Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 690
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Классификация правовых норм.
Для определения общих и отличительных черт правовых норм, обозначения их место и функциональной роли, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.
По источнику закрепления можно выделить нормы, содержащиеся в законах, подзаконных нормативно-правовых актах, обычаях делового оборота, иных источниках.
По социальному назначению нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
По характеру предписаний нормы классифицируются на обязывающие (предписывают определенные действия), управомачивающие (предоставляют право действовать тем или иным образом) и запрещающие (не разрешают совершение действий).
По выполняемым функциям нормы права подразделяются на регулятивные (содержат предписания, устанавливающие права и обязанности) и охранительные (направлены на защиту правопорядка).
По предмету правового регулированияразличают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные (правила поведения) и процессуальные (процедура применения этих правил).
По методу правового регулирования выделяются императивные (носят властно-категоричный характер), диспозитивные (позволяют сторонам определить объём и процесс реализации прав и обязанностей), рекомендательные (устанавливают варианты желательного поведения) нормы.
Нормы права классифицируются также по времени действиянапостоянные и временные. По кругу лиц выделяют общие нормы, распространяющиеся на всех без исключения, и специальные нормы, действующие в отношении определенной социальной группы (военнослужащие, работники в районах Крайнего Севера).
-
Источники (формы) права и их классификация.
В теории права нередко проводится различие между формами и источниками права: под формой понимается способ официального закрепления содержания норм права, а под источником – система факторов, определяющих содержание права и формы его выражения. В настоящее время источник права рассматривается в трёх смыслах:
-
материальном – совокупность исторических, политических, экономических, географических и нравственных факторов; -
идеальном – идеи, которые лежат в основе правовой системы; -
формальном (юридическом) – различные способы внешнего выражения норм права.
Источник права – это официальные и иные формы и способы выражения и закрепления норм права. Видами источников права являются:
-
нормативно-правовой акт – юридический акт, принятый компетентными органами государства в особом порядке и в письменной форме, находящийся в иерархии с иными актами. В отличие от индивидуальных актов (судебных и административных решений), нормативные акты адресованы неопределенному кругу лиц. Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты; -
договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами. Нормативные договоры заключаются на основе норм публичного права, подлежат обязательной публикации и распространяют своё действие не только на лиц, заключивших его, но и на иных субъектов. Например, это Федеративный договор 1992 г. «О разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ» (о компетенции), договоры о дружбе и сотрудничестве, совместной деятельности (о взаимодействии); -
правовой прецедент (судебный или административный) – решение по конкретному юридическому делу, которое становится образцом для разрешения всех аналогичных дел в будущем. Прецедент обязателен для нижестоящих судов как мотивировочная часть решения (правовая позиция), и может быть отменён законом или иным, более поздним прецедентом; -
правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения. Первый источник права, формировавшийся путём признания и одобрения государством, и не утративший своего значения до сих пор (например, обычаи делового оборота, парламентские обычаи в монархиях, lex mercatoria – совокупность торговых обычаев); -
принципы права – исходные начала правовой системы, на которые ссылаются при отсутствии иных источников. Данные основополагающие идеи должны быть закреплены в официальных источниках прав или получить признание в юридической практике. К принципам относятся правовые аксиомы («нельзя дважды судить за одно и то же»), международные принципы, конституционные положения; -
религиозные источники играют важную роль в клерикальных и теократических государствах (мусульманское, индусское, иудейское право), к ним относятся церковные книги, акты религиозных деятелей, догматы теологической теории; -
правовая доктрина – совокупность трудов наиболее известных юристов, на которые допустимо ссылаться при разрешении конкретного дела. Является результатом научной деятельности и имеет форму научного исследования, служит способом выражения позиции учёного. Выделяются общеправовая доктрина, доктрина отдельной отрасли права и правового института; -
судебная практика всё чаще признается источником права, поскольку суды наделены функцией опосредованного и абстрактного нормоконтроля, могут восполнять пробелы в праве при разрешении конкретных дел, а разъяснения пленумов высших судов служат основанием для разрешения дел; -
международное право.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Понятие и виды законов.
Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:
-
принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума в особом процессуальном порядке; -
обладают высшей юридической силой; -
регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
Таким образом, закон — это принятый в особом порядке нормативно-правовой акт законодательного (представительного) органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Преимуществами закона перед иными нормативно-правовыми актами являются его высокое место в системе НПА, первичное регулирование общественных отношений, прямое действие, большие ресурсы для исполнения, эффективный механизм обеспечения и строгие требования к подготовке и принятию.
В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают следующие виды законов: федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации. Конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам в первоочередном порядке, указанным в Конституции, обладают повышенной стабильностью, имеют большую силу, чем текущие законы.
Законы о поправке к Конституции РФ обладают особой юридической силой и принимаются в порядке, предусмотренном для конституционного закона (2/3 голосов от общего числа депутатов ГД ФС РФ и ¾ от общего числа членов СФ ФС РФ).
Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.). Федеральные законы подразделяются на органические (кодифицированные) и обыкновенные. Кодексы – распространенная форма закона, в которой в систематизированном виде содержатся все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодекс не имеет более высокой юридической силы, чем остальные законы.
Основы законодательства – форма закона, характерная для федеративного государства, в которой устанавливаются главные характеристики институтов и закладывается нормативная база для принятия субъектами федерации конкретных законов.
Законы о ратификации и денонсации международных договоров также иногда выделяются как особый вид законов, поскольку опосредуют включение в правовую систему норм международного права.
Модельные законы носят рекомендательный характер и принимаются в рамках СНГ для обеспечения единства в правовом поле СНГ.
Делегированное законодательство не применяется в РФ, но существует во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ. Суть делегированного закона состоит в том, что законодательные органы делегируют исполнительным органам право принимать акты в форме законов для оперативного решения актуальных проблем. Во избежание злоупотреблений определятся точный перечень вопросов, который могут стать предметом делегирования, и срок передачи полномочий, сами делегированные законы находятся под контролем законодательных органов.
В федеративных государствах особым видом законов являются законы субъектов федерации. Данные законы не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, в иных субъектах — уставы. Представительные органы субъектов РФ вправе принимать законы и подзаконные нормативные акты.
По сроку действия законы делятся на постоянные и чрезвычайные (принимаются и действуют в чрезвычайных ситуациях, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер).
По субъектам законотворчества законы делятся на принятые в результате референдума, законодательным органом. Законы, принятые в результате референдума, обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только посредством референдума.
-
Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы. Система нормативно-правовых актов строится в зависимости от места органов, их издающих, и предмета регулирования.
Признаки нормативно-правового акта:
-
властно-волевой характер; -
неоднократность применения; -
адресован неопределенному кругу лиц; -
иерархичность, определенное место в системе нормативных актов.
В России