слух. Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.
Ребенка просят выбрать только два слова из пяти, расположенных рядом, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова, т.е. выделить то, без чего данное понятие не существует.
Оценивается не только правильность выполнения, но и умение самостоятельно выбирать решение, произвольно сохранять способ анализа, отмечаются типичные ошибки, в том числе выбор большего или меньшего количества слов и т.п.
Инструкция. «Посмотри, большими буквами написано слово «лес» прочитай (послушай) какие два слова подходят к слову «лес», т.е. без которых лес не может быть (дерево, почва). Следующее слово «сад», без каких двух слов не может быть сада».
Задание считается частично выполненным, если ребенок выделяет один из существенных признаков; если правильно выделены оба существенных признака, задание выполнено полностью.
Анализируемые показатели: доступный уровень трудности заданий, возможность удержания инструкции, характер деятельности
(целенаправленность, хаотичность и т.п.), характер ошибок при выделении признаков (тип, степень «существенности» выделения), характер рассуждений ребенка, степень их логичности, наличие инертности мышления при выборе, критичность ребенка к результатам своей деятельности, объем и характер необходимой помощи.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Задания доступны и могут быть использованы с 7-7,5 лет. Выполнение в полном объеме (13-15 правильно выполненных заданий) является условно нормативным к 10-11 годам.
3.1.4. Исключение понятий
Цель: исследование уровня обобщающих операций ребенка,
Оборудование: бланк с заданиями, которые располагаются в порядке возрастания уровня сложности (приложение 9).
Процедура
проведения: методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти задание может быть предъявлено ребенку на слух. Выделенные задания представляют собой вариант наглядной помощи. Выполнение этих заданий можно рассматривать как вариант обучения. В этом случае возможен анализ обучаемости ребенка.
Ребенка просят выбрать только два слова из пяти, расположенных рядом, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова, т.е. выделить то, без чего данное понятие не существует.
Оценивается не только правильность выполнения, но и умение самостоятельно выбирать решение, произвольно сохранять способ анализа, отмечаются типичные ошибки, в том числе выбор большего или меньшего количества слов и т.п.
Инструкция. «Посмотри, большими буквами написано слово «лес» прочитай (послушай) какие два слова подходят к слову «лес», т.е. без которых лес не может быть (дерево, почва). Следующее слово «сад», без каких двух слов не может быть сада».
Задание считается частично выполненным, если ребенок выделяет один из существенных признаков; если правильно выделены оба существенных признака, задание выполнено полностью.
Анализируемые показатели: доступный уровень трудности заданий, возможность удержания инструкции, характер деятельности
(целенаправленность, хаотичность и т.п.), характер ошибок при выделении признаков (тип, степень «существенности» выделения), характер рассуждений ребенка, степень их логичности, наличие инертности мышления при выборе, критичность ребенка к результатам своей деятельности, объем и характер необходимой помощи.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Задания доступны и могут быть использованы с 7-7,5 лет. Выполнение в полном объеме (13-15 правильно выполненных заданий) является условно нормативным к 10-11 годам.
3.1.4. Исключение понятий
Цель: исследование уровня обобщающих операций ребенка,
возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти и детям, не умеющим читать, задание предъявляется на слух.
Оборудование: бланк с перечнем слов в двух вариантах: исключение
«неподходящего» понятия из 4-х и из 5-ти слов. Задания обоих вариантов располагаются в порядке возрастания уровня сложности (приложение 10).
Процедура проведения: ребенку предлагают выделить одно
«неподходящее» понятие и объяснить, по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того, нужно подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Оценивается, может ли ребенок отвлечься от второстепенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее слово (уровень понятийного развития). Выявляются и иные особенности формирования процесса обобщения. Анализируется уровень обобщающих операций, а именно: объединение по конкретно ситуативному, функциональному, понятийному, латентному признакам.
Анализируемые показатели: характер деятельности
(целенаправленность, хаотичность и т.п.), доступность выполнения задания; характер ошибок при выделении признаков, характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций, объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.
3.1.5. Последовательные картинки
Цель: изучениеособенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, объединение отдельных частей смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала, понимание и предвосхищение событий. Дополнительным параметром, выявленным тестом, служит чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий.
Оборудование: набор картинок, связанных между собой сюжетом, секундомер (приложение 11).
Оборудование: бланк с перечнем слов в двух вариантах: исключение
«неподходящего» понятия из 4-х и из 5-ти слов. Задания обоих вариантов располагаются в порядке возрастания уровня сложности (приложение 10).
Процедура проведения: ребенку предлагают выделить одно
«неподходящее» понятие и объяснить, по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того, нужно подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Оценивается, может ли ребенок отвлечься от второстепенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее слово (уровень понятийного развития). Выявляются и иные особенности формирования процесса обобщения. Анализируется уровень обобщающих операций, а именно: объединение по конкретно ситуативному, функциональному, понятийному, латентному признакам.
Анализируемые показатели: характер деятельности
(целенаправленность, хаотичность и т.п.), доступность выполнения задания; характер ошибок при выделении признаков, характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций, объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.
3.1.5. Последовательные картинки
Цель: изучениеособенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, объединение отдельных частей смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала, понимание и предвосхищение событий. Дополнительным параметром, выявленным тестом, служит чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий.
Оборудование: набор картинок, связанных между собой сюжетом, секундомер (приложение 11).
Процедура проведения: перед ребенком выкладываются картинки.
Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжете и составить рассказ. Ребенок выполняет задание. Фиксируются особенности его деятельности.
Инструкция: «Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ».
Оценивается правильность выполнения задания, уровень сформированности логического мышления, способность понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Быстрота установления причинно-следственных связей. Способность обосновать правильность своего решения, правильность умозаключений, точность суждений, правильность, связность речи. Учитывается также скорость выполнения заданий (табл. 2).
Таблица 2
Время выполнения
Набор картинок
Высокий уровень скорость
Средний уровень
Ниже среднего
Низкий уровень
Фермер
QRST, SQRT
1-5"
6-10"
11-15"
16-45"
Пикник
EFGH, EFHG
1-5"
6-10"
11-15"
16-45"
Соня
PERCY
1-10"
11-15"
16-20"
21-60"
Садовник
FISHER, FSIHER
1-15"
16-20"
21-30"
31-75"
Дождь
MASTER, MSTEAR,
ASTEMR
1-15"
16-20"
21-30"
31-75"
3.2. Исследование невербального мышления
3.2.1. Кубики Косса
Цель: выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций.
Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением.
Оборудование: задание для выполнения, кубики Косса, секундомер
(приложение 12). Фигуры «А», «В», «С», № 1, 2, 3, 4 – выполняются 4 кубиками, фигуры № 5, 6, 7 – выполняются 9 кубиками.
Процедура проведения: при испытуемом сложить кубики, как показано
на картинке «А». Карточку испытуемому не показывать. Оставить сложенную из кубиков фигуру как модель. Предложить сложить из четырех других кубиков то же, что и на модели, расположив эти кубики между испытуемым и моделью. При неудаче продемонстрировать правильное выполнение на кубиках испытуемого, разрушив, снова предложить собрать по модели. Независимо от результата перейти к следующей фигуре «В».
Инструкция: Положить перед испытуемым карточку «С», сказав:
«Сейчас я сделаю точно так же, как на этой картинке. Смотри...» Сложить из четырех кубиков фигуру «С». Теперь ты сложи также как на картинке».
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Фигуры «А», «В», «С» доступны детям с 7 лет. С детьми 8 лет и старше начинать процедуру обследования с фигуры №1. Фигуры № 5, 6, 7 предлагаются детям 9-11 лет. Учитывается скорость выполнения заданий
(табл. 3).
Таблица 3
Время выполнения
Задание
Высокий уровень скорость
Средний уровень
Ниже среднего
Низкий уровень
1
1-10"
11-15"
16-20"
21-75"
2
1-10"
11-15"
16-20"
21-75"
3
1-15"
16-20"
21-25"
26-75"
4
1-10"
11-15"
16-20"
21-75"
5
1-35"
36-45"
46-65"
66-150"
6
1-55"
56-65"
66-80"
81-150"
7
1-55"
56-65"
66-90"
91-150"
3.2.2. Продолжи ряд
Цель: выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.
Оборудование: четыре отдельных бланка с заданиями, цветные фломастеры (приложение 13).
Процедура проведения: задания № 1, 2, 3, 4 предъявляются отдельно, один за другим, начиная с задания № 1. при правильном выполнении задания
№ 1 обследование прекращается.
Инструкция: «Рассмотри внимательно, что нарисовано, продолжи рисунок так же как здесь».
Учитывается правильность воспроизведения совокупности шести признаков: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет,
Инструкция: Положить перед испытуемым карточку «С», сказав:
«Сейчас я сделаю точно так же, как на этой картинке. Смотри...» Сложить из четырех кубиков фигуру «С». Теперь ты сложи также как на картинке».
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Фигуры «А», «В», «С» доступны детям с 7 лет. С детьми 8 лет и старше начинать процедуру обследования с фигуры №1. Фигуры № 5, 6, 7 предлагаются детям 9-11 лет. Учитывается скорость выполнения заданий
(табл. 3).
Таблица 3
Время выполнения
Задание
Высокий уровень скорость
Средний уровень
Ниже среднего
Низкий уровень
1
1-10"
11-15"
16-20"
21-75"
2
1-10"
11-15"
16-20"
21-75"
3
1-15"
16-20"
21-25"
26-75"
4
1-10"
11-15"
16-20"
21-75"
5
1-35"
36-45"
46-65"
66-150"
6
1-55"
56-65"
66-80"
81-150"
7
1-55"
56-65"
66-90"
91-150"
3.2.2. Продолжи ряд
Цель: выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.
Оборудование: четыре отдельных бланка с заданиями, цветные фломастеры (приложение 13).
Процедура проведения: задания № 1, 2, 3, 4 предъявляются отдельно, один за другим, начиная с задания № 1. при правильном выполнении задания
№ 1 обследование прекращается.
Инструкция: «Рассмотри внимательно, что нарисовано, продолжи рисунок так же как здесь».
Учитывается правильность воспроизведения совокупности шести признаков: последовательность фигур, расстояние между ними, цвет,
величина, расположение относительно оси, направление штриховки.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Задание считается правильно выполненным, если воспроизведены все шесть признаков. В случае нарушения хотя бы одного из них задание считается неправильно выполненным и предлагается выполнить другое, менее сложное.
Результаты исследования заносят в протокол обследования
(приложение 14) на основании которого составляется заключение об уровне развития познавательной деятельности ребенка (приложение 15).
3. Задания для выполнения практических занятий
Задание 1. Изучить особенности процесса запоминания детей младшего школьного возраста.
Задание 2. Изучить особенности мыслительных операций детей младшего школьного возраста.
Задание 3. Изучить особенности внимания детей младшего школьного возраста.
Алгоритм выполнения задания
1.Составить программу психодиагностического исследования.
2. Составить заключение на основе результатов психодиагностического исследования.
3. Составить рекомендации для педагогов (родителей) по дальнейшему развитию изучаемого процесса у ребенка.
4. Список рекомендуемой литературы
1. Абрамова
Г.С. Практическая психология. Издание третье, стереотипное. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
2. Белова О. В. Общая психодиагностика. Методические указания. –
Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность.
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б.
Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 207-216.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учебное пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
6. Семаго
Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Задание считается правильно выполненным, если воспроизведены все шесть признаков. В случае нарушения хотя бы одного из них задание считается неправильно выполненным и предлагается выполнить другое, менее сложное.
Результаты исследования заносят в протокол обследования
(приложение 14) на основании которого составляется заключение об уровне развития познавательной деятельности ребенка (приложение 15).
3. Задания для выполнения практических занятий
Задание 1. Изучить особенности процесса запоминания детей младшего школьного возраста.
Задание 2. Изучить особенности мыслительных операций детей младшего школьного возраста.
Задание 3. Изучить особенности внимания детей младшего школьного возраста.
Алгоритм выполнения задания
1.Составить программу психодиагностического исследования.
2. Составить заключение на основе результатов психодиагностического исследования.
3. Составить рекомендации для педагогов (родителей) по дальнейшему развитию изучаемого процесса у ребенка.
4. Список рекомендуемой литературы
1. Абрамова
Г.С. Практическая психология. Издание третье, стереотипное. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
2. Белова О. В. Общая психодиагностика. Методические указания. –
Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
3. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность.
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б.
Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 207-216.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учебное пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
6. Семаго
Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы
диагностической и коррекционной работы психолога (Библиотека психолога- практика). – М.: АРКТИ, 2000.
Приложение 1
Исследование зрительной памяти
Задание 1
Задание 2