Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 689

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

происхождение. Нормы морали складываются на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости и приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и обязательны для всех;

  • форма выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах;

  • способ охраны. Для обеспечения реализации правовых норм применяются меры государственною принуждения, мораль обеспечена силой общественного мнения;

  • степень детализации. Нормы морали – наиболее обобщенные правила поведения, а правовые нормы – более детализированные правила поведения;

  • уровень требований. У норм морали он выше, чем у правовых норм;

  • сфера действия. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, а право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, подконтрольные государству.

    Право и мораль взаимодействуют в сфере правотворчества и реализации права. Норма права должна соответствовать нравственным устоям общества, а реализация – быть индивидуальной, что возможно при использовании норм морали (при толковании права, назначении наказания). Противоречия между правом и моралью обусловлены тем, что мораль более динамична, быстрее реагирует на изменения в обществе, и предъявляет более высокие требования к людям. Немало ситуаций, в которых норма права не соответствует норме морали (например, ответственность близких родственников за отказ от дачи показаний по УК РСФСР). Нередко закон не запрещает того, что является аморальным (например, оставление матерью новорождённого ребёнка в родильном доме).

    1. Право и политика.

    Политика оказывает огромное влияние на все стороны жизни, в том числе и право. В политике можно выделить объективные и субъективные начала. К объективным относятся отношения между классами, нациями, государствами. Субъективное начало составляет практическая деятельность классов, наций, партий, движений по осуществлению своих интересов.


    Политика тесно связана с государственной властью, и это во многом объединяет политику и право как регуляторы общественных отношений, средства разрешения социальных конфликтов. И право, и политика обусловлена объективными потребностями общества.

    Различия между правом и политикой заключаются в том, что политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика – более динамичное явление, быстрее реагирует на новые общественные потребности. Методы и формы выражения политики также более разнообразны и менее формализованы.

    В теории права сложилось два подхода к соотношению права и политики. Первый подход исходит из приоритета политики, поскольку не существует аполитичного права. Право рассматривается как инструмент политики, не имеющий самостоятельного значения. Сторонники второго подхода (приоритета права) трактуют право как фундамент всех политических процессов.

    Соотношение права и политики в различных государствах и на различных этапах их развития также отличается. Нередко право выполняло роль тормоза прогрессивных изменений, тогда как усилиями политических движений реакционные законы отменялись. Следовательно, нельзя сказать об однозначном приоритете права или политики: этот вопрос должен решаться с использованием конкретного исторического метода, и весьма осторожно.

    1. Право и экономика.

    Вопрос о соотношении права и экономики является дискуссионным. Так, сторонники марксисткой теории считают экономику базисом, а право – надстройкой, в силу чего экономика наделяется приоритетом перед правом. Другие учёные провозглашают приоритет права, третьи исходят из равных отношений между этими категориями.

    Нормы права, принимаемые государственными органами, тесно связаны с существующим строем экономических отношений в стране. Но, будучи принятыми, нормы права воздействуют на экономические отношения: определяют формы собственности, гарантируют её защиту, устанавливают систему налогов, кредитную систему, финансовую и денежную политику.

    Различное соотношение права и экономики позволяет выделить три способа управления экономикой. При командном (административном) способе экономика регулируется государственно-правовыми способами, закон регламентирует все процессы производства, распределения, обмена и потребления благ. Стихийный (рыночный) способ основан на саморегулировании экономики, характеризуется самоустранением государства и права от вмешательства в экономическую деятельностью. Как преувеличение, так и преуменьшение роли нормативно-правовых регуляторов в экономике влечёт негативные последствия - возникновение теневой экономики или социальную нестабильность.



    В настоящее время распространён смешанный способ соотношения права и экономики, сочетающий рыночные законы с умеренным правовым регулированием. Государство с помощью права защищает экономику от кризисов, используя такие рычаги, как налоги, кредиты, субсидии, инвестиции, приватизация, бюджетная политика. Правовые нормы должны определять цели, задачи, принципы построения рыночных отношений, фиксировать пределы вмешательства государства в экономическую деятельность, гарантировать все формы собственности, защищать конкуренцию, определять порядок разрешения экономических споров.

    1. Сущность и социальное назначение права.

    Сущность права  форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу. Единого представления о сущности права не существует: под влиянием экономики, исторических, национальных и культурных факторов формируется сущность права в любом государстве.

    Можно выделить два главных подхода к сущности права:

    • классовый: право определяется как система норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса ;

    • общесоциальный: право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.

    Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, национальный, расовый, иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

    Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным начала, и, в зависимости от исторических условий, на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал. С одной стороны, право всегда выражает волю тех групп и слоев, которым принадлежит власть, а с другой оно представляет собой не только механизм господства, но и инструмент общесоциального регулирования. Общесоциальная сущность права не отрицает возможности применения государственного принуждения, поскольку право призвано именно обеспечивать порядок в обществе.

    Как и социальное назначение государства, социальное назначение права связано с сущностью данного явления. Право существует не только для того, чтобы оформлять, делать обязательной волю определённых социальных групп, но и для служения обществу. Регулирование общественных отношений с помощью норм – основное назначение права.


    1. Норма права: понятие и признаки.

    Правовая норма — исходный элемент права, с которым связаны все остальные юридические понятия (правотворчество, правоотношение), процессы реализации и формирования права.

    Нормы права являются разновидностью социальных регуляторов и воздействуют на наиболее важные для жизни общества общественные отношения. В правовых нормах закреплены уже сложившиеся общественные отношения. По своей сути норма права представляет желаемую модель регулируемых отношений.

    Любая норма права имеет логическое, волевое и социально-юридическое содержание, которые тесно связаны друг с другом. Логическое содержание нормы состоит в заключённом в ней суждении, волевое – в стремлении государства урегулировать отношения определенным образом, социально-юридическое – в том общественном отношении, которое стало предметом регулирования, а также юридических средствах, используемых при регулировании.

    Существует множество определений нормы права. Стоит рассмотреть данное понятие через его существенные признаки. Так, норма права:

    • носит общий характер (обладает нормативностью);

    • содержит общеобязательное правило поведения;

    • характеризуется неперсонифицированностью (распространяет свое действие на определенные социальные группы);

    • обладает многократностью применения;

    • обладает формальной определенностью (внутренняя – указание на конкретный объём прав и обязанностей, и внешняя – наличие письменной форму);

    • имеет государственно-властный характер и создаётся особым способом – правотворчеством;

    • обеспечена государственным принуждением;

    • имеет предоставительно-обязывающее содержание (предоставляет права и возлагает обязанности);

    • системна (находится в определенной структуре, иерархии с другими нормами).

    Норма права — это общеобязательное формально-определенное правило поведения, устанавливаемое и охраняемое государством, закрепленное в определенной форме и регулирующее наиболее важные общественные отношения. 

    1. Структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативно правового акта.

    Структура нормы права — это совокупность составляющих её элементов, обеспечивающих её самостоятельность; внутреннее строение, определенный порядок связи и взаимодействия её элементов.
    Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Данная структура характерна для норм-правил поведения и не присуща нормам-принципам, нормам-целям, нормам-дефинициям,

    Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства, необходимые для реализации нормы. В зависимости от количества данных условий гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативная гипотеза связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в норме обстоятельств.

    Диспозициясодержит правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой (абсолютно-определенной), альтернативной (относительно-определенной), бланкетной и отсылочной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта к другим правовым нормам. Отсылочные диспозиции отсылают к правилу, содержащемуся в другой статье нормативно-правового акта, что связано с требованиями юридической техники.

    Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Это может быть не только наказание, но и предупредительное воздействие (отмена административного акта, задержание, привод), меры защиты, восстановительные и компенсационные меры. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно-определенные (чёткая мера воздействия), относительно-определенные (нижний и верхний предел меры воздействия), альтернативные (несколько возможных санкций, одна из которых выбирается судом). Кумулятивные санкции допускают или обязывают применить к правонарушителя наряду с основной мерой ответственности ещё и дополнительную (например, лишение свободы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

    Норма права и статья правового акта – это близкие, но не идентичные явления. Статья представляет собой структурную единицу правового акта, сам нормативный акт подразделяется на статьи с учётом требований юридической техники. Возможны ситуации, когда в статье нормативно-правового акта содержатся все элементы правовой нормы. Гораздо чаще одна правовая норма заключена в нескольких статьях. Не исключены и ситуации, когда в одной статье содержатся несколько правовых норм.