Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 693
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федерация характеризуется следующими чертами:
-
двухпалатный парламент (одна палата представляет интересы всей федерации, другая – интересы субъектов); -
двухуровневая система органов государственной власти; -
две системы законодательства (конституции и законы имеют и субъекты федерации); -
две системы гражданства (общефедерального и субъектов федерации); -
двухканальная система налогов; -
разграничение предметов ведения федерации и субъектов. Можно выделить четыре способа: исключительная компетенция федерации (все остальные вопросы относятся к ведению субъектов), исключительная компетенция субъектов (в настоящее время не применяется), две компетенции (неперечисленные вопросы относятся к ведению федерации или субъектов) и сфера конкурирующих интересов (совместного ведения федерации и субъектов).
Стоит отметить, что субъекты федерации не обладают всей полнотой государственного суверенитета. В частности, современные федерации отказывают субъектам в праве сецессии – выхода из состава федерации. Данный выход может быть осуществлён только принудительно (например, выход Прибалтийских республик из состава СССР).
По юридической основе формирования федерации делятся на договорные и конституционные.
По статусу субъектов можно выделить симметричные и ассиметричные федерации. В симметричных федерациях субъекты обладают равным статусом. Выделяют три разновидности асимметрии: наличие иных территориальных образований, помимо субъектов (например, ассоциированных территорий – Пуэрто-Рико в США), юридическое равноправие субъектов при фактическом различии в положении (например, республики и автономные округа в РФ), скрытая асимметрия (выражается в различии числа представителей субъекта в верхней палате парламента).
Федерация образуется по национальному или территориальному принципу, либо на смешанных началах. Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), чем образованные на национально-территориальной основе (СССР, Чехословакия, Югославия). Федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада).
-
Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений.
Конфедерация не является формой государственного устройства и сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций. Конфедерации как объединения государств создавались для достижения внешнеполитических и военных целей и нередко были переходной ступенью к формированию федерации. Конфедерациями были: Нидерланды (1579–1795), США (1776-1787), Швейцарский союз (1815-1848), Объединенная Арабская Республика (союз Египта и Сирии), Сенегамбия (объединившая Сенегал и Гамбию).
Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенитета. Характерные признаки конфедерации следующие:
-
создание конфедерации закрепляется договором; -
конфедерация не обладает суверенитетом; -
конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; -
субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации (отмены действия актов органов конфедерации на своей территории); -
конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства; -
конфедерация не имеет собственности, налогов, финансы конфедерации образуются её субъектами; -
рекомендательный характер актов конфедерации для государств.
Существуют и иные формы межгосударственных объединений, например, содружества. Так, СНГ был создан 12 государствами бывшего СССР в 1991 году.
Межгосударственными являются некоторые целевые сообщества, например, образованный в 1949 году Совет Европы (цель – способствовать экономической, культурной интеграции стран Европы, обеспечивать защиту прав человека).
Примером универсального объединения государств является ООН.
-
Демократический режим и его виды. Форма осуществления демократии.
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства используют определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. В каждом государстве существуют собственный государственный режим.
При демократических режимах народ является источником власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Признаками демократического государственного режима являются также:
-
выборность и сменяемость власти; -
принцип разделения властей; -
свобода личности в экономической сфере (признание частной собственности и свобода предпринимательства); -
гарантированность прав и свобод человека; -
реальное участие граждан в формировании и деятельности органов государства; -
учёт интересов меньшинств; -
политический плюрализм и многообразие; -
наличие легальной оппозиции.
Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно демократический режимы. При либерально-демократическом режиме существует экономическое, политическое и культурное многообразие, осуществление власти на основе принципа разделения властей, баланс интересов личности и государства, высокое политическое и нравственное сознание населения. Собственно демократический режим отличается признанием прав и свобод за всеми людьми и не только закрепляет, но и реально гарантирует права человека. При данном виде режима максимально используются институты народовластия (плебисциты, референдумы, демонстрации, митинги, шествия), полномочия органов власти разграничены, все решения принимаются с учётом мнения меньшинства, государство является правовым по содержанию. В настоящее время ни в одном государстве не существует собственно демократический режим, представляющий собой идеал.
-
Механизм государства: понятие и структура.
Государство реализует свои функции через государственный механизм. Под механизмом государства понимается государственный аппарат – совокупность органов государства. Некоторые авторы включают в механизм государства также и государственные организации (вооруженные силы, полиция, разведка, организации связи, транспорта, образования).
В механизм государства нередко включаются такие элементы, как публичные службы, корпорации, механизм принятия решений, ресурсы. К публичным службам относятся: правоохранительные структуры, учреждения, оказывающие государственные услуги, а также корпорации (Газпром).
Процедурами принятия решений в государстве являются выборы и референдумы; самостоятельное принятие решение государственным органом; совместное принятие решения (например, Пленумами ВС и ВАС); согласованное принятие решения (в рамках бюджетного процесса); принятие решений в соответствии с нормами международного права и рекомендациями международных организаций.
Государство приобретает ресурсы для осуществления власти путём управления государственной собственностью, взимания налогов и сборов, использования природных ресурсов.
Характерными чертами механизма государства являются следующие:
-
это целостная иерархическая система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности; -
сложная структура, отражающая место, которое занимают различные виды и группы государственных органов; -
направлен на реализацию государственной власти и функций государства; -
обеспечен орудиями принуждения – судами, тюрьмами.
Обобщение всех анализируемых признаков позволяет прийти к выводу, что механизм государства – это основанная на единых принципах и располагающая необходимыми материальными ресурсами система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства и реализуется государственная власть.
-
Принципы формирования и функционирования механизма государства.
Механизм государства формируется и функционирует в соответствие с определенными принципами – это закрепленные в законе отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его организации и деятельности. принципы подразделяются на общие, относящиеся к механизму государства в целом, и частные, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов (например, принцип состязательности и равноправия сторон в деятельности судов, прокуратуры, органов предварительного расследования).
Общие принципы могут быть закреплены в Конституции РФ, а также в федеральных законах (в первую очередь, в ФЗ «О системе государственной службы в РФ», «О государственной гражданской службе в РФ»). К числу конституционно закрепленных принципов организации и деятельности механизма государства относятся:
-
народовластие (демократический режим, республиканская форма правления, сменяемость власти); -
гуманизм (указание на социальный характер государства); -
федерализм (равноправие субъектов РФ), -
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, -
законность (всеобщность требования соблюдать и исполнять законы).
В законодательстве РФ, а также в ТГП, существуют также следующие общие принципы деятельности механизма государства:
-
верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов; -
приоритет и непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; -
открытость и равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; -
обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями; -
профессионализм и компетентность госслужащих; -
гласность в осуществлении государственной службы; -
ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; -
внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; -
легальный порядок образования и действия; -
оптимальность, эффективность и экономичность; -
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их деятельность; -
разграничение компетенции между различными органами государства; -
сочетание коллегиальности и единоначалия.
-
Понятие и признаки органа государства.
Важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства – относительно самостоятельная часть государства, реализующая его функции. Орган государства обладает следующими признаками:
-
это автономная часть государства, которая создаётся по его воле и осуществляет свои функции от его имени; -
имеет закрепленную в нормативно-правовых актах структуру, компетенцию (предмет ведения); -
наделен властными полномочиями – юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть; -
имеет право принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию; -
вправе применять государственное принуждение; -
обладает экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью; -
состоит из государственных служащих; -
деятельность органа государства обеспечивается за счёт средств бюджета (федерального, регионального, местного).
Таким образом, орган государства – это часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.
-
Классификация органов государства.
Органы государства могут быть классифицированы по различным критериям. Классификация позволяет более тщательно исследовать органы государства.
По источнику легитимности:
-
устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, -
устанавливаемые федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства; -
органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ).
По способу создания:
-
первичные (получающие власть от народа); -
производные (образуются первичными органами).
На основе принципа разделения властей: органы законодательной, исполнительной, судебной власти.
По объему властных полномочий: высшие и местные (например, территориальные управления, отделы). Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.